Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнеиндийские философские школы






 

Своеобразие способов существования философских направ­лений и школ (даршан видений), определя­ется, прежде всего, близостью форм философской и религиоз­ной деятельности в Древней Индии. Большинство даршанпредставляет собой философское развитие основ вероучения определенного религиозного направления. Даршанытрадици­онно делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам (ведение, знание) – Священному слову религий брахманизма, а затем индуизма.

К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиций Вед. Они считаются ортодоксальными, традиционными и называются астика (утверждающие). Среди них школы:

– образованные на независимых основах – санкхья, йога, ньяя и вайшешика – строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, но в то же время стремились продемонстрировать, что текст Вед находится в полном соответствии с их собственными теориями, основывающимися на разуме;

– школа, придающая особое значение ритуальной стороне Вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию – миманса;

– школа, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед и стремящаяся углубить, расширить и обосновать с философской точки зрения учение Вед о мире и месте в нём человека – веданта.

Вторую группу составляют школы неортодоксальные, нетрадиционные – настика (отрицающие): чарвака, буддизм, джайнизм.

Даршаны ортодоксальной группы (астика).

1. Санкхья (перечисление, рассмотрение) – одна из самых древних дуалистических философских школ, основателем её считается легендарный мудрец Капила (VII век до н.э.), а пик влияния приходится на середину I тыс. н.э. Концептуальная основа школы – осмысление реальности бытия и поиск путей к освобождению от страданий, а практические рекомендации духовного роста даёт сопутствующая санкхье йога. Всё многообразие Вселенной рассматривается как взаимодействие двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пурушу). Пурушу, как неизменное начало бытия своим атрибутом имеет пракрити, которое находится в процессе постоянного изменения. Пракрити представляет собой первичную субстанцию мироздания и сплетена из трёх гун (верёвок). Пракрити существует вне времени и причинности, не доступна для эмпирического восприятия и является бессознательным, бездуховным началом. Однако, пурушу, как чистое духовное начало, не следует понимать как разум, эго или интеллект (их представители санкхьи трактуют как утончённые материальные формы). Пурушу представляет вечный, не изменяющийся принцип индивидуальности, стоящий вне времени и пространства.и представляет собой первичную субстанцию мироздания и сплетена из трёх гун рмы. Поэтому представители санкхьи утверждали, что существует независимый от физической оболочки дух, универсальный и бессмертный. Оплодотворённая пурушей пракрити претерпевает эволюционный цикл, результатом которого становится последовательное проявление интеллекта, Эго, разума, органов чувств и физической оболочки (тела). Личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать своё «Я». Человек освобождается от сансары как только осознаёт различие между собственной духовной природой и физическим телом. Задача познания и самосовершенствования – понять устройство мира, независимость пурушу от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с духом и тем самым достичь освобождения – мокши. Методологию такого освобождения предлагает йога.

2. Йога (связь, усилие). Основателем её считается Патанджали (II в. до н.э. или II в. н.э.) – автор «Йога-сутры». Йога переводит в практическое руслонамеченные санкхьей пути и методы освобождения. Йогин, разделяющий посредством активных усилий и сосредоточенности своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пурушу, обладающему сакральной сверхценно­стью и именующемуся Ишварой – Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюде­ние религиозных предписаний и нравственных требований, осо­бенно, ахимсы – непричинения вреда живым существам; конт­роль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания – та­ким образом, последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных пракрити. И, наконец, достигается со­стояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение.

Цель йоги – освобождение. Как правило, считается, что духов­ная цель йоги — освобождение сознания от невежества, власти кар­мы и постоянных перерождений в сансаре. Освобождение сознания не мо­жет считаться высшей целью, так как индивидуальное сознание не является самостоятельным. Оно существует не для себя и не ради себя, а для высших Целей Абсолютного Мирового Духа (Атмана, Пурушу, или Бога). Его Цель – получение опыта бытия, а затем — освобождение от власти материи и материального бытия.

Путь освобождения индивидуального сознания – через осознание того, что подлинное духовное «Я» чело­века стоит выше тела, чувств, ума, счастья и несчастья личного эго, выше пространства, времени и физического мира. Это есть осознание себя как Аб­солютного Духа, пребывающего над из­менениями, страданиями, злом и смертью. Система йоги предлагает специальные практические методы достижения осво­бождения.

Методика достижения освобождения в классической йоге опирается на следующие фундаментальные основания:

— этическое совершенствование;

— аскетическую практику;

— систему психотехнических упражнений.

Йогическую практику составляют восемь ступе­ней совершенствования.

1. Самоконтроль(яма). Его основу составляют: ненасилие, правдивость, воздержание в сексе и других потребностях, неприятие даров.

2. Соблюдение этических предписаний(нияма): нравственная чистота в помыслах, словах и деяниях, удовлетворенность собственным положением, самообучение и самосо­вершенствование, подвижничество, преданность Богу (Высшей Реальности).

3. Дисциплина тела(асаны). Через специальные статиче­ские и очистительные упражнения развивается выносливость и жизнеспособность физического тела.

4. Дисциплина дыхания(пранаяма). Регулирование дыха­ния и подчинение его контролю воли.

5. Дисциплина органов чувств(пратьяхара). Развитие волевого управления органами чувств.

6. Концентрация сознания(дхарана). Развитие внимания на определенном предмете.

7. Созерцание(дхьяна). Развитие однородной сфокусированности сознания.

8. Полное сосредоточение и транс(самадхи).

С первой по пятую ступени происходит развитие внешних средств йоги. С шестой по восьмую – внутренних. Дхарана, дхьяна и самадхи — три ступени (степени) психотехнической практи­ки. Именно с них начинается настоящая йога. Все предыдущие — подготовительные средства.

Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человече­ского духа. В йоге их называют «совершенными способностями». К ним относится:

— чтение чужих мыслей;

— способность быть невидимым;

— способность не ощущать голода и жажды;

— способность не чувствовать боли;

— знание о моменте собственной смерти;

— знание прошлых и будущих событий;

— знание чужих и своих прошлых жизней;

— способность озарения;

— обострение органов чувств;

— перемещение сознания из одного тела в другое;

— свободное передвижение в пространстве;

— левитация;

— способность повелевать природными стихиями;

— всезнание;

— способность создавать материальные объекты силой мысли и т.д.

3. Ньяя (правило, логика) – гносеологическая школа Древней Индии. Эта даршана основана Готамой (II в. до н.э. или II в. н.э.). Сторон­ники школы считают, что к освобождению следует идти, пресе­кая привязанности человеческого «Я» к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Высшее «Я» не может отождествляться с физическим телом, так как первое не подвластно переменам, в то время как смертная оболочка подвержена изменениям на протяжении всей жизни. Человеческий опыт является неповторимым. Поэтому именно «Я» становится предметом личного опыта. Однако «Я» нельзя познать по внешним признакам физического тел, а только путём непосредственного сознания через умозаключения. Отсюда – сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими иде­ями буддизма. Школа предприняла структурный анализ базовых элементов параманы (невидимой субстанции, составляющей всё сущее) – земли, воды, воздуха и огня. За основу философской системы принимается личный опыт, приобретённый на чувственном уровне, который описывается семью категориями – вещество, качество, действие, общность, особенность, присущность и небытие. Все семь признаются реальными. Реально всё, что поддаётся эмпирическому изучению – это и есть субстанциональное начало. Исследуя способы познания, философы ньяя по­строили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах ньяя в основном следовала положениям вайшешики.

4. Вайшешика (различение) – религиозно-философская плюралистическая школа, основанная мудрецом Канадой (I в. до н.э. или – I в. н.э.).

Согласно вайшешике, абсолютное божественное «Я» – Ишвара – творит миры из атомов, поддерживает и разрушает их с помощью особой силы, действующей по закону кармы. Атомы различаются по качествам в соответствии со спецификой великих стихий (махабхут), из которых они состоят. Вайшешики различали пять великих стихий (субстанций) – космических первоэлементов: земля (её атомы обладают запахом, вкусом, цветом, осязанием), вода (её атомы обладают вкусом, цветом и осязанием), огонь (его атомы обладают цветом и осязанием, воздух (атомы обладают только осязанием, акаша (аналог органа слуха, обособленного от тела). Атомы не способны к движению без первотолчка извне. Махабхутам присущи две формы: 1) форма причины – разделённость на атомы в период космической ночи и начала творения мира; 2) форма следствия – образование из атомов тела.

Первоначально вайшешика была чистой философией природы и интересовалась преимущественно структурой бытия. Однако позже её представители начали утверждать, что мир развивается по моральным законам: атомы создают не столько физический, сколько моральный образ мира. Для вайшешиков мировые процессы детерминируются не механическими причинами – столкновениями атомов, а моральными – воздаянием за человеческие поступки по законом кармы.

По­следователи вайшешики в споре с буддистами защищали тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Знание – это выявление системы мироздания, где выделяется семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм.

5. Миманса (первое исследование) – дуалистическая философская школа Древней Индии, которая считала, что разум существует независимо от объектов изучения и вечная истина не может быть выявлена при помощи фактов. (значит её надо принять такой, как она отражена в Ведах). Основателем школы считается Джаймини (IV-III вв. до н.э.). Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она име­ет изначальную словесную природу, лишь частично проявляю­щуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ри­туала является освобождение. Последнее понимается как избав­ление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Все наши поступки имеют кармическую причину и обусловлены предыдущими действиями. Всё, что выходит за рамки предписаний, отягощает карму и умножает страдания в будущем. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма. Вклад этой школы в индуизм состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов дхармы.

6. Веданта (завершение Вед). Основоположником данной шко­лы считается Бадараяна (IV-III вв. до н.э.). Веданта представляет собой философский монизм, разработку идей Упанишад и Бхагавад-гиты о Брах­мане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и по­знании тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления.

1) Шанкара (788-820 гг.), вероучитель шиваизма, который своей целью поставил опровергнуть учение об атомах, утверждая представление о непрерывной природе субстанции. Единственной причиной всего существующего является Брахман. Согласно Шанкаре, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой си­лой — майей. Душа (джива), по сути, тождественна Брахману, вечна, безначальна и неуничтожима. Душа – это чистое сознание – вечно существующая самоочевидная реальность. Только в глубоком сне душа обретает собственную сущность и становится как бы одной с Брахманом. Душе чужда какая бы то ни было деятельность. Но на уровне эмпирического мира существует множество душ – атманов человека. Освобождение и блаженство достигаются путем такого позна­ния, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни.

2) Рамануджа (XI-XII вв.), ве­роучитель вишнуизма, полагает, что Вселенная и души обладают относительной реаль­ностью, а Атман человека есть часть божественного духа.

3) Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, утверждает, что мир, индивиду­альные души – не создания майи, не иллюзия, а особая, отлич­ная от Брахмана, реальность.

Даршаны неортодоксальной группы

1. Буддизм – неортодоксальное религиозно-философское уче­ние, оказавшее огромное влияние па мировую философскую мысль. Основатель буддизма – Гаутама Будда(Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни – «отшельник из рода Шакьев»), сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находивше­гося па севере современной Индии в пред­горьях Гималаев. Время жизни Будды относится к VI-V вв. до н.э. Осознав непостоянство жизни и наполненность ее страданиями, он отказывается от дворцовой роскоши, своего царского положения и ста­новится отшельником. Спустя много лет, он достигнет озаре­ния и раскроет причину человеческих страданий, а также дру­гие великие тайны бытия. С тех пор отшельник Сиддхартха Гаутама получает духовный титул «Будда», что означает «просветленный» или «озаренный», ипроповедует дхарму – учение о пре­одолении земных страданий и достижении нирваны.

Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставле­ний. Позже ближайшими учениками некоторые из них были за­писаны и составили «Типитаку» («Три корзины учения») – собрание буддийских канонических текстов – состоящую из трёх разделов:

– первый посвящен правилам поведения и принципам буддийской общины;

– второй представляет собой собрание проповедей и притч;

– третий посвящен философской проблематике учения Будды.

Основные «истины» буддизма

1.«... благородная истина о страдании». Суть этого положения заключается в констатации того, что жизнь человека наполнена страданиями, сама жизнь есть страдание: «рождение - страдание, старость - страдание, соединение с неприятным - страдание»;

2.«... благородная истина о происхождении страдания». Суть этой истины состоит в утверждении, что страдания имеют причину. Эта причина - подчинение жизненным страстям, привязанность ко всему земному, телесному, материальному;

3.«... благородная истина об уничтожении страдания». Согласно этой истине (принципу) буддизма можно избежать страданий, уйти от них.

4.«... благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания». Иными словами, есть путь ухода от страданий. Этот путь – достижение нирваны

Нирвана (санскр. – угасание) – результат восьмиричного пути ухода от страданий, возможность прервать сансару. Восьмиричный путь в буддизме – это программа личностного самосовершенствования, ведущая к освобождению от страданий.

Восьмиричный путь достижения нирваны

1.Правильное суждение (правильное понимание жизни как суммы скорби и страданий).

2.Правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными принципами буддизма).

3.Правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, правдивая, бесхитростная, дружественная речь).

4.Правильные дела (не причинение зла живому).

5.Правильная жизнь (соблюдение предписаний нравственности).

6.Правильное внимание (внимание к душе, ее совершенствованию).

7.Правильное стремление (борьба с соблазнами, дурными мыслями).

8.Правильное созерцание, сосредоточение (отрешенность от всего, что связывает человека с жизнью).

Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является ре­лигией, так как исходит не из религиозных положений, а из фи­лософских постулатов и личного духовно­го опыта его основателя. Поэтому настоя­щий буддизм правильнее считать этико-философским учением, или, как иногда еще говорят, духовным Учением Жизни, хотя позже появились и чисто религиозные версии буддизма. Этические идеи Будды опираются на мощную философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию), краеугольными камнями которой являются сле­дующие положения.

– Отрицание Бога как некоего личного (антропоморфного) су­щества, сотворившего и управляющего миром.

– Признание всеобщего закона причинности (детерминизм), который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Внепричинные («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называ­ются теорией обусловленного существования (или зависимого происхождения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории.

– Убеждение в существовании высших (надземных, духовных, трансцендентных, или метафизических) миров как особых состояний космического бытия. Нирвана – олицетворение наивысших из этих состояний.

– Теория всеобщей изменчивости, соглас­но которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи подвержены определенным преобразованиям в зависимости от тех или иных причин.

– Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Перевоплощению подлежит не личная душа, а сверхличный поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (на одну жизнь) комбинации дхарм или скандх (психоэнергетических элементов). Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.

– Стремление к эмпирическому (т.е. опытному) обоснованию
этических и философских постулатов. Вместе с тем нельзя утверждать, что теория познания в буддизме имеет чисто эмпири­ческий, в его европейском понимании, характер. В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные (духовные) методы познания. Следует обратить внимание и на то, что Будда избегал рассуждений о высшей сверхфизической реальности. По его мнению, ее познание предпо­лагает высшие способности сознания и зна­чительный личный духовный опыт ученика. Земной рациональный и чувственный опыт здесь недостаточен.

– Высшие духовные цели человека: освобождение от невежества (авидьи), пре­одоление страданий и привязанности к зем­ному бытию, достижение нирваны и бес­корыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей, в ко­нечном счете, и была подчинена жизнь буддийской общины (сангхи).

Джайнизм – индийская религия и философ­ское учение, схожие с буддийскими. Основатель – Вардхамана (VI в. до н. э.), называемый Махавира (Великий герой) и Джи­на (Победитель). Два основных направления джайнизма: дигамбары («одетые сторонами света», т.е. нагие) и шветмбары («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важней­шие джива (живое) и аджива (неживое). Джива – вечная, живая, духовная сущность – субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и спо­собных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива – сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, пространство, время. Изменения в мире происходят по закону кармы.

В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние – нирвана, мокша. Освободившиеся дживы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в со­стоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою инди­видуальность. Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобожде­нию. Наиболее важным считается соблюдение принципа ахимсы (неубиения), который доводили до абсурда, запрещая своим приверженцам, например, пахать землю, ибо при этом можно погубить мелкие живые существа. Монахи мели перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья. Гибель любого живого существа они считали недопустимой, предпочитая даже собственную смерть, нежели нарушение принципа ахимсы.

Локаята (чарвака) («мирская» от лока – мир). Основателем уче­ния считается мудрец Брихаспати (ок. V в. до н.э.). Учение локаята является единственным материалистическим философским направлением в Древней Индии. Его основным лозунгом было изречение: «Ешь, пей, веселись!», то есть живи сегодняшним днём, которое приписывают легендарному Чарваке. Поэтому иногда это течение называют чарвака. Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом наложении сторонников других даршан. Локаята отрицает существование внечувственных субстанций и загробной жизни, логическое осмысление которых невозожно. Поэтому умозаключения о них не является достоверным источником знания. Доказательство существования духовных категорий не состоятельно. Согласно их учению о бытии весь мир состоит из четырёх элементов – огня, воздуха, воды и земли. Локаятики признают истинно существующим только то, что доступ­но чувственному восприятию, оно же считается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое яв­ление есть осуществление заложенной в нем изначально собственной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существую­щее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Они отрицали: Бога и бессмертие души, рай и ад, закон кармы и учение о сансаре. Этические нормы и учения основаны на конечности земного существования. Утверждали, что индивидуальное существование полностью пре­кращается со смертью, смысл жизни — в удовольствии, особен­но, в чувственном. Однако личное удовольствие не должно причинять страдания другим людям. Жертвоприношение животных и агрессивные действия считались неприемлемыми, а изучение «Вед» – бессмысленным времяпрепровождением глупцов. Так вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом.

Краткие выводы:

Индийскую философию отличают следующие черты:

– размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений;

– многочисленные философские школы так или иначе соотносились с брахманизмом (а позже – индуизма, как основы ортодоксальной астики) и буддизмом (как основы неортодоксальной настики);

– соединение мистицизма и рационализма (проявляющегося в построении сложных категориальных систем онтологии, антропологии и гносеологий);

– спиритуалистическая направленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению;

– принятие почти всеми школами учения о трансмиграции (учение о переселении душ);

– выделяются три основных подхода к трактовке онтологических вопросов – философский монизм (веданта), дуализм и плюрализм (вайшешика).

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕ ГО КИТАЯ

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал