Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алкмеон из кротона






 

Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой). Он же писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и размышлял о причинах некоторых болезней, связанных, по его убеждению, с истечением излишней слизи.

Книдская врачебная школа прославилась тем, что в ней получило развитие учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь). Здоровье человека, последователями этой школы, понималось как результат благоприятного смешения (греч. eucrasia) телесных соков. В тоже время, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней.

Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnostica от греч. diagnostikos — способный распознавать). Она включала метод выслушивания (им пользовался и Гиппократ). Среди выдающихся врачевателем этой школы также можно назвать Эврифона из Книда (Eurifon, V в. до н.э.), который являлся современником Гиппократа.

Сицилийская врачебная школа, по сообщениям Галена, была основана в V в. до н.э. Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495-435 гг. до н.э.) и продолжала своё существование вплоть до времён Платона и Аристотеля. Эмпедокл был незаурядной личностью с широчайшим кругозором. Он соединял в себе мудрого философа, зрелого политика, романтического поэта, искусного оратора, опытного врачевателя и почитаемого жреца. История сохранила отрывки его главного труда " О природе". В нём излагается натурфилософская позиция Эмпедокла, который считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Они, по его разумению, вечно неизменны, непознаваемы и не разрушаемы и не могут превращаться один в другой, а лишь смешиваются друг с другом механически. Многообразие мира, по Эмпидоклу, это результат различных пропорций подобного смешения. Эмпедокл, таким образом, заложил основы классического учения об элементах. Ему приписывают спасение г. Селинунта от вспышки массового заразного заболевания (по приданию это могла быть моровая язва или малярия). История отмечает, что в ознаменование этого смелого и благородного поступка специально была отлита монета с его изображением и выгравированным именем.

Требуется особо подчеркнуть, что «Гуморальная теория» Книдской школы ведёт своё начало из теоретических воззрений Эмпедокла (они просуществовали вплоть до XIX века) и ряда теорий других представителей Сицилийской врачебной школы. Известно, что врачеватели этой школы признавали сердце главным органом сознания, а четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Подчеркнём, что Косская врачебная школа является главной врачебной школой древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до Р.Х., когда жрецы Дельфийского храма обратились к Невросу с о. Кос (Nevros, VI в. до н.э.) и его сыну Хрисосу (Chrisos, VI в. до н.э.) с великой просьбой укротить свирепствующую моровую язву, поразившую войско, осаждавшего в те времена г. Киррос.

Отец и сын, по преданию, ценой неимоверных усилий успешно справились с эпидемией.

Исповедуя натурфилософские воззрения, последователи Косской врачебной школы не отделяли здоровье человека от состояния окружающей среды. Они полагали, что природа является для людей важной и неисчерпаемой целительной силой. Истинная причина болезни человека по их пониманию кроется не в каре богов, а в невозможности людей справится с окружающим их миром и нарушениями в питании. К примеру, об эпилепсии (считавшейся в те времена " священной" болезнью) в " Сборнике Гиппократа» сказано следующее: " первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг".

Врачеватели Косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения. Они уже в те времена формировали основы врачебной этики и разрабатывали принципы наблюдения, лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе).

Главные достижения этой врачебной школы, конечно же, связаны с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrаtes). Именно это легендарное имя (не смотря на множество других известных имён) стало истинным символом врачебного искусства в древней Греции.

Кроме того, знаменитым врачевателем Косской школы считался Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.), который был учителем Герофила, одного из основоположников Александрийской врачебной школы периода эллинизма.

Особо подчеркнём роль Александрийской школы в развитии медицины, которая активно проводила фундаментальные и анатомо-физиологические исследования. Назовём несколько крупнейших представителей этого центра античной медицины III в.- Герофила- основателя научной анатомии (по В.Н. Терновскому) и Эрасистрата – универсала по вопросам анатомо-физиологической теории и успешного врача - практика.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал