Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности доказывающие адекватное выражение биосоциальной природы человека
Важным моментом осознания понятия личности является осмысление того, что человек – это биосоциальное существо. Он неотделим от своей природы, телесности. Но вместе с этим он обладатель сознания, души. Биологического в человеке достаточно много — это: • анатомия и физиология: кровеносная, мышечная и нервная системы; потребность в сне, еде, движении; • и самое интригующее — наши инстинкты. Социального в человеке также не мало: • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи; • активная и пассивная речь; • мышление; • способность к целенаправленной деятельности; • сознание и разум; • и (венец всего) — творчество. Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного: человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность. Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу. Базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх. Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo, но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens.
4.Биологическое и социальное в человеке: проблема первичности «Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом. Но пожалуй, никто и не оспаривает того факта, что человек двойственен: он и животное и не животное. На привычном нам языке человек - это существо природное и социальное. Но как соотносятся эти два начала в человеке, две его природы? При ответе на этот вопрос существуют две крайности. Одна из них сводит человека к животному, плотскому началу. Так, З. Фрейд полагал, что во всех сферах жизни, включая высшие, человек движим главным образом животными инстинктами. Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Они объявляются чем-то несущественным, сопутствующим. В то же время особо подчеркивается значение общественного, социального в человеке. В этом утверждении есть свои резоны. Социальными причинами можно, в частности, объяснить некоторые биологические особенности человека. Так, в развитых странах наблюдается акселерация, т.е. ускоренное созревание людей. И, наоборот, в неразвитых регионах происходит их физическое вырождение. Корни подобных явлений уходят в социальную сферу. В решении проблемы соотношения биологического и социального в человеке мы должны избегать крайностей и рассматривать его как единство этих двух начал. 5.Содержание понятия «способности» Три признака, которые, всегда заключаются в понятии способность при употреблении его в практически разумном контексте. Во первых, под способностями разумеются индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выпол нения какой либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются ин дивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких либо деятельностей. В третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, принимая во внимание его способности, мог иметь гораздо больше знаний. Когда выдвигают молодого работника на какую либо организаторскую работу и мотивируют это выдвижение хорошими организаторскими способностями, то, конечно, не думают при этом, что обладать организаторскими способностями — значит обладать организаторскими навыками и умениями. Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его соответствующими способностями, предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям сможет быстро и успешно приобрести эти навыки и умения. Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Исходя из сказанного, мы не можем принять то значение слова способность, которое американскими и английскими психологами вкладывается в термин ability. Надо заметить, что в американской и английской психологической литературе наиболее распространены два термина, обычно переводимые на русский язык словом способность; каждый из этих терминов имеет свое значение. Термины эти — ability и capacity. Вот как определяется значение их в одном из американских психологических словарей: Ability — умение выполнять действия, включающие в себя сложные координированные движения и разрешение умственных задач, или то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития; capacity — максимальные возможности индивидуума в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и теоретически измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция при оптимальных условиях, или возможности организма, определяемые и ограничиваемые его врожденной конституцией.
|