Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование мировых религий и их классификация в социологииМ.Вебера.
Объектом изучения становятся религии спасения: мировые (буддизм, ислам, христианство) + иудаизм, китайские (конфуцианство и доасизм), индуизм и зороастризм. Метод и методология: идеальные типы- конструкции, модели поведения, ориентированные на религиозную цель. Как ведет себя человек в мире, если он преследует цель- спасение. => везде мотивом является не только чисто экономические интересы, а везде и всюду соотносит с религиозной ценностью. Путем эмпирического наблюдения и сравнения фиксирует, где при каких соц. условиях, среди каких соц. слоев и групп преобладет в религии ритуально-культовый момент, а где аскетически-деятельный.9мирская деятельность), а где – мистико-созерцательный => дает возможность установить индивидуальный облик различных религий. Магические элементы наиболее характерны для религии земледельческих народов. Вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия. Религия городских сословий(пр. ремесленников) носит рационалистический характер, т.к. они в меньшей степени, чем земледельцы зависят от внешних природных условий, а больше от ритмически правильного, рационально-организаванного трудового процесса. Конфуцианство (принятие мира)Вебер считает предельно рационалистичным, ему чужд интерес к потустороннему миру (в отличие от буддизма или христианства или еще более древних образований - древнеегипетской религии. Потусторонний мир очень важен). Благо в конфуцианстве – долголетие, богатство – благополучная земная жизнь.нет индивидуальной молитвы, нет индивидуально-личностного отношения между человеком и богом. Вебер: «разум конфуцианства был рационализмом порядка и этому были подчинены задачи воспитания и образования». Но несмотря на рационализм – конфуцианство не было враждебно магии=> соединено 2 начала – этически-рациональное и рационально-магтческое. Индуизм (теоретически и практически отрицают мир) – упорядочивающий мир маг; Буддизм (отрицание и неприятие мира)– странствующий по миру монах-созерцатель; Ислам (принимают мир, но с условием его улучшения и исправления)-– покоряющий мир воин; Христианство (принимают мир, но с условием его улучшения и исправления)- бродячий ремесленник. Религия «париев» - групп, стоящих на низшей ступени и даже вне соц.иерархии. Для них характерна ярко выраженные эсхатологические мотивы, устремленные к потустороннему. Религии спасения по Веберу - неприятие мира. (по Беллу идея спасения - опосредованное отношение человека к миру). Он изучает типические религиозные мотивы, т.е. религиозную эитику= рационализацию социального поведения в мире (специфическая религиозная цель спасения, отличающаяся от всех мирских целях). Спасение – принципиальная независимость от зла. Пути спасения: 1). Спасение человека через собственное действие (буддизм). Метод спасения – ритуально-культовые действия и церемонии, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о близких – в китайской религии), либо самоусовершенствование. 2)спасение с помощью посредника-спасителя (иудаизм, христианство, ислам). Методы: принадлежность церкви как условие спасения (католицизм, православие). Спасение через веру (иудаизм, лютеранство). Спасение через милость предопределения (ислам, кальвинизм). Пути спасения, по Веберу, зависят не столько от выполнения заповедей и от ритуальных действий верующих, сколько отт внутренней установки. Существуют адекватные цели, т.е. определенная методика спасения. Человек должен систематически подчинять свою жизнь цели. Одно дело жить в мире, другое стремиться к спасению. Рел. эитка- систематическое подчинение, при помощи адекватных средств для достижения цели спасения. У каждой религии свои средства. Рациональность: 1) все более точное теоретическое познание реальности; 2) все более отчетливое понимание цели и точный подбор средств для эффективного достижение этой цели. М. Вебер дает классификацию религиозно-этических систем в соответствии с тем, какие именно социальные слои были их главными носителями. Носитель конфуцианства - организующий мир бюрократ, индуизма - упорядочивающий мир маг, буддизма - странствующий по миру монах-созерцатель, ислама - покоряющий мир воин, христианства - бродячий ремесленник. Особое внимание М. Вебера привлекала проблема так называемой религии париев, т. е. групп, стоящих на нижней ступеньке или даже вне социальной иерархии. Если для наиболее аристократических слоев, как правило, характерна направленность интересов на посюсторонний мир, стремление упорядочить (конфуцианство), организовать (индуизм), просветить (христианство), то в религии париев на первый план выступают мотивы устремления к потустороннему миру. М. Вебер показывает, что носителями " религиозности париев" никогда не были рабы или свободные поденщики, которые вообще не активны в религиозном отношении. Наиболее активны в религиозном отношении среди непривилегированных слоев, по М. Веберу, мелкие ремесленники, обедневшие выходцы из более привилегированных слоев (например, русские разночинцы). М. Вебер классифицирует религии и на основании их различного отношения к миру. Так, для конфуцианства характерно принятие мира; напротив, отрицанием и неприятием мира характеризуется буддизм. Некоторые религии принимают мир на условиях его улучшения и исправления. Таковы ислам, христианство, зороастризм. От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религии к сфере политики, вообще к власти и насилию. Религия, отвергающая мир, как правило, аполитична, она исключает насилие; здесь наиболее последователен буддизм, хотя идеи ненасилия характерны также для христианства. Там, где мир полностью принимается, религиозные воззрения легко согласуются со сферой политики; магические религии вообще не вступают в противоречие с политикой [24].
2. «Секта» - «деноминация» - «церковь» (Р.Нибур). Изучая религиозные организации в США, Р. Нибур обратил внимание на то, что секты со временем утрачивают типические для них черты. Замкнутый характер и элитарность уступают место готовности принять в свои ряды любого, принимающего вероучение; такой признак как " сознательное вступление" утрачивает прежнее значение, поскольку большинство членов общин вербуются из семей единоверцев и получают соответствующее воспитание с детства. Отрицание или безразличие к " миру" уступает место " принятию" или активной поддержке существующих социальных порядков. 220 221
|