Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности использования физических упражнений в занятиях с лицами старшего и пожилого возраста.
Опыт использования физических упражнений в режиме жизни лиц старшего возраста подтверждает, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное влияние на укрепление здоровья, развивают выносливость и другие качественные особенности двигательной деятельности, способствуют совершенствованию двигательных навыков. Одним из первых основателей системы применения физических упражнений в среднем и пожилом возрасте был В.В.Гориневский. Гориневский уделял большое внимание научному обоснованию положительного влияния физических упражнений на организм людей старшего и пожилого возраста и сам до глубокой старости занимался спортом. Он призывал бороться с существующими в то время вредными мнениями о том, что физическая культура полезна только в молодости, что для пожилых людей она в лучшем случае безразлична. Он неоднократно указывал, что лучшим средством борьбы с этим предрассудком должно быть научное освещение вопроса применения физических упражнений для лиц старшего и пожилого возраста. (3) В занятиях с лицами старшего и пожилого возраста главное внимание должно быть уделено предупреждению активной инволюции наиболее страдающих показателей двигательных и вегетативных функций. При этом упражнения, направленные на использование и поддержание относительно лучше сохраняющихся функций и качеств, в полной мере сохраняют свое значение. Для этих целей, в частности, могут быть использованы скоростные и относительно сложные по координации (движения) упражнения, конечно, с учетом возрастных особенностей людей. Эти упражнения, как уже упоминалось, оказывают положительное влияние на нервную высшую деятельность, двигательные и вегетативные функции, создают широкую возможность для различного рода переключений. Важное значение имеет система упражнений, обеспечивающая необходимую подвижность в суставах и гибкость позвоночника. Приведенные выше данные убеждают в том, что такая система физических упражнений обеспечит отделение процессов инволюции в организме человека. Естественно, характер применения тех или иных упражнений имеет значительные индивидуальные особенности и зависит от возраста занимающихся, стажа в занятиях физическими упражнениями, состояния здоровья. (11) Проведенные исследования с целью определения наиболее целесообразных средств и методов применения физических упражнений с людьми старшего и пожилого возраста говорят о том, что эти средства и методы очень многообразны и варьируют по длительности, сложности и интенсивности. Как подтверждает опыт, оздоровительный эффект зависит не только от того, какие средства физической культуры (гимнастика, передвижение на лыжах, плавание, спортивные игры, велосипедный или конькобежный спорт и др.) используются в занятиях с этим контингентом занимающихся, но и от того, насколько правилен выбор методики и рациональна организация занятий. Хорошо организованные занятия тонизируют нервную систему, создают благоприятные условия для активного отдыха, восстановления и роста работоспособности. В целом они оставляют чувство удовлетворения, бодрости, что связано с эмоциональным подъемом. В связи с тем, что процесс старения для различных лиц идет не одинаково, возрастает значение индивидуального подхода к каждому из занимающихся, что подразумевает учет ряда факторов. Большую роль играет уровень физической подготовленности, стаж и склонность к тем или иным физическим упражнениям, а также способность к их усвоению, состояние здоровья и т. д. Для успешности педагогического процесса существенную роль играет изучение личности занимающегося со всеми сторонами его интеллектуальных интересов и склонностей. В основу комплектования групп кладутся показатели физической подготовленности, а также заключение врача. При комплектовании рекомендуется избегать объединения лиц, значительно различающихся по возрасту. При проведении занятий следует учитывать, что подготовительная и заключительная части урока должны быть более продолжительными, чем в занятиях с лицами молодого возраста. Также для лиц старшего и пожилого возраста серьезное значение имеет правильное дыхание. Поэтому с методической точки зрения важно, чтобы гимнастические и другие упражнения выполнялись из исходных положений, не затрудняющих дыхания. В ходе занятий необходима осторожность в выборе ритма и темпа движений. Как показывает опыт, наиболее целесообразен средний темп мышечных сокращений. Ритм же их в ряде случаев индивидуален. Вольные упражнения, применяемые в одном занятии, продолжаются не более 5-6 мин. По своему содержанию они могут быть самыми различными. При этом соблюдается определенная последовательность их выполнения. Все движения необходимо выполнять как влево, так и вправо одинаковое количество раз. Упражнения, требующие поворотов, наклонов туловища, больших по амплитуде движений конечностями, наклонов и поворотов головой, требуют осторожности и соблюдения постепенности. При подборе средств физической тренировки предпочтение надо отдавать упражнениям, направленным на развитие и поддержание тех функций, которые в ходе инволюции страдают в наибольшей степени. Упражнения, направленные на сохранение и развитие силы, всегда должны выполняться без чрезмерного натуживания. Полезно чередование этих упражнений с упражнениями на ловкость, гибкость и т. д. Очень полезны людям старшего возраста упражнения на гибкость, увеличивающие подвижность позвоночника, тазобедренных и других суставов, улучшающие координацию сокращения и расслабления мышц. Целесообразно применять ряд специально направленных упражнений, которые особенно ценны для мышц, обеспечивающих движения позвоночника, правильную постановку таза, укрепление брюшного пресса и ног. Целесообразно применять ряд специально направленных, постепенно усложняющихся упражнений, включающих действия, связанные с наклонами туловища, подскоками, внезапной переменой направления движения при ходьбе и беге, упражнений вызывающих изменение обычного положения тела в пространстве. Только таким путем, активно влияя на организм в целом, а, также активизируя воздействие на отдельные органы и системы, можно обусловить прогрессивные изменения функционального и морфологического характера, нормализующие течение особенно важных физиологических отправлений в организме. (13)
|