Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Катерина.






1. Хочет вернуть то время, когда она жила с маменькой, ходила в церковь, слушала рассказы странниц.

2. Хочет летать как птица.

3. Хочет жить вольно и радостно.

4. Хочет быть Тихону верной женой.

5. Хочет быть чистой перед Богом и людьми.

6. Любит Бориса и хочет быть любима им.

7. Хочет помогать бедным.

Борис.

1. Хочет получить бабушкино наследство, которое должен заплатить ему дя­дя (Дикой) при условии, что Борис будет почтителен с ним.

2. Любит Катерину и мечтает об ответном чувстве.

3. Хочет Катерине счастья.

4. Не может жить в доме у Дикого и мечтает вернуться в Москву.

5. Хочет приспособиться к нравам и обычаям города Калинова.
Кабаниха.

1. Хочет, чтобы её сын Тихон и Катерина жили в любви и согласии.

2. Хочет властвовать в доме безраздельно.

3. Ревнует сына к Катерине и хочет сохранить на него своё влияние и власть над ним.

4. Хочет, чтобы жизнь Тихона и Катерины соответствовала традициям и де­довским порядкам.

5. Хочет счастья для своего сына.
Тихон.

1. Хочет вырваться из-под опеки матери, чтобы погулять вволю.

2. Хочет угодить матери.

3. Любит Катерину и желает ей счастья.

4. Ни о чём не хочет думать и ни за что и ни за кого не хочет отвечать.

Итак, попробуйте объяснить, кто из героев находится в конфликте друг с другом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Кроме внутреннего конфликта персонажа, а также конфликта между противостоящи­ми друг другу персонажами в драме, как правило, есть ещё третий уровень конфликта надличностный конфликт, в котором обнаруживается несовместимость, противоречи­вость каких-либо общих и одинаково важных для жизни человеческого общества цен­ностей: тогда столкновение личных интересов становится в пьесе частью этого общего конфликта.

Все три уровня конфликта сходятся и разрешаются в пьесе тем или иным образом в одной точке в момент драматической кульминации, когда предельно обнажаются страс­ти, и одни герои торжествуют, а другие - терпят поражение. После кульминации совер­шается окончательная и необратимая перемена в судьбах главных действующих лиц, а вслед за этим изменяется и мир, в котором они живут.

В «Грозе» кульминация наступает, когда Катерина признаётся принародно в супру­жеской неверности (действие четвёртое, явление шестое). После этого возвращение к прежней жизни для неё уже совершенно невозможно. Кабаниха торжествует: она была права, «куда воля-то ведёт!»

Но в чём же заключается третий уровень драматического конфликта в «Грозе», конфликт каких общечеловеческих ценностей открывается в этой семейной истории?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте сцены, описывающее место действия

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: " Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! " Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

 

Из монолога Кулигина (д. 1, явл. 3;) выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из монолога Кулигина (д. 3, явл. 3) выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье: ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? ___________________________

Каковы жители, обитающие здесь? Приведите примеры, выписав из предложенных фрагментов (д. 3, явл. 1); (д. 2, явл. 1); (д. 4, явл. 1.); (д. 4, явл. 4): _______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличается от жителей города Кулигин? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого мы можем считать " хозяевами города"? Обратите внимание на то, как появляются эти герои на сцене Драматург использует сценический прием подготовленного появления - вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену. Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? Впишите в таблицу примеры из текста, характеризующие Дикого и Кабанову.

Дикой Кабаниха
О нём О ней
     
Он сам: Она сама:
     

Как ведут себя герои по отношению к другим персонажам. Кто, по вашему мнению, из них страшнее, почему? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как повлияли на жителей города правила жизни, которые стремятся сохранить Дикой и Кабаниха?

Кулигин - ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Тихон - _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Варвара - _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Борис - ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Мы видим, что всех героев «Грозы» условно можно разделить на две группы: старшее и младшее поколения, что-то вроде отцов и детей. К старшему поколению мы отнесли Кабаниху, Дикого, Феклушу, к младшему - Катерину. Тихона, Бориса, Варвару, Кудряша. К младшим героям пьесы мы также отнесём и Кулигина, поскольку он не принимает те правила жизни, которые стремится сохранить Каба­ниха, которые естественны для Дикого и которые, наконец, оплакивает Феклуша.

Репли­ки взяты из разных сцен.

Просмотрите их и из каждой реплики выпишите главные, ключевые слова.

 

МЛАДШИЕ

Катерина: «Для меня, маменька, всё одно, что род­ная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Тихон: «Да зачем же ей бояться? С меня и того до­вольно, что она меня любит».

Катерина: «Да здесь все как будто из-под неволи». «Сделается мне так душно, так душно дома, что бе­жала бы. И такая мысль придёт на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...» Варвара: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!» Катерина: «Что мне только захочется, то и сделаю. <...> Конечно, не дай бог этому случиться! А уж ко­ли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой! В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Тихон: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты поду­май то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Кудряш: «У нас насчёт этого слободно. Девки гуля­ют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Толь­ко бабы взаперти сидят».

Кулигин: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Тихон: «Так, братец Кулигин, всё наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-то­чила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла».

Кулигин: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запира­ются, а чтоб люди не видали, как они своих домаш­них едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

СТАРШИЕ

Кабанова: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочет­ся. Ну что ж, дождётесь, поживёте и на воле, когда меня не будет. Вот уж тог­да делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомя­нете».

«Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бо­яться после этого?»

Феклуша: «У нас закон праведный, а у них, ми­лая, неправедный; что по нашему закону так выхо­дит, а по ихнему все на­против».

Кабанова: «Молодость-то что значит! Смешно смот­реть-то даже на них! <...> Ничего-то не знают, ника­кого порядка. Простить­ся-то путём не умеют. Хо­рошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а вый­дут на волю-то, так и пу­таются на покор да смех добрым людям». «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

 


МЛАДШИЕ ______________________________________

________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТАРШИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


 

Из выписанных вами слов выделите главное, общее для большинства реплик слово. Можно ли с его помощью объяснить конфликт в «Грозе»? Ответьте на этот вопрос письменно, используя, по возможности, выписанные вами слова. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что же старшие (Кабаниха и др.) противопоставляют «воле», к которой стремится младшее поколение? Запишите ответ._______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы понимаете, чем «воля» отличается от «свободы»? _____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вам кажется, человеку должно жить по своему хотению или в соответствии с правилами и законами, принятыми в обществе? ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­ Как вы понимаете, что такое «свобода личности»? ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, могут ли принятые в обществе правила поведения, законы стать для человека невыносимыми и привести к разрушению общества, вместо то­го чтобы обеспечить его процветание? Объясните свою точку зрения и постарай­тесь сделать это на примерах из пьесы А. Н. Островского «Гроза».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

Общая тема «Грозы», которая так или иначе но проговаривается разными персона­жами и лежит в основе драматического конфликта, - это воля или, если угодно, свобода личности. Развивая эту тему в «Грозе», А. Н. Островский выводит конфликт пьесы за рамки персоналий и личных отношений, выражая противоречие более общего порядка, противоречие между законом и волей, между общественной моралью и потребностями отдельного человека.

Однако настало время вернуться к судьбе главной героини пьесы, к Катерине.

 

Почему мы не можем назвать ее ни " жертвой", ни " хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера.

Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? _________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Сравните, какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? Заполните таблицу.

 

В детстве В семье Кабановых
Восприятие жизни:      
Занятия:        
Черты характера:      
Вывод.   Вывод.

v Поче­му всё-таки она совершает самоубийство? Её смерть вытекает из логики событий или А. Н. Островский хотел эффектно и громко закончить пьесу? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите две сцены пьесы: разговор Катерины и Тихона перед его де­ловой поездкой (IV явление второго действия) и сцену прощания Катерины и Бориса (III явление пятого действия). Читая тексты, в левую колонку выписывайте глав­ные, ключевые слова и словосочетания из реплик Катерины, обращенных к Тихону, а в правую колонку - слова и словосочетания из реплик Катерины, обращенных к Борису. Особое внимание обратите на глаголы, которые звучат в речи Катерины.


Катерина и Тихон

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катерина и Борис

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Кабанов и Катерина (стоит как будто в оцепенении).

Кабанов. Катя!

Молчание.

Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина (после непродолжительного молчания, покачав головой). Нет!

Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Катерина (всё в таком же состоянии, слегка покачав головой). Бог с тобой! (Закрыв лицо рукою.) Обидела она меня!

Кабанов. Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь. Что её слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. Ну, прощай, Катя!

Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из её объятий). Да нельзя!

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться -то, а ты ещё навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я те­перича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?

Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов. Слова как слова! Какие же мне ещё слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься! Ведь ты не одна, ты с маменькой останешься.

Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя. беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои. погибаю я!

Кабанов. Да полно ты!

Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его.)

Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьёшься, не то что лас­ки, а то так сама лезешь.

Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!

Кабанов. Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.

Катерина. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную...

Кабанов. Какую клятву?

Катерина. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни гово­рить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

Кабанов. Да на что ж это?

Катерина. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!

Кабанов. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал