Директор школы: Зам. директора по учебной работе протокол №____ от _________________
Умербекова С. Р Кужакова С.Ж. Заведующий методического объединения:
Щелыкалина Л.Г.
«___» _____2015 г. «___» ____2015 г. «___» _____2015 г.
Физика как учебный предмет имеет научный, технический и гуманитарный потенциал, является важнейшим компонентом социального опыта, накопленного человечеством. Физическая картина мира, представленная в учебном предмете как целостная система фундаментальных физических теорий, является доминирующей моделью в формировании мировоззрения и представления учащихся о целостной естественно-научной картине мира.
Соответственно цели интеллектуальных школ, на реализацию которых направлены содержательная и методическая составляющие учебного предмета «Физика», заключаются в создании образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития высокообразованной, творческой личности, способной:
– творчески использовать разнообразные средства для выражения чувств, идей и результатов своей деятельности;
– расширять кругозор и приобретать знания для выстраивания позитивной мысли и объективного отражения окружающей действительности;
– самостоятельно организовывать и регулировать процесс своего познания, учения, усвоения основ научно-исследовательской деятельности;
– действовать и работать в коллективе (группе, команде), понимать ответственность за свои обязанности перед другими.
При структурировании содержания физического образования учтены межпредметные и междисциплинарные связи ведущих идей образовательной области «Естествознание», учитывающие следующие сквозные вопросы:
– локальные и глобальные экологические проблемы: состояние и последствия обострения;
При создании плана были учтены языковые цели, которые способствуют участию учащихся в поисковых диалогах, в полном осмыслении процессов, явлений и концепций курса.
№
| Тема урока
| Число часов
| Дата проведения
| Ожидаемый результат
| Ресурсы, оборудование
|
І четверть. (Всего 28 часов) (01.09.15.- 20.10.15)
|
Раздел 9.1А – Действия над векторами (6 часов)
|
1-2
| Движение – неотъемлемая часть материи. Векторы и действия над ними.
|
| 02-05.09.15
| Умеют производить сложение и вычитание параллельных и не параллельных векторов.
Используют графическое представление векторной суммы сил при описании равновесия тела.
Умеют раскладывать вектор на составляющие.
| Параграф 1-2, Р.Башарулы.
Видео по сложению векторов:
https://www.youtube.com/watch? v=pfmV2L-ZRRU
Моделирование сложения векторов:
https://phet.colorado.edu/sims/vector-addition/vector-addition_en.html
Видео по компонентам:
https://www.youtube.com/watch? v=Lkt7CCanfdc& feature=player_embedded
|
3-4
| Проекции вектора на координатные оси.
Действия над проекциями.
|
| 02-05.09.15
|
5-6
| Решение задач.
|
| 07-12.09.15
| Умеют раскладывать вектор на составляющие
| Рабочий лист с несколькими примерами:
https://tap.iop.org/mechanics/static/202/file_46258.doc
|
Раздел 9.1В – Кинематика (12 часов)
|
7-8
| Прямолинейное равнопеременное движение. Ускорение.
|
| 07-12.09.15
| Используют графические методы для представления перемещения, скалярной скорости, векторной скорости и ускорения; могут давать приблизительную оценку результата;
| Параграф 4, Р.Башарулы
Простые эксперименты на перемещение с регистратором данных:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/simple-motion-experiments-datalogger
Моделирование движущегося человека:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/moving-man
|
9-10
| Скорость и перемещение при прямолинейном равнопеременном движение. Решение задач.
|
| 14-19.09.15
| Могут находить скорость из графика зависимости пути от времени;
определять ускорение по наклону графика зависимости скорости от времени; преобразовывать формулы при решении задач.
| Интерактивная контрольная работа для демонстрации понимания учащимся терминов:
https://dev.physicslab.org/Document.aspx? doctype=5& filename=Kinematics_UniformAccelerationVelocityTimeGraphs1.xml
Ссылка на основные единицы измерения:
https://physics.nist.gov/cuu/Units/units.html
|
11-12
| Лабораторная работа №1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения
|
| 14-19.09.15
| Изучат закономерности равноускоренного движения.
| Измерительная лента, метроном, желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр или оборудование: тележка для измерений, флажок, фотоворота, таймер 2-1, грузы, провод (красный, желтый, синий)
|
13-14
| Решение графических задач прямолинейного равнопеременного движения.
|
| 21-26.09.15
| находят скорость из графика зависимости пути от времени;
определяют ускорение по наклону графика зависимости скорости от времени;
умеют анализировать зависимости в виде y=kx+b (V = V0 + at).;
| Небольшие задания BBC по графикам движения:
https://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/science/add_ocr_pre_2011/explaining_motion/describingmotionrev2.shtml
|
15-16
| Свободное падение тела. Ускорение свободного падения.
|
| 21-26.09.15
| Умеют строить график зависимости скорости от времени и знает понятие «мгновенная скорость»;
решают задачи с использованием кинематического уравнения равнопеременного и равномерного движения, включая свободное падение тела в поле гравитации;
| Физика. Р. Башарулы. 9 класс. Параграф 6.
Простые эксперименты на перемещение с регистратором данных:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/simple-motion-experiments-datalogger
Моделирование движущегося человека:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/moving-man
|
17-18
| Лабораторная работа №2.
Измерение ускорения при свободном падении.
|
| 28.09.-03.10.15
| Описывают эксперимент по определению ускорения свободного падения
| Штатив универсальный, рулетка, зажим муфта, зажим с контактами, железный шарик, фотоворота, таймер 2-1, провод (красный, желтый, синий) или использовать кобру 3
|
Раздел 9.1С- Вращательное движение.(10 часов)
|
19-20
| Криволинейное движение. Равномерное движение по материальной точки по окружности.
|
| 28.09.-03.10.15
| понимают и описывают равномерное движение тела по окружности;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Параграф 7.
Детали демонстрации по вращательному движению:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/introducing-circular-motion
|
21-22
| Линейная и угловая скорости.
Центростремительное ускорение.
|
| 05-10.10.15
| качественно объясняют движение по криволинейной траектории с угловой скоростью и ускорением;
качественно описывают движение по криволинейной траектории под действием силы, перпендикулярной к скорости тела, и понимают центростремительное ускорение в случае равномерного движения по кругу;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Параграф 8-9.
Количественное вращательное движение:
https://tap.iop.org/mechanics/circular/225/page_46483.html
Детали эксперимента:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/experimental-test-f-mv%C2%B2r
Моделирование вращательного движения:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/ladybug-motion-2d
Видео по центростремительному ускорению:
https://www.youtube.com/watch? v=-G7tjiMNVlc
|
23-24
| Движение тела брошенного горизонтально. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Решение задач.
|
| 05-10.10.15
| знают и применяют формулы центростремительного ускорения;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс.
Сборник задач Л.А. Кирик.
|
25-26
| Лабораторная работа №3.
«Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости»
|
| 12-17.10.15
| Определяют центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.
| Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
(Набор по механике Phywe)
|
27-28
| Суммативная работа №1
|
| 12-17.10.15
| проверка знаний, умений и навыков.
|
|
2 четверть (Всего 32 часа).. (26.10.15 - 21.12.15.)
Раздел 9.2А - Динамика: деформация, силы и закон движения Ньютона (16 часов)
|
29-30
| Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила.
|
| 26-31.10.15
| Кроме законов Ньютона ученики знают:
как определять результирующую силу действующую на тело;
результат действия сил в случае равномерного прямолинейного движения или относительного покоя;
знают разновидности сил их направление в природе и технике.
знать и понимать формулировки законов Ньютона;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс.
|
31-32
| Деформация.Виды деформаций. Закон Гука.
|
| 26-31.10.15
| знают и могут объяснять виды деформации
понимают, что вес тела является силой упругости;
объясняют деформацию пружины, используя термины: масса груза, абсолютная и относительная деформация, предел прочности и коэффициент жесткости; Могут рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука F = -k∆ x;
понимают и умеют строить график зависимости силы упругости от удлинения пружины;
| Видео по деформации металла:
https://www.youtube.com/watch? feature=endscreen& v=K28WiL21Sgs& NR=1
Видео по неупругой деформации:
https://www.youtube.com/watch? v=hloxCLh422c
Моделирование масса-пружина:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/mass-spring-lab
Видео, показывающее создание пружины:
https://www.youtube.com/watch? v=Duy76N6lkyE& safe=active
|
33-34
| Второй закон Ньютона. Масса.
|
| 02.-07.11.15
| понимать, что масса – это мера инертности тела;
| Видео по инертности:
https://www.youtube.com/watch? feature=player_embedded& v=T1ux9D7-O38
Видео, показывающее взлет и приземление самолета:
https://www.youtube.com/watch? v=rqzyhFzim3w& safe=active
Видео по второму закону Ньютона
https://www.youtube.com/watch? v=iwP4heWDhvw& safe=active
Исследование второго закона Ньютона
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/force-mass-and-acceleration-newtons-second-law
|
35-36
| Лабораторная работа №4 «Изучение второго закона Ньютона»
|
| 02.-07.11.15
| Исследуют зависимость ускорения от массы материальной точки и действующей силы на основе второго закона Ньютона.
| Тележка для измерений, флажок, фотоворота, таймер 2-1, грузы, провод (красный, желтый, синий).
Используется установка
кобра 3
(Набор по механике Phywe)
|
37-38
| Решение задач.
|
| 09.-14.11.15
| решают задачи с применением уравнения F=ma, понимая, что ускорение и равнодействующая сила направлены в одну сторону;
| Физика и астрономия. 9 класс. Сборник задач.
|
39-40
| Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»
|
| 09.-14.11.15
| Исследуют, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины.
| Штатив с муфтой и лапкой;
спиральная пружина;
набор грузов, масса каждого 0, 1 кг;
линейка.
|
41-42
| Третий закон Ньютона. Решение задач.
|
| 16-21.11.15
| решают задачи с применением уравнения F=ma, понимая, что ускорение и равнодействующая сила направлены в одну сторону;
объясняют состояние невесомости;
| Физика Р.Башарулы 9 класс
Бақ ынов.
Демонстрации третьего закона:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/action-and-reaction-newtons-third-law
или:
https://www.youtube.com/watch? NR=1& v=9k48c9Z1VjY& feature=endscreen
|
43-44
| 6. Определение коэффициента трения скольжения разными способами
|
| 16-21.11.15
| Определяют коэффициент трения деревянного бруска
| Деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.
|
Раздел 9.2В – Гравитационные поля(16 часов)
|
45-46
| Напряженность гравитационного поля. Решение задач.
|
| 23-28.11.15
| понимают физический смысл гравитационного поля и определяют постоянную гравитационного поля как силу, действующую на единицу массы; понимают вес тела как воздействие гравитационного поля на массу тела;
понимают, что постоянная гравитационного поля вблизи поверхности Земли величина постоянная и называется ускорением свободного падения;
| Видео, показывающее, что все предметы падают с одинаковым ускорением:
https://www.youtube.com/watch? v=5C5_dOEyAfk& safe=active
или
https://www.youtube.com/watch? v=z_sJ15feNGw& safe=active
или
https://www.wfu.edu/physics/demolabs/demos/avimov/mechanics/person_trashcan_drop/trashcan-jump.MPG
или
https://www.youtube.com/watch? v=AYz_K3mwq6A& safe=active
Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Дидактические материалы.
Сборник задач Бакынов.
|
47-48
| Закон Всемирного тяготения.
|
| 23-28.11.15
| знают и применяют закон всемирного тяготения;
выводить из закона всемирного тяготения формулу определения напряженности (g(r)) гравитационного поля g=GM/r2 и применять ее при решении задач;
| Моделирование гравитационного поля:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/gravity-force-lab
Рабочий лист 1:
https://phet.colorado.edu/files/activities/3515/Gravity%20Force%20Lab.docx
Рабочий лист 2, который будет использоваться для определения G:
https://phet.colorado.edu/files/activities/zip/3165-Universal_Gravitation_Lab.zip
|
49-50
| Движение под действием силы тяжести.
|
| 30.11.-05.12.15
| понимают вес тела как воздействие гравитационного поля на массу тела;
понимают, что постоянная гравитационного поля вблизи поверхности Земли величина постоянная и называется ускорением свободного падения;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс.
Моделирование гравитационного поля:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/gravity-force-lab
Рабочий лист 1:
https://phet.colorado.edu/files/activities/3515/Gravity%20Force%20Lab.docx
Рабочий лист 2, который будет использоваться для определения G:
https://phet.colorado.edu/files/activities/zip/3165-Universal_Gravitation_Lab.zip
|
51-52
| Движенеие искусственных спутников. Решение задач.
|
| 30.11.-05.12.15
| умеют, рассчитывают круговые орбиты и космические скорости из закона всемирного тяготения и второго закона Ньютона; описывают движение спутника;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс.
Видео по движению планет:
https://www.youtube.com/watch? v=gG7M7Rf3xN4& safe=active
Моделирование пушки Ньютона:
https://spaceplace.nasa.gov/how-orbits-work/
Видео со взлетом космического корабля:
https://spaceplace.nasa.gov/launch-windows/en/
|
53-54
| Практическая работа: изучение движения тела брошенного горизонтально»
|
| 07-12.12.15
| описывать движение тела брошенного под углом/параллельно к горизонту;
| Установка по изучению баллистического движения.
|
55-56
| Круговые орбиты. Геостационарные орбиты.
|
| 07-12.12.15
| понимают геостационарные орбиты и их применение;
| Видео по геостационарным спутникам:
https://www.bbc.co.uk/programmes/p00q85bw
или
https://www.youtube.com/watch? v=yxYzjHBKNcA
Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Дидактические материалы. Бакынов.
Сборник задач Л.А. Кирик.
|
57-58
| Решение задач. Подготовка к суммативной работе.
|
| 14-19.12.15
|
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс.
|
59-60
| Суммативная работа №2
|
| 14-19.12.15
| собирать первичные и вторичные данные;
анализировать, интерпретировать и обрабатывать первичные и вторичные данные;
|
|
3 четверть (Всего 40 часов). (11.01.2016 – 18.03.2016)
|
Раздел 9.3А – Статика-моменты (6 часов)
|
61-62
| Элементы статики. Условие равновесия. Решение задач.
|
| 11-16.01.16
| понимают, что пара сил, приложенных к телу, стремится повернуть тело вокруг оси вращения
понимают, что при равновесии тела сумма моментов приложенных к телу равна нулю
| Фиика 10 класс, Б.Кронгарт, §2.2.
Простое упражнение/контрольная работа по равновесию и моментам: https://www.darvill.clara.net/worksheets/Moments.doc
Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Дидактические материалы. Бакынов.
Сборник задач Л.А. Кирик.
|
63-64
| Решение задач на определение вращающего момента различных тел
|
| 18-23.01.16
| знают определения момента сил и вращающего момента и применять их при решении задач;
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Дидактические материалы. Бакынов.
Сборник задач Л.А. Кирик.
|
65-66
| Определение центра тяжести у круговой пластины с отверстием. Решение задач.
|
| 25-30.01.16
|
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс. Дидактические материалы. Бакынов.
Сборник задач Л.А. Кирик.
|
Раздел 9.3В – Законы сохранения (14 часов)
|
67-68
| Импульс тела. Закон сохранения импульса в механике. Упругое и неупругое столкновение
|
|
| Знают определение импульса тела как произведение массы тела на его скорость; определять результирующую силу, как скорость изменения импульса
| Физика и астрономия. Р. Башарулы. 9 класс.
Видео по падению яиц:
https://www.youtube.com/watch? v=qKQntlsJ_KQ
Демонстрации по сохранению импульса:
https://www.youtube.com/watch? v=YlkTBbFikU8
Моделирование столкновений:
https://phet.colorado.edu/sims/collision-lab/collision-lab_en.html
Л.А.Кирик.
Физика. А.П.Рымкевич., Б.Кронгарт, С.Тезекеев.
|
69-70
| Реактивное движение.
Решение задач
|
|
|
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
Дидактиктические материалы Бақ ынов, Сборник задач Л.А.Кирик, Физика. Сборник задач. Л.Э.Генденштейн. Б.Кронгарт, С.Тезекеев.
|
71-72
| Лабораторная работа №7 Изучение закона сохранения импульса при соударении тел
|
|
| Исследуют соударение тел, проверить выполнение законов сохранения импульса
| Установка с подвешенными шарами.
|
73-74
| Энергия. Закон сохранения и превращений энергии. Решение задач на закон сохранения энергии.
|
|
| понимают закон сохранения импульса и изменения кинетической энергии при взаимодействии системы тел
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс.
Видео по сохранению энергии:
https://www.youtube.com/watch? v=-dpBVtAbKJU
Эксперимент по сохранению энергии от одного производителя:
https://www.pasco.com/file_downloads/experiments/pdf-files/glx/physics/18-Conserve-energy-SV.pdf
Моделирование перехода:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/energy-skate-park
Эксперимент по сохраненной энергии:
https://www.scientificamerican.com/article.cfm? id=bring-science-home-rubber-bands-energy
Видео эксперимента:
https://www.youtube.com/watch? v=zF-tcNY9qRQ
|
75-76
| Лабораторная работа №8
Определение КПД наклонной плоскости
|
|
| Научиться экспериментально, определять КПД при подъеме тела по наклонной плоскости, убедиться на опыте, что КПД всегда меньше 100%.
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
Дидактиктические материалы Бақ ынов, Сборник задач Л.А.Кирик, Физика. Сборник задач. Л.Э.Генденштейн. Б.Кронгарт, С.Тезекеев.
|
77-78
| Потенциальная энергия тела вызванная упругими силами. Решение задач.
|
|
| понимать энергию упругодеформированного тела, находить работу силы упругости из графика зависимости силы от удлинения;
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
Моделирование перехода:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/energy-skate-park
Видео, показывающее лодку, приводимую в действие резиновым жгутом:
https://www.youtube.com/watch? v=lp05xjEgcjw
Эксперимент по энергии упругой деформации:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/stretched-elastic-band-elastic-store-energy
или для простого нахождения энергии:
https://physicsplayground.webs.com/Physics%20Class/Energy/Activity%20-%20How%20Much%20Energy%20Does%20a%20Rubber%20Band%20Hold2.doc..§ 22
21 Л.А.Кирик.
2.Физика. А.П.Рымкевич
|
79-80
| Лабораторная работа №9
Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела
|
|
| Экспериментальная проверка теоремы о кинетической энергии.
| Доска трибометра, деревянный брусок, динамометр, сантиметровая лента, грузики, штатив с муфтой и лапкой или использовать
(Набор по механике Phywe)
|
Раздел 9.3С – Колебания (14 часов)
|
81-82
| Колебательное движение. Основные величины характеризующее колебательное движение.
|
|
| приводить примеры свободных колебаний; исследовать колебательное движение, используя экспериментальный и графический методы; знать и применять характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота, угловая частота, фаза колебания;
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс,.§ 24, 25
Видео с примерами:
https://www.youtube.com/watch? v=VKtEzKcg6_s& safe=active
Видео крушения моста через пролив в г. Такома:
https://www.youtube.com/watch? v=ASd0t3n8Bnc& list=PL7FC90911A89C6D7F& index=2& feature=plpp_video
или
https://www.youtube.com/watch? v=j-zczJXSxnw
Детали эксперимента:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/examples-simple-harmonic-motion
|
83-84
| Решение задач на основные величины характеризующее колебательное движение.
|
|
| знать и применять характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота, угловая частота, фаза колебания;
| Детали эксперимента, использующего регистратор данных:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/investigating-mass-spring-oscillator
или использующего потенциометр:
https://www.picotech.com/experiments/pendulum/pendulum.html
|
85-86
| Уравнение гармонических колебаний
|
|
| знать и применять уравнение гармонических колебаний x=xmaxsinω t и a=-ω 2x;
знать и применять уравнение скорости при гармонических колебаниях v=vmaxcosω t;
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
|
87-88
| Изменение энергии при механических колебаниях
|
|
| описывать сохранение энергии в колебательных процессах;
| Видео сенсора движения:
https://www.youtube.com/watch? v=KudB9EGRrek& safe=active
Моделирование ‘массы и пружины’:
https://phet.colorado.edu/sims/mass-spring-lab/mass-spring-lab_en.html
|
89-90
| Колебания математического и пружинного и других маятников
|
|
| знать виды маятников и описывать их колебания;
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
Различные типы маятников: https://www.ehow.com/list_6967711_different-types-pendulums.html#ixzz2AyRRCwUH
|
91-92
| Лабораторная работа №10
Измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.
|
|
| знать виды маятников и описывать их колебания
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
Различные типы маятников: https://www.ehow.com/list_6967711_different-types-pendulums.html#ixzz2AyRRCwUH
|
93-94
| Резонанс. Свободные и вынужденные колебания.
|
|
| графически описывать зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты и понимать условие резонанса;
| Видео по резонансу бокала для вина:
https://www.youtube.com/watch? v=BE827gwnnk4& safe=active
или
https://www.youtube.com/watch? v=JDnNmLkQ3Bc& safe=active
Видео клип:
https://www.youtube.com/watch? v=zWKiWaiM3Pw& safe=active
Маятник Бартона:
https://www.pasco.com/prodCatalog/EX/EX-5522_driven-damped-harmonic-oscillations-experimen/index.cfm
Видео ролик о маятнике Бартона:
https://www.youtube.com/watch? v=hmyvIC3g198& safe=active
Моделирование резонанса:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/resonance
Эксперимент от одного поставщиков:
https://www.pasco.com/prodCatalog/EX/EX-5522_driven-damped-harmonic-oscillations-experimen/index.cfm
|
Раздел 9.3D – Волновое движение (6 часов)
|
95-96
| Волновое движение
|
|
| описывать волновое движение на примере распространения колебаний веревки и пружины, а также используя волновой лоток (волновую ванну);
| Физика и астрономия. Р.Башарулы, 9 класс
Моделирование волны:
https://phet.colorado.edu/sims/wave-on-a-string/wave-on-a-string_en.html
Видео по волнам на воде:
https://www.youtube.com/watch? v=AlPqL7IUT6M& list=PLBED3A20925E565A7& index=1& safe=active
|
97-98
| Интерференция волн. Условие минимума и максимума интерференции. Принцип суперпозиции. Дифракция. Дифракционная решетка.
|
|
| объяснять и использовать принцип суперпозиции на простых примерах;
объяснить значение термина дифракция;
| Детали эксперимента по демонстрации суперпозиции:
https://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/interference-two-sources-using-vibrators
Моделирование суперпозиции:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/wave-interference
Моделирование одиночной щелевой дифракции:
https://ngsir.netfirms.com/englishhtm/Diffraction.htm
или
https://www.physics.buffalo.edu/claw/Page11/ProjectCLAW-P11.html
|
99-100
| Суммативная работа №3
|
|
| проверка знаний, умений и навыков.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
73-74
|
|
|
|
|
|
75-76
|
|
|
|
|
|
77-78
|
|
|
|
|
|
79-80
|
|
|
|
|
|
81-82
|
|
|
|
|
|
83-84
|
|
|
|
|
|
85-86
|
|
|
|
|
|
87-88
|
|
|
|
|
|
89-90
|
|
|
|
|
|
91-92
|
|
|
|
|
|
93-94
|
|
|
|
|
|
Астрофизика. 6 часов
|
95-96
| Параллакс. Некоторые методы определения расстояния в астрономии.
|
| 09.03.15
| использовать научные модели и доказательства для выдвижения гипотез, аргументов и объяснений;
| Моделирование для того, чтобы показать наибольший параллакс (увеличение разрешения телескопа для того, чтобы увидеть движение звезд на фоне):
https://highered.mcgraw-hill.com/olcweb/cgi/pluginpop.cgi? it=swf:: 800:: 600:: /sites/dl/free/007299181x/78778/Parallax_Nav.swf:: Stellar%20Parallax%20Interactive
|
97-98
| Светимость. Парсек. Определения размеров Солнечной системы.
|
| 14.03.15
| знать, что светимость звезд зависит от температуры и размера звезды;
знать, что такое парсек; качественно объяснять, почему наблюдаемая интенсивность света от звезды, наблюдаемой с Земли зависит от яркости света звезды и его расстояния до Земли;
| Интерактивное упражнение по астрономии
- перейти на ‘светимость звезд’ на:
https://astro.unl.edu/interactives/
Эксперимент для измерения светимости Солнца:
https://www.eaae-astronomy.org/WG3-SS/WorkShops/SunLuminosity.html
Эксперимент, показывающий, что яркость уменьшается с расстоянием: https://www.physics.umt.edu/~diane/astr135/LuminosityLab.pdf
|
99-100
|
|
| 16.03.15
|
|
|
4 четверть 36 часов. Волновое движение. Звук. Преломление и рассеивание света. (27.03.15-25.05.15)
|
Волновое движение. 10 часов
|
101-102
| Поперечные и продольные волны. Волновое движение. Канаты, пружины и волновая ванна (волновой лоток)
|
| 27.03.15
| Могут описывать и сравнивать поперечные и продольные волны;
определяют скорость, частоту, длину волны, амплитуду и применять формулу расчета скорости = частота × длина волны;
| Моделирование волны:
https://phet.colorado.edu/sims/wave-on-a-string/wave-on-a-string_en.html
Интерактивный видео клип по волнам:
https://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/science/aqa_pre_2011/radiation/anintroductiontowavesact.shtml
|
103-104
| Решение задач
|
| 30.03.15
|
|
|
105-106
| Принцип суперпозиции. Интерференция волн. Дифракция. Дифракционная решетка.
|
| 04.04.15
| Могут описывать волновое движение на примере распространения колебаний веревки и пружины, а также используя волновой лоток (волновую ванну);
| Видео по созданию волновой машины:
https://www.nationalstemcentre.org.uk/elibrary/resource/2096/wave-machine
|
107-108
| Лабораторная работа №9 «Определение скорости поверхностной волны».
|
| 06.04.15
| Могут объяснить значение термина дифракция;
понимают эксперименты по дифракции, например, дифракции волн воды в волновой ванне.
| Моделирование одиночной щелевой дифракции:
https://ngsir.netfirms.com/englishhtm/Diffraction.htm
|
109-110
| Электромагнитные волны
|
| 11.04.15
| Знать основные параметры электромагнитных волн
| https://www.physics.buffalo.edu/claw/Page11/ProjectCLAW-P11.html
|
Звук 10 часов
|
111-112
| Потребность в среде. Звук. Звуковые волны и их характеристики.
|
| 13.04.15
| Понимают, что для распространения звуковой волны необходима среда и скорость волны различна в разных средах;
Могут описывать процесс появление звука создаваемого вибрирующими источниками;
| Простое видео:
https://www.youtube.com/watch? v=CzG0ioYIIFs
Моделирование, показывающее, что звуку необходима среда- кликните на “слушать с изменяющимся воздушным давлением”:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/sound
Видео:
https://www.youtube.com/watch? v=b8VNs5vIbPA
Видео, показывающее звук в твердых веществах, жидкостях и газах:
https://www.youtube.com/watch? v=HOIf3jHPIXE& safe=active
|
113-114
| Определение скорости звука. Отражение звука. Акустический резонанс. Образование эхо.
|
| 18.04.15
| Умеют описывать природу продольных звуковых волн с точки зрения процессов сжатия и разряжения среды;
| Видео прямого измерения скорости звука:
https://www.youtube.com/watch? v=axUpKxgXB4M
или
https://www.youtube.com/watch? v=vPqDZH5law4
|
115-116
| Тон и громкость. Характеристика звука.
|
| 20.04.15
| Знают зависимость громкости звука от амплитуды волны и высоты от частоты;
| Анимация, показывающая звук в качестве продольной волны:
https://www.physicsclassroom.com/class/sound/u11l1c.cfm
Анимация продольного движения:
https://www.acs.psu.edu/drussell/demos/waves/wavemotion.html
или
https://www.mta.ca/faculty/science/physics/suren/Lwave/Lwave01.html
|
117-118
| Решение задач
|
| 25.04.15
| Умеют описывать прямой метод определения скорости звука в воздухе и выполнять соответствующие расчёты;
| Видео, показывающее тон и громкость:
https://www.youtube.com/watch? v=irqfGYD2UKw
Программное обеспечение Audacity – свободная загрузка для записи звуков:
https://audacity.sourceforge.net/
|
119-120
| Ультразвук.
|
| 27.04.15
| Знают применения ультразвука.
| Три траектории осциллографа:
https://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/science/edexcel_pre_2011/waves/soundultrasoundandseismicwavesrev1.shtml
|
Преломление и рассеивание света. 16 часов
|
121-122
| Законы отражения света.
|
| 2.05.15
|
| Эксперимент по рассеиванию дневного света:
https://www.exploratorium.edu/snacks/blue_sky/index.html
|
123-124
| Законы преломления света
|
| 4.05.15
| Понимают разницу между абсолютным (n=c/v) и относительным (n21=n2/n1=v1/v2) показателем преломления;
| Моделирование преломления волн:
https://www.physics.buffalo.edu/claw/Page10/ProjectCLAW-P10.html
Моделирование преломления – кликните на метку “призменное преломление” и нажмите на красную кнопку для включения луча:
https://phet.colorado.edu/en/simulation/bending-light
|
125-126
| Дисперсия. Цвета тел.
|
| 10.05.15
| Могут давать качественную характеристику дисперсии света при его прохождении света через стеклянную призму;
| Видео клип, демонстрирующий дисперсию:
https://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/refraction-and-dispersion-of-light-through-a-prism/240.html
или
https://www.youtube.com/watch? v=yvMnURU1T24
|
127-128
| Лабораторная работа № 10.
«Определение показателя преломления стекла»
|
| 11.05.15.
| Могут объяснять голубой цвет неба, что связан с рассеянием, а не дисперсией;
| Видео по преломлению волн:
https://www.youtube.com/watch? v=stdi6XJX6gU
|
129-130
| Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой. Линейное увеличение линзы.
|
| 16.05.14
| Уч-ся должны – планировать и проводить физические эксперименты: получать и строить изображения в плоском зеркале, линзах, определять фокусное расстояние и оптическую силу тонкой собирающей линзы;
| https://rshsphysics.wikispaces.com/file/view/Lens+Equation+Worksheet.docx
|
131-132
| Построение в линзах. Лабораторная работа №11.
«Получение изображения при помощи линзы.»
|
| 18.05.15
| Могут анализировать методологию на оценку соответствия цели;
| Моделирование линз и предположений учебных ресурсов: https://phet.colorado.edu/en/simulation/geometric-optics
|
133-134
| Решение задач
|
| 23.05.15
| Умеют решать задачи, используя формулу тонкой линзы и объяснять построение изображений;
| Задачник Кронгарт, Рымкевич.
|
135-136
| Суммативная работа №4
|
| 25.05.15
|
|
|
| | | | | | | | |