Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познакомьтесь с биографией писателя.






I

 

Родился будущий писатель 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Все его детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста.

Окончив курс 1-й Московской гимназии (1835-1840 г.г.), Островский поступил на юридический факультет Московского университета (1840-1843г.г.). Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров.

По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом – в коммерческий суд (1843–1851г.г.). Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку.

К 1846 г. им было уже написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии – «Свои люди – сочтемся»). Небольшой отрывок из этой комедии был напечатан в № 7 «Московского Городского Листка» 1847 г.; под отрывком поставлены буквы: «А. О.», то есть А. Островский

В № 60 и 61 той же газеты было напечатано уже вполне самостоятельное произведение Островского – «Картины московской жизни. Картина семейного счастья», которое сам Островский считал своим первым печатным произведением и именно с нее вел начало своей литературной деятельности. С этого дня, - говорит Островский, - я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

К концу 1849 г. была уже написана комедия под заглавием: «Банкрут». Комедия Островского, под измененным заглавием: «Свои люди – сочтемся», после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим инстанциям, была напечатана во 2-й мартовской книге «Москвитянина» 1850 г., но не разрешена к представлению; цензура не позволяла даже и говорить об этой пьесе в печати.На сцене она явилась только в 1861 г., с переделанным окончанием.

Вслед за этой первой комедией Островского в «Москвитянине» и других журналах ежегодно стали появляться и другие его пьесы: «Утро молодого человека»(1850 г.), «Неожиданный случай» (1851 г.), «Бедная невеста» (1852 г.), «Не в свои сани не садись» (1853 г.), «Бедность не порок» (1854 г.), «Не так живи, как хочется» (1855 г.), «В чужом пиру похмелье» (1856 г.). Во всех этих пьесах Островский такие стороны русской жизни, которые до него почти не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта купеческой среды, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык, был встречен одними с бурным восторгом, другими – с недоумением, отрицанием и насмешками.

Благодаря талантливым московским актерам и актрисам – П.Садовскому, С. Васильеву, Никулиной-Косицкой, сразу почувствовавшим в пьесах Островского веяние живой, близкой и родной им русской жизни и отдали все свои силы правдивому ее изображению на сцене. И театральная публика увидела в исполнении этих артистов действительно «новое слово» сценического искусства – простоту и естественность, увидела людей, живущих на сцене без всякого притворства. Своими произведениями Островский создал школу настоящего русского драматического искусства, простого и реального, настолько же чуждого вычурности и аффектации, насколько чужды ей все великие произведения нашей литературы.

В 1856 г., по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. Отчет об этой поездке появился в «Морском Сборнике» 1859 г., Несколько месяцев, проведенных в непосредственной близости к местному населению, дали Островскому много живых впечатлений, расширили и углубили знание русского быта в его художественном выражении – в метком слове, песне, сказке, историческом предании, в сохранявшихся еще по захолустьям нравах и обычаях старины.

В 1857 г. написаны «Доходное место» и «Праздничный сон до обеда», в 1858 г. – «Не сошлись характерами», в 1859 г. – «Воспитанница». В том же году появились два тома сочинений Островского.

В 1860 г. явилась в печати «Гроза», вызвавшая вторую замечательную статью Добролюбова («Луч света в темном царстве»). В этой пьесе отразились впечатления поездки на Волгу и, в частности, посещение автором Торжка.

Еще более ярким отражением волжских впечатлений явилась драматическая хроника: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»(1862 г.). В этой пьесе Островский впервые взялся за обработку исторической темы.

Волжскими же впечатлениями навеяна и комедия «На бойком месте» (1865 г.)

С половины 60-х годов Островский усердно занялся историей Смутного времени и вступил в оживленную переписку с Костомаровым, изучавшим в то время ту же эпоху. Результатом этой работы были две драматические хроники: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и «Тушино» (1867г.).

С этого времени начинается ряд пьес Островского, написанных, по его выражению, в «новой манере». Их предметом служит изображение уже не купеческого и мещанского, а дворянского быта: «На всякого мудреца довольно простоты»(1868), «Бешеные деньги»(1870); «Лес»(1871).

Вперемежку с ними идут и бытовые комедии «старой манеры»: «Горячее сердце» (1869), «Не все коту масленица» (1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872).

В 1873 г. написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах «Снегурочка», одно из замечательнейших созданий русской поэзии.

В дальнейших своих произведениях 70-х и 80-х годов Островский обращается к быту различных слоев общества – и дворянского, и чиновничьего, и купеческого, причем в последнем отмечает перемены воззрений и обстановки, вызванные требованиями новой русской жизни. К этому периоду Островского относятся: «Поздняя любовь» и «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878), «Бесприданница» и «Добрый барин» (1879), «Сердце не камень» (1880), «Невольницы» (1881), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец-мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884) и, наконец, последняя пьеса: «Не от мира сего» (1885).

Кроме того, несколько пьес написано Островским в сотрудничестве с другими лицами.

Оригинальных пьес им написано всего 49. Все эти пьесы дают замечательную по своей жизненности и правдивости галерею самых разнообразных русских типов, со всеми особенностями их повадки, языка и характера.

Всей душой преданный театру и его интересам, Островский уделял немало времени и труда также и практическим заботам о развитии и усовершенствовании драматического искусства и об улучшении материального положения драматических авторов. Он мечтал о возможности преобразовать художественный вкус артистов и публики и создать театр-школу, одинаково полезную как для эстетического воспитания общества, так и для подготовки достойных деятелей сцены. В 1866 г. им создан в Москве Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

Вместе с тем Островский заботился об облегчении материального положения русских драматургов: его трудами образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), бессменным председателем которого он оставался до самой своей смерти.

Усиленно работая в учрежденной в 1881 г. при дирекции Императорских театров комиссии, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов и давших возможность более целесообразной постановки театрального образования.

В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей). В 1885 г. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался 2 июня 1886 г. у себя в имении Щелыково от наследственной болезни — стенокардии, не успев осуществить своих преобразовательных планов.

А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. К театральной практике.

Прочитав статью, ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, почемулитературная критика назвала А.Н.Островского «Колумбом Замоскворечья»? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните, что дало возможность И.А.Гончарову назвать русский драматический театр «театром Островского»? ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II

РУССКАЯ ЖЕНЩИНА НА RENDEZ-VOUS (фр. «свидание»)

В 1856 г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А. Н. Островский (1823-1886) напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена ещё не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пёно, или в озерке Волго. А. Н. Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берёт своё начало, выбиваясь из-под земли мало­заметным ручьём. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 г. на литературном поприще в комедии «Свои люди - сочтёмся». Сделав героями драматического произведения мос­ковских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замос­кворечья.

Кстати, примерно в то же время, когда А. Н. Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизо­ванный мир с увлечением следил за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населён­ный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье - не Америка, это район, близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замос­кворечья. Так что же такое - «открытие»? Попробуйте письменно поразмышлять на эту тему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впечатления от волжского путешествия легли в основу драмы А. Н. Островского «Гроза» (1859 г.), одной из самых знаменитых пьес русского театра.

1.

Запишите слова-ассоциации к слову ГРОЗА: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите как можно больше однокоренных слов со словом ГРОЗА (прилага­тельных, существительных, глаголов и т. д.).___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочтите стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза» (1830 г.) и выпишите из него слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ грозы.

ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи

Над тёмной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьётся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятётся —

И здесь стою недвижим я.

 

Стою — ужель тому ужасно

Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный,

Вились сужденья клеветы,

Как вкруг скалы остроконечной,

Губитель-пламень, вьёшься ты?

 

О нет! — летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главой;

Я здесь, холодный, равнодушный,

И трепет не знаком со мной.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Используя слова, выписанные вами из стихотворения, и ваши ассоциации к слову ГРОЗА, а также, по возможности, слова с корнем -гроз-, напишите небольшой текст о грозе. Он может быть поэтическим или прозаическим по вашему выбору.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.

А. Н. Островский определил жанр пьесы как драма. Выпишите из словаря значение слова драма и перечислите отличия драмы от трагедии. ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сюжет драмы А. Н. Островского «Гроза» вкратце заключается в следующем: Ка­терина, главная героиня пьесы, изменяет мужу, а потом, угнетаемая чувством вины и религиозным страхом, публично признаётся в своей измене; в наказание Катерину заточают дома, где жизнь её становится невыносимой, и она убивает себя. Что же предопределило такой трагический финал? Попробуем в этом разобраться.

3.

Известно, что конфликт - главный нерв драматического произведения. В драматиче­ском конфликте фокусируется основная идея драмы в виде неразрешимого противоре­чия. В основе своей драматический конфликт - это персонифицированное, т. е. разы­гранное в лицах, столкновение противоположных интересов, страстей, идеалов.

Представьте себе двух путешественников, заблудившихся в пустыне: мучимые жаждой, они бредут под палящим солнцем, теряя силы и надежду. Кончается вода. Осталась одна фляжка на двоих... При всем драматизме ситуации в таком виде эта история ещё не может стать сюжетом драмы, потому что отсутствует главное условие драмы - конфликт между персонажами. Но зато есть одно из важнейших условий для возникновения конфликта: два человека объединены обстоятельствами (страх перед пустыней и единственная фляга с водой) и общим стремлением выжить.

Теперь предположим, что у одного из путников возникла мысль украсть воду. Если он испугается или устыдится этой своей мысли, но не сможет от неё избавиться, начнётся конфликт, конфликт противоположных стремлений - душевная борьба, которая являет­ся вторым необходимым условием возникновения драматического конфликта. Но собственно драматический конфликт состоится только тогда, когда намерение превратите? в поступок или каким-то образом обнаружит себя для других. До этих пор мысли останутся мыслями, искушения - искушениями. Наши путешественники могут вместе погибнуть или вместе спастись, но определённое внешними обстоятельствами течение их жизни никак не изменится, как не изменится, по крайней мере внешне, характер их отношений между собой. Другое дело, если вода будет украдена, или один из путников нечаянно проговорится о том, что хочет забрать флягу себе. Внутренний конфликт пер­сонажа превратится в конфликт между персонажами, желание выжить одного вступит в противоречие с желанием выжить другого, и этот конфликт изменит судьбу каждого из них и, разумеется, отношения между ними. Тот момент в пьесе, когда внешние обстоя­тельства и поступки героев предопределяют начало конфликта, и называется «завязкой действия». Всё, что этому моменту предшествует, называется экспозицией пьесы.

А теперь попробуйте придумать, как будет развиваться конфликт в нашей истории о двух путешественниках.

Напишите об этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В «Грозе» действие завязывается в тот момент, когда Катерина принимает окончательное решение тайно встретиться с Борисом (явление десятое во втором действии, «Сцена с ключом»). Свидание с Борисом необратимо изменяет жизнь Катерины, её отношения с мужем и свекровью, с которыми у неё не только общий стол и кров, но и об­щее понятие о грехе.

Проделайте следующую работу: из перечисленных ниже стремлений каждого персонажа выпишите пункты, которые противоречили бы друг другу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал