Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для учащихся 4 классов. Продолжительность занятия 40 мин.

Цель:Уточнить представление учащихся о значении книги для человека

Задачи:

Образовательные:

· Закрепить знания учащихся об истории появления книг.

Воспитательные:

· Воспитывать чувство уважения к создателям книг, побуждать детей к чтению.

Развивающие:

· Развивать интерес к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность, избирательность в выборе книг;

· Развивать мышление, устную речь, память, внимание.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Подготовительный   Подготовка оборудования: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «История появления книг» Подготовка раздаточного материала: конверты с картинками, материалы для рисования. Подготовка ларца с подарками (конфеты, закладки).  
II. Основной Организационный момент     Введение     История появления книг     Конкурс. "Собери картинку".     Правила обращения с книгой.     Творческое задание на дом «Закладка первокласснику»     Творческое задание «Книга будущего»   Ребята проверьте свое рабочее место, на нем ничего не должно находиться кроме конвертов. Вы, наверное, уже заметили, что у меня на столе появилась коробочка. Коробочка эта не простая, а волшебная, и если мы с вами сегодня будем активно работать, внимательно слушать и хорошо себя вести, то в конце она откроется, и мы узнаем что же находиться внутри. Договорились?   Я знаю, что на уроке литературы вы с Ольгой Александровной закончили большой раздел под названием «Книга в мировой культуре». И сегодня мы с вами еще раз вспомним историю появления книг и поговорим о их значении в жизни человека.   На доске написано высказывание: «Книга - мост в мир знаний, и в мир грёз». Посмотрите внимательно на доску и прочитайте высказывание. Как вы понимаете смысл этого выражения?     Какие еще пословицы о книгах вы знаете?   Правильно! И еще много разных пословиц о книгах.   Презентация «История появления книг» Приложение 1. На каждую парту раздаются конверты с разрезанной на 10 частей картинкой (рисунком) к определённому произведению. Ученики должны собрать картинку, назвать автора и произведение. Это задание на скорость. Тот кто собирает картинку, поднимает руку и как только я увижу что большинство уже справилось с заданием мы начнем проверять. Приложение 2.   Нет ни одного писателя и поэта, который не написал бы много хороших слов о книге. Мне хочется прочитать, что писал о книге Алексей Максимович Горький. (Максим Горький это псевдоним русского поэта, его настоящая фамилия Пешков) «Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель – магом». Вот так, ребята относился к книге великий Горький. А как вы относитесь к книге?   Что она для вас значит? Пусть для вас книга будет чудом, а писатель магом. Прочитав книгу можно узнать весь мир. Книга – это твое будущее. Книга – это полезный досуг. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир. Сейчас все немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась? И я, кажется, знаю почему. Ведь книга, как друг. Ее читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто ее написал. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание своих духовных сил, воли.   В наше время появились новые форматы книг, такие как электронные и аудио книги. Но скажите ребята, разве могут они заменить обычную книгу? Чем же она лучше аудио или электронных книг?     Ребята, вы учитесь по учебникам, а учебник это та же книга. И в конце учебного года вам предстоит сдать в школьную библиотеку некоторые из них, и я хочу напомнить, что по вашему учебнику будет учиться другой ученик нашей школы, а это значит, что учебники надо так сохранить, чтобы по ним могли заниматься другие ребята. А для того, чтобы их сохранить мы должны выполнять правила обращения с книгой. Давайте прочитаем их вместе. 1. Бери книгу только чистыми руками. 2. Оберни книгу, вложи в нее закладку. 3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол. 4. Не перегибай книгу при чтении. 5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы. 6. Если книга порвалась – подклей ее. Давайте подумаем, а почему нужно брать книгу чистыми руками? А почему нельзя книгу перегибать? Хорошо, ребята. Мы с вами повторили правила, и сейчас я хочу дать вам одно очень интересное задание. Кто хочет выполнить его, поднимите руку. Все хотят. Так как вы уже выпускник начальной школы, на ваше место придут другие ребятки. И я хочу, чтобы вы самостоятельно дома изготовили закладку, на которой напишите правила обращения с книгой. Может не все, а те, которые показались вам наиболее важными. Мы соберем ваши закладки, и подарим их первоклассникам. Я думаю, они будут очень рады такому подарку.     Как мы с вами сегодня уже говорили, у книги большая история. С течением времени она постоянно менялась. Давайте представим, как же будет выглядеть книга будущего. Я предлагаю вам разделиться на 5 команд по 6 человек, и чтобы сделать это быстро мы объединяемся с ближайшими соседями по парте. Три парты в команду. Я даю вам 7 минут, а после выходит по одному представителю от каждой команды и очень кратко рассказывает нам о своей книге.   Да.   Книги учат нас; открывают нам что-то новое; позволяют перемещаться во времени; и т. д. Книга для ума - что тёплый дождь для всходов. Что написано пером - не вырубишь топором. Чтение - лучшее учение. Не красна книга письмом, красна умом. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Кто много читает, тот много и знает. Одна книга тысячи людей учит.   Собирают картинку. По окончанию смотрят на экран, сверяют и по рядам называют произведение и автора. «Кот в Сапогах» Шарль Пьерро «Приключения Алисы в стране чудес» Льюис Кэрол «Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов   Бережно; аккуратно; с любовью. Она открывает нам новое; позволяет отдохнуть; вызывает различные чувства, переживания за героев; и т. д.     Нет.     Нет.   Нет. Книгу можно читать без электричества; перелистывать страницы, рассматривать картинки; она не вредит нашему здоровью; и т.д…   Читают по одному правилу.     Потому что грязные руки оставят следы, и книга запачкается. Портится переплет, страницы гнуться.   Выполняют творческое задание и представляют свою книгу будущего.
III. Заключительный   Мне очень понравились ваши книги будущего, а сейчас давайте подведем итоги нашего классного часа.   Для чего предназначена книга?   Каково же назначение чтения? Для чего мы читаем?   Как мы должны относиться к книгам?   Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?   Правильно ребята. Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире. Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нем, принимать правильные решения Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.   Давайте посмотрим понравилась ли ларцу наша работа на уроке. Детям раздаются призы (конфеты и закладки).   Для хранения и передачи знаний; для развлечений. Для развития; для отдыха; для приобретения опыта.   Бережно; с любовью; с интересом.   Да!     Получают подарки.

 





Приложение 1.

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал.

В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки.


В Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА– речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

Много веков люди пользовались папирусом. На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.
Его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов

В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.

Во 2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Они нашли способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства

Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше,чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.

В России первая государственная типография появилась в 1563 г. А первым русским книгопечатником стал Иван Федоров.

 

Приложение 2.

1). «Кот в сапогах» Написал французский писатель Шарль Перро в конце 17 века. В сказке рассказывается о сыне мельника, которому в наследство достался кот. Сначала он не был рад своему подарку. Но затем кот помог ему благодаря своей хитрости и смекалки. Как всегда, ему досталась принцесса и пол царства.

 

2). «Приключения Алисы в стране чудес» Сказка, написанная английским математиком, поэтом и писателем Чарльзом Лютвиджом Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл и изданная в 1865 году. В ней рассказывается о девочке по имени Алиса, которая попадает сквозь кроличью нору в воображаемый мир, населённый странными антропоморфными существами.

 

3). «Конёк-Горбуно́к» — сказка в стихах Петра Павловича Ершова, написанная в 1830-х годах. Главные персонажи — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Мёртвые и беглые.

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал