Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль философии в развитии современного научного знания
Роль философии в развитии современного общества возрастает, что связано, прежде всего, с быстрым ростом научной информации и дифференциацией научного знания. В XX веке мировая научная информация удваивалась через каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, являются нашими современниками и свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век. В настоящее время наука охватывает огромную область знаний, она включает в себя около 15 тыс. дисциплин. Все это создает определенные трудности взаимопонимания представителей различных дисциплин и даже представителей одной науки и свидетельствует о возрастании роли философского знания. Ведь именно философия является основой для взаимопонимания представителей частных наук, которые устанавливают взаимопонимание на уровне философских обобщений. Функция синтезирования, обобщения научных знаний, связь их в единую научную картину мира – важнейшая функция философии в современной науке. Наряду с дифференциацией, другой важнейшей закономерностью современной науки, является тенденция к интеграции, синтезу научных знаний. Она осуществляется путем взаимопроникновения наук, формирования так называемых «стыковых наук», таких как астрофизика, геохимия, биофизика, нейропсихология, кибернетика и т.д. Взаимопроникновение наук порождает принципиально новые проблемы. Возникают вопросы о структуре научных теорий, о природе и сущности принципов и понятий, лежащих в их основе, о взаимоотношении методов различных наук. Эти вопросы являются весьма важными для специалистов всех наук, но решить их оказывается не просто, поскольку эти вопросы особого рода, они относятся не к конкретному исследованию самих фактов, а к способу подхода к ним. Этими вопросами занимается философия. Усложнение наук, их взаимопроникновение, возможность различной интерпретации одних и тех же фактов требуют научную методологию с большей, чем до сих пор необходимостью. Быстрый рост научного знания касается не только объема, но и глубины. Исторический опыт свидетельствует о том, что чем выше степень развития той или иной науки, тем больше ее интерес к своим собственным основам. Переосмысливаются старые понятия, обогащается их содержание, формируются новые понятия и принципы. Все эти принцессы объективно связаны с философским анализом, с использованием категориального аппарата философии. Философские категории применяются в тобой науке, но ни одна частная наука не изучает их специально. Например, с понятием причины сталкиваются и физик, и космолог, и медик, и историк, но никто из них не занимается вопросом о том, что такое причина вообще, независимо от того идет ли речь о причинах возникновения раковых опухолей или причине всемирного тяготения. Между тем, понятие причина употребляется этими учеными как нечто само собой разумеющееся на, так сказать, интуитивном уровне домашнего обихода. Но такой уровень, применяемый, может быть, в повседневной жизни, не годиться в науке. Чтобы точно представить содержание философских понятий, надо изучить их в системе, связи со всеми другими всеобщими категориями. Такая задача, конечно, не под силу ни одному представителю частных наук, достаточно занятому своими конкретными проблемами. Эта уже область теоретического мышления, где действуют свои специфические законы. Решением этой важной для современной науки задачи занимается философия. Философия расширяет кругозор ученого, позволяет ему с более широких позиций взглянуть на изучаемый им объект, выяснить его место среди других объектов. Но философия дает не только широту взгляда, но и глубину мысли. Она позволяет научить человеческое мышление отделять существенное от несущественного, а это важнейший признак высокоразвитого мышления. Знание общих законов помогает глубже проникнуть в тайны частного, поскольку полное знание о какой-либо области исследования зависит не только от всестороннего изучения отдельных явлений, но не в меньшей мере от выявления связи их друг с другом и другими явлениями. В современных условиях особенно ясно, что только теоретически вооруженные специалисты, могут успешно решать научные вопросы. Успех дела во многом зависит от умения творчески мыслить и обобщать. Теоретическое мышление каждой эпохи - это исторический продукт, это результат гигантского труда и поиска человеческой мысли сконцентрировавшей свои наиболее гениальные открытия в законах теоретического мышления, в законах диалектики. Нельзя в полной мере овладеть научным мировоззрением, научной методологией, вообще духовной культурой, не обратившись к изучению философии, не познав ее основ. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Особенности древневосточной «предфилософии» Географически Древний Восток подразделяют на Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Сирия, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Япония, Корея). Хронологически Древний Восток охватывает промежуток от середины IV тыс. до н.э. (образование государства в Египте и Месопотамии) до III в. н.э. (падение Ханьской династии в Китае). Из четырех основных очагов древневосточной цивилизации – Египта, Двуречья, Индии и Китая – для исторической философии основной интерес представляют два последних. Более ста лет длится дискуссия по Древнему Востоку, в ходе которой выделяются две следующие крайние точки зрения. 1. Индия и Китай не создали настоящей философии, и здесь следует говорить о предфилософии или религиозно-философском мировоззрении. 2. Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока ещё не поднялся. Существование противоположных взглядов объясняется тем, что в качестве «образца» берется западноевропейский вариант философствования, а Индийская и Китайская мысль не укладывается в это «прокрустово ложе» и объявляется или «предфилософией», или «сверхфилософией», поэтому они и объединены в одно слово «Восток» в противоположность «Западу». Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Этапы ее развития сопровождаются качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовым сознанием, основанном на мировоззренческом и нравственном поиске себя. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При всей специфике индийской и китайской предфилософии существуют общие закономерности развития их философиских воззрений. Во-первых, самосознание древних индусов и древних китайцев конструируется по типу родовых связей. Род связывает своё сознание с природой, но себя из нее не выделяет. Это ведёт к формированию мировоззренческих концепций о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, родовое сознание древних индусов и китайцев основано на соотношении космического времени и пространства с человеческим сознанием, и связывается с абстрактной, числовой философской категорией, которая проявляется в философских учениях. В-третьих, противопоставление телесного и духовного формирует представления верха и низа, что составляет основу познания космической и социальной иерархии. В-четвёртых, в качестве исходной основы философского осмысления выступают – миф, ритуал или табу (в Индии – веданта избирает миф, миманса – ритуал; в Китае даосизм избирает миф, конфуцианство – ритуал, легизм – табу и т.д.).
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|