Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И поиски метода научного познания
Большинство мыслителей Нового времени были убеждены в возможности полного и исчерпывающего познания природы и мира с целью усовершенствования человеческой жизни. Они придавали первостепенное значение развитию науки, призванной улучшать жизнь людей. Крупнейшими мыслителями XVII в. – Ф. Бэконом и Р. Декартом – были разработаны два различных метода научного познания. Ф. Бэкон считал, что практическое познание науки не может ограничиваться соображениями только о его возможной непосредственной пользе: «Знание – сила». Но силой оно может стать, если будет истинным. Лишь та наука способна властвовать над природой, которая «повинуется» природе (руководствуется познанием ее законов). Поэтому Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» и «светоносные». Первые – это те, которые приносят непосредственную пользу человеку; вторые – те, цель которых – не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств вещей. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него чувства. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма – направления, которое строит свои гносеологические посылки на чувственном познании и опыте. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства». Чувственное познание включает в себя опыт и эксперимент. Поэтому философию Бэкона можно определить как эмпирическую. Опыт, опирающийся на эксперимент, является для него исходным пунктом нового научного метода. Существенное внимание Бэкон уделил выявлению причин ошибок в познании. Он выделил четыре фактора («идола», или «призрака»), мешающих успехам в познавательной деятельности: а) идолы рода – ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатами ограниченности человеческого ума и органов чувств; б) идолы пещеры – искажённые представления, возникающие под влиянием внутреннего субъективного мира каждого отдельного человека; в) идолы рынка – ошибочные взгляды людей, порождённые неправильным употреблением слов, которые приводят к непониманию между людьми и искажению знаний; г) идолы театра – слепое, некритичное следование авторитетам прошлого, принятие на веру высказанных ими когда-то положений также может приводить к ошибкам. Победу над идолами человеческого сознания и приобретение достоверного знания может обеспечить подлинно научный метод изучения природы. Античность и средневековье пользовались преимущественно дедуктивным методом. Его суть: из общих самоочевидных положений – «аксиом» – делаются частные выводы. Но, по его мнению, такой подход не обеспечивает достаточной достоверности. Бэкон шёл по линии эмпиризма, утверждая, что основа познания – опыт, наблюдение свойств явлений природы. Он выделял три пути, по которым может идти познание: 1. Путь паука – получение знаний путём размышлений без опоры на данные опыта. Такая позиция в познании называется рационализмом. Этот путь Бэкон критиковал за отрыв от конкретных фактов: рационалисты «ткут паутину мысли из своего ума». 2. Путь муравья – способ познания, где основное внимание уделяется данным опыта и наблюдений. Но сбор разрозненных фактов не даёт знаний об общем, поэтому он критиковал «ползучий эмпиризм» за поверхностность знаний и отсутствие обобщений. 3. Путь пчелы – идеальный путь познания, когда собранные факты обобщаются, выявляется общее и закономерное в предметах. Только такой метод познания он называл индуктивным (лат. inductio – наведение): «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается». Суть этого метода – восхождение от простого к сложному – состоит из следующих этапов: а) наблюдение фактов; б) их систематизация и классификация; в) отсечение ненужных фактов; г) разложение явления на составные части; д) проверка фактов на опыте; е) обобщение. Ярким представителем эмпиризма является Джон Локк, который обосновал сенсуалистическую (лат. sensus – чувства) теорию познания, в основе которой лежит концепция «чистой доски»: все человеческие идеи и понятия не врожденны человеку, а приобретаются в процессе опытного познания в результате воздействия предметов на органы чувств. Р. Декарт также считал, что для достижения истинного знания необходимо преодолеть все традиционные заблуждения: не авторитетное суждение, а самоочевидность является основанием знания. Но он провозглашает другой принцип – сомнение. В конечном счете, оказывается, что человек не может сомневаться только в самом факте своего сомнения и, значит, в том, что он сомневается, мыслит. Это рассуждение приводит Декарта к его знаменитой формуле: «Мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Как поклонник математики, в основу научного метода он кладёт дедуктивную логику – восхождение от общего к частному. Началом познания является выдвижение гипотез (аксиом). Базовые аксиомы оцениваются Декартом как «врожденные идеи» – отчетливые, ясные и очевидные. В результате выведения логических следствий из таких гипотез формируется новое знание. Пример дедуктивного вывода: люди смертны. Сократ – человек, следовательно, он смертен. Основные правила его метода: 1) считать истинным только то, что представляется разуму ясным и не вызывает сомнения; 2) сложную проблему разделять на частные задачи и последовательно решать их; 3) двигаться к истине от простого к сложному; 4) составлять общий обзор фактов, гипотез, теорий по каждой отрасли знания. Это дает уверенность в том, что ничего из открытого ранее не упущено. Отстаивая идею, что мышление и разум являются исходной точкой научного метода познания, Декарт становится основателем рационализма, философского подхода, в соответствии с которым основой и единственным источником истинного знания является разум, на помощь которому приходит интеллектуальная интуиция. Исходные аксиомы порождаются интеллектуальной интуицией, которая опирается на врождённые идеи. Суть этой концепции состоит в том, что большинство знаний достигается путём дедукции, но существуют особые знания, которые не нуждаются ни в каких доказательствах и не подлежат сомнению. Эти знания (аксиомы) изначально достоверны и очевидны. Они существуют всегда в разуме Бога и человека и передаются от поколения к поколению. Врождёнными понятиями (идеями) являются: Бог, число, воля, тело, душа, структура и др. Эта мысль Декарта во многом созвучна позиции Платона, также предполагавшего врождённые знания. Ф. Бекон и Р. Декарт – о научном познании:
Обсуждение концепций Ф. Бэкона и Р. Декарта привело к формированию двух противоположных взглядов на познание: – сенсуализм (от лат. sensus – чувства) – философский подход, в соответствии с которым, единственным источником знаний являются чувственные ощущения (зрительные, слуховые и др.). Разум лишь комбинирует их и анализирует их содержание, но не порождает нового знания; – рационализм (от лат. ratio – разум) – философский подход, в соответствии с которым, единственным источником знаний является разум. Чувственные восприятия лишь представляют материал для рациональных рассуждений, в ходе которых и появляется новое знание: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума» (Г.В. Лейбниц). Особую позицию в вопросе о познаваемости мира занимал Д. Юм. Единственным источником знаний он считал чувственный опыт. Между тем, такой опыт не может доказать правильность человеческих знаний. Например: я вижу зеленое растение. Но является ли оно зеленым на самом деле? Ощущения не дают ответа на этот вопрос. Другой пример: люди привыкли верить, что существуют причинно-следственные связи, скажем, солнце светит, поэтому камень теплый. Но существует ли такая связь? И на этот вопрос ощущения ответа не дают. Поэтому Юм приходит к выводу, что человек не только не может объяснить, каков этот мир, но, более того, не может быть уверен в том, что он существует. Философское учение, выражающее сомнение в познаваемости и даже существовании мира называется скептицизмом.
|