![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НЕАЛФАВИТНЫЕ И СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ
Классификация наборных шрифтов SERIF / АНТИКВА 1.1. Old Style / Антиква старого стиля
1.1.1. Venetian / Венецианская антиква 1.1.2. Garald / Итальянско-французская антиква 1.1.3. Dutch / Голландская антиква 1.1.4. English / Английская антиква 1.1.5. Variation / Современные вариации
1.2. Transitional / Антиква переходного стиля
1.2.1. Baroque / Антиква барокко 1.2.2. Variation / Современные вариации
1.3. Modern / Антиква нового стиля
1.3.1. Neoclassical / Классицистическая антиква 1.3.2. Scotch / Англо-шотландская антиква 1.3.3. Variation / Современные вариации
1.4. Slab Serif / Брусковые шрифты
1.4.1. Egyptian / Египетские 1.4.2. Geometric / Геометрические 1.4.3. Humanist / Гуманистические 1.4.4. Clarendon & Legibility / Кларендон 1.4.5. Italian / Итальянские
SANS SERIF / ГРОТЕСКИ 2.1. Grotesque / Старые гротески 2.2. Neo-Grotesque / Новые гротески 2.3. Geometric Sans / Геометрические гротески 2.4. Humanist Sans / Гуманистические гротески 2.5. Other / Прочие гротески
3. DECORATIVE & DISPLAY / АКЦИДЕНТНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ШРИФТЫ 3.1. Art Nouveau / Стиля модерн 3.2. Art Deco / Стиля Ар Деко 3.3. Op Art / Стиля оп-арт – сер. ХХ в. 3.4. Latin / Латинские 3.5. Glyphic / С едва наметившимися засечками 3.6. Stencil / Трафаретные 3.7. Typewriter & Monowide / Машинописные и моноширинные 3.8. Computer & Display / Компьютерные и экранные 3.9. 3-Dimention & Contour / Трехмерные и контурные 3.10. Texture / Фактурные 3.11. Experimental / Экспериментальные 3.12. Other / Прочие
SCRIPT / РУКОПИСНЫЕ ШРИФТЫ 4.1. Formal pen / Широконечное перо 4.2. Spencerian / Остроконечное перо 4.3. Brush / Ширококонечная и остроконечная кисть 4.4. Monoline / Монолинейные 4.5. Hand / Имитации почерка 4.6. Other / Прочие
BLACK LETTER / ГОТИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ 5.1. Textura / Текстура 5.2. Schwabacher / Швабахер 5.3. Rotunda / Ротунда 5.4. Fraktur / Фрактура 5.5. Other / Прочие
OLD SLAVONIAN / СТАРОСЛАВЯНСКИЕ ШРИФТЫ 6.1. Ustav / Устав 6.2. Half-Ustav / Полуустав 6.3. Skoropis / Скоропись 6.4. Vyaz / Вязь 6.5. Other / Прочие
7. NON ALPHABETIC & SYMBOL / НЕАЛФАВИТНЫЕ И СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ 7.1. Astronomy & Astrology / Астрономические и астрологические знаки 7.2. Cartografy & Tourism / Картографические и туристические знаки 7.3. Commercial & Business Pi / Знаки бизнеса и валют 7.4. Keyboard / Клавиатурные символы 7.5. Matematics / Математические символы 7.6. Music / Нотные знаки 7.7. Ornaments & Borders / Орнаменты и бордюры 7.8. Phonetic / Фонетические и лингвистические знаки 7.9. Picture / Политипажи 7.10. Sport / Спортивные пиктограммы 7.11. Technical / Технические знаки 7.12. Other non alphabetic symbols / Прочие неалфавитные знаки
В России последний действовавший ГОСТ 3489.1-71-3489.38-72 признавал всего 37 гарнитур, а заодно включал в себя их скромную классификацию, подразделявшую все шрифты на семь разновидностей. Построенная на основе лишь отдельных графических признаков (контрастность, форма засечек и наклон округлых букв), она вызывала нарекания с точки зрения последовательности и не имела никаких ссылок на историю и стиль. Ныне классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта. Западная же школа шрифтоведения имеет давние богатые традиции – можно сказать, что она возникла в самый момент самоопределения шрифтового дизайна как независимой области творчества. Это происходило в XIX веке ввиду таких взаимосвязанных процессов, как промышленная революция, расцвет конкуренции и возникновение рекламы – важнейшего потребителя и заказчика разнообразных шрифтов. В 1924 г. в работе Франсуа Тибодо (F. Thibaudeau) «Manuel fran cais de typographie moderne» были заложены принципы описания и классификации шрифтов, не утратившие значения и сегодня. В современном шрифтовом каталоге Джеффа Левела, Брюса и Бренды Ньюмен (Jeff Level, Bruce Newman, Brenda Newman) приводятся восемь наиболее значительных классификаций. Так, в англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса (Vox, 1954). По Воксу, шрифты подразделяются на девять групп: Humanes (венецианская антиква), Garaldes(антиква старого стиля), R,eales (переходная антиква), Didones(антиква нового стиля), Insises(шрифты, имитирующие надписи на камне), Lin,eales(гротески), M,ecanes(брусковые шрифты), Manuaires(каллиграфические шрифты), Scriptes(рукописные). Часть этих названий составлена из имен шрифтов – характерных представителей группы: Garalds получились как гибрид GARamond и ALDus (Manutius), а Didone – от сложения имен DIDot и BodONI. Классификация AtypI – основанной в 1957 г. Международной типографической ассоциации – почти совпадает со схемой Вокса. В качестве единственной поправки добавлена группа готических шрифтов, в разных источниках именуемая Fractura или M,edieves, что более точно. Близок все той же классификации и British Standart, утвержденный в 1965 г. Британский стандарт подразделяет, как и Вокс, шрифты на девять групп, но несколько иных: Humanist, Garald, Transitional (то же, что R,eales), Didone, Lin,eale, Slab Serif (то же, что M,ecanes) и Scriptes– рукописные шрифты, о которых сложно сказать, чем они все-таки отличаются от каллиграфических. Удалив две сомнительные группы, британский стандарт вводит две столь же сомнительные новые: Graphic, которые, по определению, «скорее нарисованы от руки, чем написаны», и Gluphic, формальным признаком которых служат едва наметившиеся засечки на концах штрихов. Во многих классификациях устойчивой оказывается та часть, где рассматриваются шрифты, возникшие в исторический период от зарождения книгопечатания до появления профессионального и независимого шрифтового дизайна. Шрифты тех лет всегда носят отчетливый отпечаток места и времени: например, под венецианской антиквой принято понимать работы Николая Йенсона и немногих других мастеров; под шрифтами нового стиля – Дидо и Бодони, и т.д. Спорные моменты обычно не носят принципиального характера: так, английская, американская и французская школы шрифтоведения относят Кэзлон к антиквам старого стиля, а немецкая – уже к переходным антиквам. В ХХ веке при классифицировании начинаются эксперименты и самое неожиданное смешение стилей. Историческая классификация всегда дополняется, а затем и поглощается морфологической. Но решить, какие признаки в рисунке знаков считать определяющими, бывает непросто. Облик шрифта складывается из множества незаметных порой нюансов, и совсем небольшого штриха бывает достаточно, чтобы все изменить. Считается почти очевидным, что наличие/отсутствие засечек – важнейший классификационный признак. Но есть примеры, когда шрифты по прихоти художника различались только засечками. Германский индустриальный стандарт DIN 16518 (1964) шире охватывает историю и географию шрифта. Согласно DIN, шрифты подразделяются на три основные группы: шрифты латиницы, готические и иных алфавитов или систем письма (Non-Roman). В свою очередь, шрифты латиницы DIN рассматривает более подробно и различает: Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script. Таким образом, классификация также может имеет историческую основу и морфологическое развитие. Собственные классификации шрифтов разрабатывают крупные компании, вовлеченные в шрифтовой бизнес. В частности, очень современна и разумна классификация малоизвестной у нас фирмы Lawson.RIT, опубликованная в 1971 г. Она включает уже упомянутые исторические группы: готические(Blackletter), антиквы старого стиля (Oldstile) с тремя подгруппами – венецианской (Venetian), французской (Aldine-French) и голландской (Dutch-English), переходную антикву (Transitional) и антикву нового стиля (Modern). Затем, уже скорее по морфологическому признаку названы брусковые шрифты (Square-Serif) и гротески (Sans Serif). В две большие группы выделено все рукописное, каллиграфическое, курсивное (Script-Cursiv) и акцидентно-декоративное (Display-Decorative). Эту классификацию трудно критиковать – только пожелать развивать. Как и в предыдущих шрифтовых системах, исторические варианты антиквы рассмотрены не в пример подробнее, чем группа гротесков. А ведь общая структура «семейства гротесков» отражает исторически сложившуюся структуру антиквенной «фамилии» и наследует аналогичные группы и подгруппы. Это становится понятным, если вспомнить, что гротески создавались на основе всех типов антиквы путем удаления засечек. Вернемся к корпоративным классификациям шрифтов. Усложненной и запутанной выглядит классификация компании Bitstream (1986), насчитывающая аж 17 типов шрифтов. Кроме всех тех же исторических групп антиквы, брусковых, гротесков и рукописных, здесь названы группы Stencil (трафаретные), Engravers (гравированные), Exotic, Non-Roman, Computerи т.д. Linotype в 1988 г. Подразделяет шрифты на Old Face, Transitional, Modern Face, Slab Serif, Sans Serif, Decorative & Display, Script & Brush, Blackletter (Broken), Non-Roman, Pi. Классификация Adobe 1991 г. аналогична, но чуть подробнее. Классификация ParaType единственная в наши дни шрифтовая система российской разработки. Исчерпывающей системы нет, а существующие классификации по-прежнему носят отчетливо национальный характер. Отсюда – различия в терминологии. Например, брусковые шрифты по Воксу именуются M,ecanes, в англоязычной классификации – Slab Serif, а во французской – Egyptienne. В американских изданиях Gothic может называться гротеском, а в европейских – готическим шрифтом. Соответственно меняется и смысл термина Antiqua – это давний антипод всего, что называется Gotic. Русского читателя может удивить, что Serifenlose Linear-Antiqua – не что иное, как немецкое название рубленого шрифта, или гротеска. В буквальном переводе термин означает «линейная», т.е. неконстрастная антиква без засечек». Количество шрифтов за последние годы заметно увеличилось. Появились принципиально новые типы акцидентных шрифтов, например. «живые шрифты», содержащие в шрифтовом файле генератор псевдослучайных чисел и меняющиеся различные (заданные дизайнером) детали рисунка при распечатке на PostScript-принтере. Чтобы разложить богатство по полкам, создаются изощренные способы описания шрифтов по различным признакам. Фил Бейнс и Эндрю Хэслам выделяют морфологические (formal) и исторические (sources) признаки классификационных групп. В числе первых названы: construction, shape, proportions, modeling, weight, terminations, key characters, decoration. Часть этих признаков ясна и понятна: proportions очевидным образом характеризует соотношение ширины и высоты знака; weight – общепринятая насыщенность; terminations – оформление окончания штрихов, т.е. имеет ли шрифт засечки, росчерки, капли, закруглен ли конец штриха и т.д. Контрастность, оптический наклон и характер соединений штрихов входят здесь в понятие modeling. Shape – это форма линий, округлость или угловатость рисунка, открытость и закрытость знаков, а также смещение горизонтальных элементов. Construction характеризует рисунок шрифта в целом: шрифт, имитирующий трафарет, рукописный и шрифт со случайными изменениями формы (живой шрифт) – это, безусловно, разные constructions. Но этого авторам классификации оказывается мало, и они вводят простую характеристику key characters – то, как выглядят в данном шрифте один или несколько избранных знаков. Список признаков завершает decoration – а ну как на шрифт еще наложен декоративный эффект, например, тень. Шрифты делятся авторами на подгруппы согласно историческим источникам (sources), в числе которых выделены каллиграфия (к которой восходят, в частности, готическое письмо и все курсивы), римское монументальное письмо, печатные источники XIX века, рисованные шрифты художников и… все остальное. Особый раздел для «всего остального» есть практически в каждой классификации. Чаще всего это разделы под названием Docorative, Display, Exotic. См. книгу Роберта Брингхерста (Robert Brunghurst), готовящуюся к изданию в издательстве Дмитрия Аронова. Его классификация очень масштабна и охватывает все мировые системы письма, хотя наиболее разработанная и подробная глава относится, конечно же, к шрифтам латиницы. Автор по примеру биологии делит шрифты на типы, классы, отряды, роды и семейства. В отряд антиквенных входят семейства протоантиквы, гуманистической антиквы, антиквы стилей маньеризма, барокко, неоклассицизма. Романтизма, реализма, ар нуво, экспрессионизма, геометрического модернизма (конструктивизма), лирического модернизма, лирического постмодернизма. В последние подгруппы входят современные интерпретации самых различных исторических шрифтовых образцов. Есть спорные моменты: например, гротески и брусковые шрифты оказываются в одной подгруппе, хотя они далеки по морфологическому признаку. Система PANOSE подразделяет шрифты на обыкновенные текстовые и заголовочные, рукописные и декоративные. Эта схема предназначена для компьютера и потому непротиворечива.
|