Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Катерина.
1. Хочет вернуть то время, когда она жила с маменькой, ходила в церковь, слушала рассказы странниц. 2. Хочет летать как птица. 3. Хочет жить вольно и радостно. 4. Хочет быть Тихону верной женой. 5. Хочет быть чистой перед Богом и людьми. 6. Любит Бориса и хочет быть любима им. 7. Хочет помогать бедным. Борис. 1. Хочет получить бабушкино наследство, которое должен заплатить ему дядя (Дикой) при условии, что Борис будет почтителен с ним. 2. Любит Катерину и мечтает об ответном чувстве. 3. Хочет Катерине счастья. 4. Не может жить в доме у Дикого и мечтает вернуться в Москву. 5. Хочет приспособиться к нравам и обычаям города Калинова. 1. Хочет, чтобы её сын Тихон и Катерина жили в любви и согласии. 2. Хочет властвовать в доме безраздельно. 3. Ревнует сына к Катерине и хочет сохранить на него своё влияние и власть над ним. 4. Хочет, чтобы жизнь Тихона и Катерины соответствовала традициям и дедовским порядкам. 5. Хочет счастья для своего сына. 1. Хочет вырваться из-под опеки матери, чтобы погулять вволю. 2. Хочет угодить матери. 3. Любит Катерину и желает ей счастья. 4. Ни о чём не хочет думать и ни за что и ни за кого не хочет отвечать. Итак, попробуйте объяснить, кто из героев находится в конфликте друг с другом. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Кроме внутреннего конфликта персонажа, а также конфликта между противостоящими друг другу персонажами в драме, как правило, есть ещё третий уровень конфликта надличностный конфликт, в котором обнаруживается несовместимость, противоречивость каких-либо общих и одинаково важных для жизни человеческого общества ценностей: тогда столкновение личных интересов становится в пьесе частью этого общего конфликта. Все три уровня конфликта сходятся и разрешаются в пьесе тем или иным образом в одной точке в момент драматической кульминации, когда предельно обнажаются страсти, и одни герои торжествуют, а другие - терпят поражение. После кульминации совершается окончательная и необратимая перемена в судьбах главных действующих лиц, а вслед за этим изменяется и мир, в котором они живут. В «Грозе» кульминация наступает, когда Катерина признаётся принародно в супружеской неверности (действие четвёртое, явление шестое). После этого возвращение к прежней жизни для неё уже совершенно невозможно. Кабаниха торжествует: она была права, «куда воля-то ведёт!» Но в чём же заключается третий уровень драматического конфликта в «Грозе», конфликт каких общечеловеческих ценностей открывается в этой семейной истории?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте сцены, описывающее место действия Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: " Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! " Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
Из монолога Кулигина (д. 1, явл. 3;) выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Из монолога Кулигина (д. 3, явл. 3) выпишите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье: ______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? ___________________________ Каковы жители, обитающие здесь? Приведите примеры, выписав из предложенных фрагментов (д. 3, явл. 1); (д. 2, явл. 1); (д. 4, явл. 1.); (д. 4, явл. 4): _______________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем отличается от жителей города Кулигин? ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кого мы можем считать " хозяевами города"? Обратите внимание на то, как появляются эти герои на сцене Драматург использует сценический прием подготовленного появления - вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену. Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? Впишите в таблицу примеры из текста, характеризующие Дикого и Кабанову.
Как ведут себя герои по отношению к другим персонажам. Кто, по вашему мнению, из них страшнее, почему? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как повлияли на жителей города правила жизни, которые стремятся сохранить Дикой и Кабаниха? Кулигин - ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Тихон - _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Варвара - _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Борис - ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
Мы видим, что всех героев «Грозы» условно можно разделить на две группы: старшее и младшее поколения, что-то вроде отцов и детей. К старшему поколению мы отнесли Кабаниху, Дикого, Феклушу, к младшему - Катерину. Тихона, Бориса, Варвару, Кудряша. К младшим героям пьесы мы также отнесём и Кулигина, поскольку он не принимает те правила жизни, которые стремится сохранить Кабаниха, которые естественны для Дикого и которые, наконец, оплакивает Феклуша. Реплики взяты из разных сцен. Просмотрите их и из каждой реплики выпишите главные, ключевые слова.
МЛАДШИЕ Катерина: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Тихон: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Катерина: «Да здесь все как будто из-под неволи». «Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придёт на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...» Варвара: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!» Катерина: «Что мне только захочется, то и сделаю. <...> Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой! В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Тихон: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Кудряш: «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Кулигин: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Тихон: «Так, братец Кулигин, всё наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла». Кулигин: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!» СТАРШИЕ Кабанова: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождётесь, поживёте и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете». «Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?» Феклуша: «У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив». Кабанова: «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! <...> Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путём не умеют. Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям». «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»
МЛАДШИЕ ______________________________________ ________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СТАРШИЕ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________ _________________________________________
Из выписанных вами слов выделите главное, общее для большинства реплик слово. Можно ли с его помощью объяснить конфликт в «Грозе»? Ответьте на этот вопрос письменно, используя, по возможности, выписанные вами слова. ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что же старшие (Кабаниха и др.) противопоставляют «воле», к которой стремится младшее поколение? Запишите ответ._______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как вы понимаете, чем «воля» отличается от «свободы»? _____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как вам кажется, человеку должно жить по своему хотению или в соответствии с правилами и законами, принятыми в обществе? ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как вы понимаете, что такое «свобода личности»? ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как вы думаете, могут ли принятые в обществе правила поведения, законы стать для человека невыносимыми и привести к разрушению общества, вместо того чтобы обеспечить его процветание? Объясните свою точку зрения и постарайтесь сделать это на примерах из пьесы А. Н. Островского «Гроза». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Общая тема «Грозы», которая так или иначе но проговаривается разными персонажами и лежит в основе драматического конфликта, - это воля или, если угодно, свобода личности. Развивая эту тему в «Грозе», А. Н. Островский выводит конфликт пьесы за рамки персоналий и личных отношений, выражая противоречие более общего порядка, противоречие между законом и волей, между общественной моралью и потребностями отдельного человека. Однако настало время вернуться к судьбе главной героини пьесы, к Катерине.
Почему мы не можем назвать ее ни " жертвой", ни " хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Сравните, какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? Заполните таблицу.
v Почему всё-таки она совершает самоубийство? Её смерть вытекает из логики событий или А. Н. Островский хотел эффектно и громко закончить пьесу? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите две сцены пьесы: разговор Катерины и Тихона перед его деловой поездкой (IV явление второго действия) и сцену прощания Катерины и Бориса (III явление пятого действия). Читая тексты, в левую колонку выписывайте главные, ключевые слова и словосочетания из реплик Катерины, обращенных к Тихону, а в правую колонку - слова и словосочетания из реплик Катерины, обращенных к Борису. Особое внимание обратите на глаголы, которые звучат в речи Катерины. Катерина и Тихон ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Катерина и Борис __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ Кабанов и Катерина (стоит как будто в оцепенении). Кабанов. Катя! Молчание. Катя, ты на меня не сердишься? Катерина (после непродолжительного молчания, покачав головой). Нет! Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня! Катерина (всё в таком же состоянии, слегка покачав головой). Бог с тобой! (Закрыв лицо рукою.) Обидела она меня! Кабанов. Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь. Что её слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. Ну, прощай, Катя! Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя! Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду! Катерина. Ну, бери меня с собой, бери! Кабанов (освобождаясь из её объятий). Да нельзя! Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя? Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться -то, а ты ещё навязываешься со мной. Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня? Кабанов. Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне? Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь? Кабанов. Слова как слова! Какие же мне ещё слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься! Ведь ты не одна, ты с маменькой останешься. Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя. беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои. погибаю я! Кабанов. Да полно ты! Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его.) Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьёшься, не то что ласки, а то так сама лезешь. Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде! Кабанов. Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать. Катерина. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную... Кабанов. Какую клятву? Катерина. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя. Кабанов. Да на что ж это? Катерина. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня! Кабанов. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.
|