Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование мировых религий и их классификация в социологииМ.Вебера.






Объектом изучения становятся религии спасения: мировые (буддизм, ислам, христианство) + иудаизм, китайские (конфуцианство и доасизм), индуизм и зороастризм.

Метод и методология: идеальные типы- конструкции, модели поведения, ориентированные на религиозную цель.

Как ведет себя человек в мире, если он преследует цель- спасение. => везде мотивом является не только чисто экономические интересы, а везде и всюду соотносит с религиозной ценностью. Путем эмпирического наблюдения и сравнения фиксирует, где при каких соц. условиях, среди каких соц. слоев и групп преобладет в религии ритуально-культовый момент, а где аскетически-деятельный.9мирская деятельность), а где – мистико-созерцательный => дает возможность установить индивидуальный облик различных религий.

Магические элементы наиболее характерны для религии земледельческих народов. Вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия. Религия городских сословий(пр. ремесленников) носит рационалистический характер, т.к. они в меньшей степени, чем земледельцы зависят от внешних природных условий, а больше от ритмически правильного, рационально-организаванного трудового процесса.

Конфуцианство (принятие мира)Вебер считает предельно рационалистичным, ему чужд интерес к потустороннему миру (в отличие от буддизма или христианства или еще более древних образований - древнеегипетской религии. Потусторонний мир очень важен). Благо в конфуцианстве – долголетие, богатство – благополучная земная жизнь.нет индивидуальной молитвы, нет индивидуально-личностного отношения между человеком и богом. Вебер: «разум конфуцианства был рационализмом порядка и этому были подчинены задачи воспитания и образования». Но несмотря на рационализм – конфуцианство не было враждебно магии=> соединено 2 начала – этически-рациональное и рационально-магтческое.

Индуизм (теоретически и практически отрицают мир) – упорядочивающий мир маг;

Буддизм (отрицание и неприятие мира)– странствующий по миру монах-созерцатель;

Ислам (принимают мир, но с условием его улучшения и исправления)-– покоряющий мир воин;

Христианство (принимают мир, но с условием его улучшения и исправления)- бродячий ремесленник.

Религия «париев» - групп, стоящих на низшей ступени и даже вне соц.иерархии. Для них характерна ярко выраженные эсхатологические мотивы, устремленные к потустороннему.

Религии спасения по Веберу - неприятие мира. (по Беллу идея спасения - опосредованное отношение человека к миру). Он изучает типические религиозные мотивы, т.е. религиозную эитику= рационализацию социального поведения в мире (специфическая религиозная цель спасения, отличающаяся от всех мирских целях). Спасение – принципиальная независимость от зла. Пути спасения: 1). Спасение человека через собственное действие (буддизм). Метод спасения – ритуально-культовые действия и церемонии, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о близких – в китайской религии), либо самоусовершенствование. 2)спасение с помощью посредника-спасителя (иудаизм, христианство, ислам). Методы: принадлежность церкви как условие спасения (католицизм, православие). Спасение через веру (иудаизм, лютеранство). Спасение через милость предопределения (ислам, кальвинизм). Пути спасения, по Веберу, зависят не столько от выполнения заповедей и от ритуальных действий верующих, сколько отт внутренней установки.

Существуют адекватные цели, т.е. определенная методика спасения. Человек должен систематически подчинять свою жизнь цели. Одно дело жить в мире, другое стремиться к спасению.

Рел. эитка- систематическое подчинение, при помощи адекватных средств для достижения цели спасения.

У каждой религии свои средства.

Рациональность: 1) все более точное теоретическое познание реальности; 2) все более отчетливое понимание цели и точный подбор средств для эффективного достижение этой цели. М. Вебер дает классификацию религиозно-этических систем в соответствии с тем, какие именно социальные слои были их главными носителями. Носитель конфуцианства - организующий мир бюрократ, индуизма - упорядочивающий мир маг, буддизма - странствующий по миру монах-созерцатель, ислама - покоряющий мир воин, христианства - бродячий ремесленник. Особое внимание М. Вебера привлекала проблема так называемой религии париев, т. е. групп, стоящих на нижней ступеньке или даже вне социальной иерархии. Если для наиболее аристократических слоев, как правило, характерна направленность интересов на посюсторонний мир, стремление упорядочить (конфуцианство), организовать (индуизм), просветить (христианство), то в религии париев на первый план выступают мотивы устремления к потустороннему миру. М. Вебер показывает, что носителями " религиозности париев" никогда не были рабы или свободные поденщики, которые вообще не активны в религиозном отношении. Наиболее активны в религиозном отношении среди непривилегированных слоев, по М. Веберу, мелкие ремесленники, обедневшие выходцы из более привилегированных слоев (например, русские разночинцы).

М. Вебер классифицирует религии и на основании их различного отношения к миру. Так, для конфуцианства характерно принятие мира; напротив, отрицанием и неприятием мира характеризуется буддизм. Некоторые религии принимают мир на условиях его улучшения и исправления. Таковы ислам, христианство, зороастризм. От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религии к сфере политики, вообще к власти и насилию. Религия, отвергающая мир, как правило, аполитична, она исключает насилие; здесь наиболее последователен буддизм, хотя идеи ненасилия характерны также для христианства. Там, где мир полностью принимается, религиозные воззрения легко согласуются со сферой политики; магические религии вообще не вступают в противоречие с политикой [24].

 

2. «Секта» - «деноминация» - «церковь» (Р.Нибур). Изучая религиозные организации в США, Р. Нибур обратил внимание на то, что секты со временем утрачивают типические для них черты. Замкнутый характер и элитарность уступают место готовности принять в свои ряды любого, принимающего вероучение; такой признак как " сознательное вступление" утрачивает прежнее значение, поскольку большинство членов общин вербуются из семей единоверцев и получают соответствующее воспитание с детства. Отрицание или безразличие к " миру" уступает место " принятию" или активной поддержке существующих социальных порядков.
Но претерпевшие такие изменения общины баптистов, методистов и других религиозных объединений не могут считаться в полном смысле церковью, поскольку не могут претендовать на универсализм, т.е. на массовое распространение среди разных социальных слоев. Дело не только в численности. Эти объединения не могут служить символом национальной идентичности или преданности государству.
Этот тип религиозной организации Р. Нибур назвал " деноминацией" -промежуточной формой между церковью и сектой. Нибур считал деноминационализм типично американским явлением, связанным с установившимся в американском обществе религиозным плюрализмом, отсутствием такой организации, которая могла бы претендовать на статус государственной церкви.
Существуя во многих европейских странах в качестве церкви, лютеранство, например, является одной из крупных деноминации в Америке (всего их насчитывается свыше 200 в стране).
В то время как церкви стремятся охватить своим влиянием большинство членов общества, а секты - лишь " избранных", деноминации конкурируют между собой, стремясь привлечь новых членов, не рассчитывая при этом завоевать позиции такого масштаба, как государственные религии.
Нибур обратился к вопросу о социальных источниках американского деноминационализма, опираясь на работы Трёльча и Вебера. В частности, Вебер анализировал процесс рутинизации харизмы, составным компонентом которого был переход от " личной харизмы" к " харизме должностной". Иными словами, со временем религиозная организация претерпевает неизбежные изменения. Всякое новое религиозное движение, возникавшее в прошлом, например христианство, или возникающее в настоящее время, на первых этапах представляет собой спонтанное движение, более или менее массовое, не имеющее четко установленных ритуалов, догматов вероучения, организационных форм. Все держится на харизматической фигуре - личности основателя религии. И чаще

220
всего эти движения носят оппозиционный характер, противопоставляют себя обществу, в котором действует церковь, и самой церкви. Неудовлетворенность обществом и действующей церковью приводит к религиозному протесту, чаще всего организованному в виде сектантского движения.
Нибур сформулировал вопрос более радикально: может ли вообще организация, наделенная чертами секты, пережить первое поколение ее основателей и продолжать свое существование, стабильно сохраняя первоначальные характеристики? Не ведет ли процесс социализации уже второго поколения сектантов к тому, что у Вебера называлось рутинизацией харизмы? Нибур пришел к выводу, что секта существует не дольше жизни первого поколения; во втором поколении она становится уже чем-то другим, а именно - деноминацией.
Нибур описывает, таким образом, секту - деноминацию - церковь как этапы в процессе развития религиозной организации. Движущая сила этого процесса, согласно Нибуру, - приспособление христианства " к кастовой системе мира", " слишком поспешный и далеко заходящий компромисс между христианством и миром". Разделение на конкурирующие деноминации противоречит фундаментальным ценностям и учению христианства. Приспособление христианства к обществу с социальными предрассудками и социальным неравенством имплицитно содержит отрицание христианских ценностей, христианского братства, противоречит Божественному Закону. Согласно Нибуру, выделение сект означает попытку восстановить и подтвердить христианскую заботу о социальной справедливости и равенстве. Источник религиозных расхождений - социальная стратификация общества, которая приводит к разногласиям между людьми, исповедующими одну и ту же веру. Но спустя какой-то период времени возникшие на волне протеста христианские группы обнаруживают склонность к компромиссу с обществом, приспособлению к ценностям секулярного мира, социальному неравенству. Это тенденция к образованию церковного типа организации религиозных групп, в свою очередь вызывающая вновь сектантскую реакцию в целях реанимации духа христианской веры.
Первое поколение членов секты подчеркивает свое " обращение" (принятием веры во взрослом состоянии, строгим следованием ее предписаниям, " жизнью по вере"). Но это поколение начинает осуществлять программу религиозного воспитания своих детей, так что дети становятся членами группы уже в силу зна-

221
ний о вере, полученных от взрослых. Личное обращение в истинную веру и драматическое изменение жизни, сопутствующее обращению, перестают превалировать. Часто следующее поколение уже пользуется большим благосостоянием, перестает быть бесправным. Секта постепенно институализируется, появляется профессионально обученное духовенство, происходит отход от принципа личного обращения как основы членства, приспособление к социальной разобщенности общества, неравенству. Ключевым в этом процессе является отказ от преображения жизни посредством " обращения" в истинную веру в пользу программы религиозного обучения: религия перестает быть результатом спонтанного и эмоционального " преображения", обращения в веру как обретения новой жизни. Исчезает первичный критерий различения секты и церкви - ценностный, лежащий в сфере социальной этики.
Толчком к продвижению от церкви к группе другого типа, секте, может быть конфликт между групповой идеологией (вероучением) и ценностями большого общества.
Христианство взывает к чувству братства между всеми людьми, которые должны быть людьми свободными. Конфликт между этими императивами и социальной реальностью - неравенством, предубеждениями, враждой - может вызвать в группе раскол (схизму): одни могут склоняться к большей " реалистичности" и компромиссу, другие - призывать к возвращению первоначальной чистоты веры и строгому следованию заповедям. Подобный конфликт может породить схизмы и обусловить появление новых групп.
Многие социологи считают, что представление об обязательном переходе от секты к деноминации является спорным. Во всяком случае, очевидно, что некоторым сектам удается существовать на протяжении ряда поколений. Следовательно, есть факторы, которые способны предотвратить или по крайней мере задержать на время превращение секты в церковь: строгая дисциплина вплоть до исключения колеблющихся (такое строгое отношение часто интерпретируется как результат стремления лидера удержать власть в секте, но на самом деле это условие выживания секты, если она не хочет пойти путем церкви); самопополнение и запрещение браков " на стороне" и др. Эффективность таких механизмов была подтверждена в ряде исследований.
Таким образом, судьба сект неодинакова: одни распадаются, другие, вписавшись в общество, расширив свои ряды и развив бюрократическую структуру, превращаются в деноминацию, третьи (например, квакеры) достаточно эффективно используют средства самосохранения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал