Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, отличительные признаки и классификация органов исполнительной власти в Российской Федерации






 

 

Органы исполнительной власти, или, иначе, исполнительные органы государственной власти, являются одним из видов государственных органов. В этой связи им, с одной стороны, присущи признаки, характерные для всякого органа государственной власти. С другой стороны, органы исполнительной власти обладают специфическими признаками, позволяющими выделить их среди иных государственных органов.

В теории государства и права государственный орган — это «юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства»¹.

При таком подходе в качестве характерных признаков государственного органа в теории государства и права указываются следующие:

а) наделение государственного органа властными полномочиями;

 

 

________________________________

[1] Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.

М, 2000. С. 99.

 

б) наделение государственного органа определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью;

в) выполнение государственным органом в соответствии со своей компетенцией функций, посредством которых данные органы реализуют функции государства;

г) наличие у государственного органа материальных средств, необходимых для осуществления возложенных функций, в том числе материальных ценностей, организаций, предприятий и учреждений¹.

В административно-правовой литературе под государственным органом (органом государства) понимают составное и в то же время обособленное подразделение государственного аппарата, которое участвует в осуществлении задач и функций государства и действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным законодательством объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности². По мнению Ю. М. Козлова, государственныйорган есть основной элемент государственно-властного механизма (государственного аппарата), непосредственно и от имени государства осуществляющий его задачи и функции посредством определенного конституционного вида государственной деятельности³. При таком понимании государственного органа как субъекта административного права его формально определенное властное полномочие, в обобщенном виде, рассматривается как право (и одновременно обязанность) действовать в определенной ситуации способами, предусмотренными законом или иными нормативными правовыми актами4.

Отдельные авторы справедливо отождествляют властное полномочие государственного органа с предоставленным данному органу правом осуществлять определенные юридические действия,

 

 

_______________________________

[1] См.: Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова

и А. В. Малько. М., 2000. С. 97-98; Общая теория государства и права: академ. курс:

в 2 т. Т. 1: Теория государства и права. М., 1998. С. 161.

2 См.: Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право: учебник. М.,

2002. С. 67-68.

3 См.: Козлов Ю. М. Административное право. М., 2005. С. 218.

4 См.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред.

М. Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 331.

 

в том числе издавать обязательные к исполнению гражданами или организациями на определенной территории или в сфере деятельности предписания, устанавливать запреты, разрешать либо поощрять ту или иную хозяйственную, образовательную, культурно-просветительную деятельность и т. п., а также осуществлять юрисдикционные функции.

Рассматривая изложенные выше подходы применительно к пониманию государственного органа, можно назвать ряд общих признаков, присущих органам исполнительной власти:

1) они осуществляют свои полномочия от имени государства;

2) их полномочие имеет публичный характер и поэтому представляет собой не только право, но и одновременно обязанность;

3) это полномочие является формально определенным. Оно закрепляется в нормах действующего законодательства;

4) кроме того, полномочие органа исполнительной власти представляет собой его юридическую возможность издавать в одностороннем порядке нормативные и (или) индивидуальные правовые акты, обязательные к исполнению физическими и юридическими джиами, которые организационно не подчинены данным органам, а также совершать в отношении указанных лиц в одностороннем порядке иные юридически значимые действия в целях осуществления задач и функций государства.

 

Учитывая выявленные ранее особенности исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования, можно назвать ряд специфических признаков органа исполнительной власти, позволяющих выделить его среди общего числа субъектов административных правоотношений.

Во-первых, органы исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования создаются и функционируют в целях обеспечения согласованного и беспрепятственного соблюдения и использования физическими и юридическими лицами,

 

________________________________

1См.: Словарь административного права / отв. ред. И. Л. Бачило, Н. Г. Салищева,

Н.Ю. Хаманева и др. М., 1999. С. 246.

2См.: Российский Б. В. Административное право: учеб.-метод. и практ. пособие.

М., 2001. С. 161; Алехин А. П., Кармолицкий А, А., Козлов Ю. М. Административное

право Российской Федерации. М., 1996. С. 122.

 

другими государственными органами, органами местного самоуправления общеобязательных правил поведения и установлений, закрепленных в нормах законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ.

Во-вторых, органы исполнительной власти призваны решить ряд основных административно-правовых задач, в соответствии с которыми они осуществляют специфические виды административной деятельности. В частности, на органы исполнительной власти возлагаются следующие основные административно-правовые задачи:

- установление общеобязательных правил исполнения и соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ физическими и юридическими лицами, иными государственными органами и органами местного самоуправления;

- предоставление публичных материальных и нематериальных благ физическим и юридическим лицам;

- официальная оценка наиболее значимых общественных отношений, урегулированных нормами публичного законодательства (административного, налогового, экологического и др.);

- предупреждение, выявление и устранение нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ физическими и юридическими лицами, другими государственными органами, органами местного самоуправления;

- разрешение административно-правовых споров по обращениям физических и юридических лиц;

- противодействие чрезвычайным и другим вредоносным ситуациям (казусам) техногенного, природного и иного рода.

Сопоставимо с выделенными задачами можно говорить о таких специфических базовых видах административной деятельности органов исполнительной власти, как:

- административно-предоставительная

- административно-санкционирующая;

- административно-надзорная

- административно-защитная;

 

- административно-казуальная;

- административное нормотворчество.

В-третьих, работа органов исполнительной власти, по сути, направлена на установление равновесия (достижение баланса) частных и публичных законных интересов. Благодаря действиям н решениям органов исполнительной власти, с одной стороны, обеспечивается интеграция законных интересов физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. С другой стороны, органы исполнительной власти обеспечивают защищенность частных и публичных законных интересов субъектов административных правоотношений. В первом случае органы исполнительной власти совершают административно-распорядительные действия и принимают административно-распорядительные решения по предоставлению физическим и юридическим лицами определенных законом государственных благ я ценностей, например, различных видов государственного имущества, бюджетных средств, государственного образования, государственных медицинских услуг и др. Во втором — органы исполнительной власти совершают административно-охранительные действия и принимают административно-охранительные решения по предупреждению, выявлению и устранению нарушений норм законодательства Российской Федерации и ее субъектов, а также вредоносных факторов окружающей среды, связанных с правомерной деятельностью физических и юридических лиц, чрезвычайных и других вредоносных ситуаций (казусов) природного, техногенного и иного рода.

В-четвертых, органы исполнительной власти оказывают одностороннее юридически властное воздействие на разнообразные общественные отношения, урегулированные нормами целого ряда отраслей права: административного, трудового, финансового, экологического и др. В этой связи в зависимости от характера связи с другими субъектами права деятельность органов исполнительной азасти может быть административно-публичной (внешневластной) жди административно-служебной (внутрисистемной и внутриорганизационной).

 

В-пятых, органы исполнительной власти создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, конституций, уставов, законов субъектов РФ, указов высших должностных лиц субъектов РФ.

В-шестых, органы исполнительной власти образуют иерархичную систему. Каждый из них подчинен по службе вышестоящему органу и, как правило, имеет нижестоящий по службе.

В-седьмых, органы исполнительной власти непосредственно или через вышестоящие по службе органы подконтрольны Президенту РФ и Правительству РФ.

В-восьмых, контроль деятельности органов исполнительной власти осуществляют законодательные органы, судебные органы и органы прокуратуры.

В-девятых, органы исполнительной власти обладают административной компетенцией. В установленной законом, актом Президента РФ или Правительства РФ сфере общественных отношений органы исполнительной власти вправе в одностороннем порядке издавать специфические нормативные и индивидуальные правовые акты по обеспечению реализации норм публичного законодательства (административно-правовые акты), которые обязательны к исполнению физическими и юридическими лицами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также вправе совершать иные административно-правовые действия.

В-десятых, органы исполнительной власти в пределах установленной компетенции обладают организационной и функциональной самостоятельностью. Данные органы имеют нормативно зафиксированные структуру и штатное расписание, выполняют нормативно определенные виды административной деятельности (административно-правовые функции).

Органы исполнительной власти могут быть классифицированы на отдельные виды.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:

 

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов.

2. По основанию образования:

- органы исполнительной власти, предусмотренные Конституцией;

- органы исполнительной власти, создаваемые на основе действующего законодательства.

3. В зависимости от объема и характера административной компетенции различаются органы исполнительной власти:

- общей компетенции;

- специальной компетенции;

- отраслевой компетенции;

- внутриотраслевой компетенции;

- межотраслевой компетенции;

- смешанной компетенции.

4. По организационно-правовым формам органы исполнитель ной власти подразделяются на следующие виды:

- правительства;

- советы министров, имеющие статус правительства;

- федеральные министерства;

- федеральные службы;

- федеральные агентства;

- министерства субъектов РФ;

- комитеты субъектов РФ;

- службы субъектов РФ;

- главные управления;

- управления;

- инспекции;

- департаменты;

- администрации;

- мэрии;

- отделы;

- другие органы исполнительной власти.

5. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся:

- на единоначальные;

- коллегиальные.

6. В зависимости от территории юрисдикции:

- центральные федеральные органы исполнительной власти;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов РФ (исполнительные органы государственной власти субъектов РФ).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал