Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет философии и ее основные проблемы
В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом «староантичной» философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» впоследствии установилось название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем. Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений. В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распростра-ненных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом. Философия интересуется не одним человеком, а всем миром. Для неё характерно вычленение во всём частном всеобщего, причём всеобщее в его бытии и отношении к нему человека. Поэтому предмет философии – это выявление всеобщего в системе «мир – человек». Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношения человека как целостного существа к этому целостному миру. Основные проблемы философии связаны с её предметом. Под проблемой философии понимается логическая форма познания, которая выступает в форме вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. В проблемах философии отражается её предмет, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов. Все философские проблемы формируются в ходе истории и зависят от потребностей времени: в античной философии на передний план выдвигаются проблемы понимания мира как целого, его происхождения и существования (космоцентризм); в средние века – религиозные, согласно которым природа и человек рассматривались как творение Бога (теоцентризм); в эпоху Возрождения – внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и социальные вопросы (антропоцентризм); в Новое время – на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания; в современной философии происходит децентрализация – в одних философских течениях разрабатывается антропологическая проблематика, в других – онтологическая, в третьих – логический анализ науки, в четвёртых – понимание и истолкование текстов. Философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях в законах бытия и мышления.
|