Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура начала XX в.
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ Модерн во многих странах, в том числе и в России, зарождается в ходе переосмысления традиции средневековья... первым и наиболее ранним его проявлением является неорусский стиль. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании. Фольклорная тематика, ведущая свою родословную от Васнецова, стала очень популярной в начале ХХ века в работах художников так называемого «неорусского стиля». Наряду с былиной и сказкой вовлекаются мотивы народного, крестьянского искусства. В отличие от характера их использования в псевдорусском стиле они теперь предстают в стилизованном виде (так как неорусский стиль принадлежит уже новой эпохе и является модификацией стиля модерн). Стилизация – принцип формообразования в модерне.
Для СТИЛИЗАТОРСТВА характерен избирательный подход. Вырванные из контекста архитектуры прошлого детали копируются по возможности точно, но компонуются по-новому в новых структурах. СТИЛИЗАЦИЯ не просто допускает, она предполагает искажение, утрирование форм источника, отказ от частностей во имя наглядности передачи принципа. Стилизация стремиться сделать зримой идею архитектуры как организма, неделимость полезного и прекрасного. Стилизаторство – принцип формообразования эклектики, СТИЛИЗАЦИЯ – принцип модерна. Первые стилистические поиски, которые обычно обозначают как прямых предшественников неорусского стиля начала XX века, обнаруживаются в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Их результатом в сфере архитектуры стала знаменитая церковь Святого Спаса Нерукотворного, возведенная в мамонтовской усадьбе в 1880-1882 гг по проекту В.М. Васнецова. Пионерское значение этого храма было замечено еще современниками. Абрамцевский храм, появившийся задолго до фактического внедрения неорусского стиля в строительную практику, казалось бы, уже обладал всеми его стилистическими признаками. Новаторский характер форм, изысканная эстетика силуэта, керамического и живописного декора в самом деле глубоко отличали постройку от одновременных ей московских сооружений псевдорусского стиля, развивавшегося в рамках эклектики. Прежде всего необычным был выбор источников стилизации – имивпервые стали постройки Новгорода и Пскова, в том числе храм спаса на Нередице. Кроме того, своеобразие постройки обеспечивалось тем, что за ее проектирование взялись художники, никогда ранее не пробовавшие себя в архитектуре – В.М. Васнецов, В.Д. Поленов и А.С. Мамонтов. Работа над проектом церкви состояла не столько в традиционном подборе и аранжировке подходящих древнерусских деталей, сколько в поисках общей узнаваемо национальной выразительности. Сразу по завершении церкви, Васнецов создал Избушку на курьих ножках (1883г). В ней художник вновь использовал идею намеренно миниатюрного масштаба постройки, акцентировав ее контраст с природным окружением. Абрамцевские опыты были серьезно осмыслены Васнецовым. В часовне, пристроенной к церкви в Абрамцево в 1892г, нарочитая трансформация древнерусских форм уже существенно отличается методологически от первых опытов. Копийность форм уступила место их вольной трактовке. Лишь образно напоминающей прототипы. Те же принципы стилизации можно обнаружить в последующих работах Васнецова: в проекте русского павильона на Всемирной выставке в Париже (1898), новом фасаде Третьяковской галереи. Доходный дом З.И. Перцовой - Этот дом - одна из самых знаменитых построек Москвы начала XX века. Великолепный образец национально-романтического направления в архитектуре " русского модерна". Дом был построен в 1906-1907 годах по эскизам талантливого художника Сергея Васильевича Малютина, автора русской матрешки, архитекторами Н. К. Жуковым и Б.Шнаубертом Предполагается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии[1].
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек[2]. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным. В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. МОДЕРН Рассмотрим теперь развитие того направления, которое современники сначала называли «новый стиль», а затем «модерн». Следует отметить, что его появление в московской архитектурной практике было почти внезапным. Первой постройкой, которая единодушно была отнесена к «общеевропейскому» направлению, стал особняк архитектора Л.Н. Кекушева (1899) в Глазовском переулке. В его формах впервые в Москве был реализован накопленный западноевропейский опыт нового стиля - в частности работы В. Орта. Затем в архитектурный контекст Москвы вошли доходный дом Хомякова, арх. И.А. Иванов-Шиц (1900), базировавшийся на интерпретации декоративных мотивов австрийца О. Вагнера; особняк С.П. Рябушинского, арх. Ф.О. Шехтель (1900-1904), вдохновленный дармштадскими экспериментами Й.-М. Ольбриха; магазин торгового товарищества «Братья Елисеевы» (1898-1901), арх. Г.В. Барановский, особняк Якуничковой (1900) арх. В.Ф, Валькот.
Модерн избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строгого вертикализма поверхностей. Неуловимая кривизна помогает вдохнуть жизнь в объемы, поверхности и детали сооружения, лишая их сухости. Модерн предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы легко обозрим. Стилизация позволяет модерну обращаться к самым разным источникам.
|