Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, отличительные признаки и классификация органов исполнительной власти в Российской Федерации
Органы исполнительной власти, или, иначе, исполнительные органы государственной власти, являются одним из видов государственных органов. В этой связи им, с одной стороны, присущи признаки, характерные для всякого органа государственной власти. С другой стороны, органы исполнительной власти обладают специфическими признаками, позволяющими выделить их среди иных государственных органов. В теории государства и права государственный орган — это «юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства»¹. При таком подходе в качестве характерных признаков государственного органа в теории государства и права указываются следующие: а) наделение государственного органа властными полномочиями;
________________________________ [1] Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М, 2000. С. 99.
б) наделение государственного органа определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью; в) выполнение государственным органом в соответствии со своей компетенцией функций, посредством которых данные органы реализуют функции государства; г) наличие у государственного органа материальных средств, необходимых для осуществления возложенных функций, в том числе материальных ценностей, организаций, предприятий и учреждений¹. В административно-правовой литературе под государственным органом (органом государства) понимают составное и в то же время обособленное подразделение государственного аппарата, которое участвует в осуществлении задач и функций государства и действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным законодательством объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности². По мнению Ю. М. Козлова, государственныйорган есть основной элемент государственно-властного механизма (государственного аппарата), непосредственно и от имени государства осуществляющий его задачи и функции посредством определенного конституционного вида государственной деятельности³. При таком понимании государственного органа как субъекта административного права его формально определенное властное полномочие, в обобщенном виде, рассматривается как право (и одновременно обязанность) действовать в определенной ситуации способами, предусмотренными законом или иными нормативными правовыми актами4. Отдельные авторы справедливо отождествляют властное полномочие государственного органа с предоставленным данному органу правом осуществлять определенные юридические действия,
_______________________________ [1] См.: Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000. С. 97-98; Общая теория государства и права: академ. курс: в 2 т. Т. 1: Теория государства и права. М., 1998. С. 161. 2 См.: Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право: учебник. М., 2002. С. 67-68. 3 См.: Козлов Ю. М. Административное право. М., 2005. С. 218. 4 См.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 331.
в том числе издавать обязательные к исполнению гражданами или организациями на определенной территории или в сфере деятельности предписания, устанавливать запреты, разрешать либо поощрять ту или иную хозяйственную, образовательную, культурно-просветительную деятельность и т. п., а также осуществлять юрисдикционные функции. Рассматривая изложенные выше подходы применительно к пониманию государственного органа, можно назвать ряд общих признаков, присущих органам исполнительной власти: 1) они осуществляют свои полномочия от имени государства; 2) их полномочие имеет публичный характер и поэтому представляет собой не только право, но и одновременно обязанность; 3) это полномочие является формально определенным. Оно закрепляется в нормах действующего законодательства; 4) кроме того, полномочие органа исполнительной власти представляет собой его юридическую возможность издавать в одностороннем порядке нормативные и (или) индивидуальные правовые акты, обязательные к исполнению физическими и юридическими джиами, которые организационно не подчинены данным органам, а также совершать в отношении указанных лиц в одностороннем порядке иные юридически значимые действия в целях осуществления задач и функций государства.
Учитывая выявленные ранее особенности исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования, можно назвать ряд специфических признаков органа исполнительной власти, позволяющих выделить его среди общего числа субъектов административных правоотношений. Во-первых, органы исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования создаются и функционируют в целях обеспечения согласованного и беспрепятственного соблюдения и использования физическими и юридическими лицами,
________________________________ 1См.: Словарь административного права / отв. ред. И. Л. Бачило, Н. Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева и др. М., 1999. С. 246. 2См.: Российский Б. В. Административное право: учеб.-метод. и практ. пособие. М., 2001. С. 161; Алехин А. П., Кармолицкий А, А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 122.
другими государственными органами, органами местного самоуправления общеобязательных правил поведения и установлений, закрепленных в нормах законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ. Во-вторых, органы исполнительной власти призваны решить ряд основных административно-правовых задач, в соответствии с которыми они осуществляют специфические виды административной деятельности. В частности, на органы исполнительной власти возлагаются следующие основные административно-правовые задачи: - установление общеобязательных правил исполнения и соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ физическими и юридическими лицами, иными государственными органами и органами местного самоуправления; - предоставление публичных материальных и нематериальных благ физическим и юридическим лицам; - официальная оценка наиболее значимых общественных отношений, урегулированных нормами публичного законодательства (административного, налогового, экологического и др.); - предупреждение, выявление и устранение нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ физическими и юридическими лицами, другими государственными органами, органами местного самоуправления; - разрешение административно-правовых споров по обращениям физических и юридических лиц; - противодействие чрезвычайным и другим вредоносным ситуациям (казусам) техногенного, природного и иного рода. Сопоставимо с выделенными задачами можно говорить о таких специфических базовых видах административной деятельности органов исполнительной власти, как: - административно-предоставительная - административно-санкционирующая; - административно-надзорная - административно-защитная;
- административно-казуальная; - административное нормотворчество. В-третьих, работа органов исполнительной власти, по сути, направлена на установление равновесия (достижение баланса) частных и публичных законных интересов. Благодаря действиям н решениям органов исполнительной власти, с одной стороны, обеспечивается интеграция законных интересов физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. С другой стороны, органы исполнительной власти обеспечивают защищенность частных и публичных законных интересов субъектов административных правоотношений. В первом случае органы исполнительной власти совершают административно-распорядительные действия и принимают административно-распорядительные решения по предоставлению физическим и юридическим лицами определенных законом государственных благ я ценностей, например, различных видов государственного имущества, бюджетных средств, государственного образования, государственных медицинских услуг и др. Во втором — органы исполнительной власти совершают административно-охранительные действия и принимают административно-охранительные решения по предупреждению, выявлению и устранению нарушений норм законодательства Российской Федерации и ее субъектов, а также вредоносных факторов окружающей среды, связанных с правомерной деятельностью физических и юридических лиц, чрезвычайных и других вредоносных ситуаций (казусов) природного, техногенного и иного рода. В-четвертых, органы исполнительной власти оказывают одностороннее юридически властное воздействие на разнообразные общественные отношения, урегулированные нормами целого ряда отраслей права: административного, трудового, финансового, экологического и др. В этой связи в зависимости от характера связи с другими субъектами права деятельность органов исполнительной азасти может быть административно-публичной (внешневластной) жди административно-служебной (внутрисистемной и внутриорганизационной).
В-пятых, органы исполнительной власти создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, конституций, уставов, законов субъектов РФ, указов высших должностных лиц субъектов РФ. В-шестых, органы исполнительной власти образуют иерархичную систему. Каждый из них подчинен по службе вышестоящему органу и, как правило, имеет нижестоящий по службе. В-седьмых, органы исполнительной власти непосредственно или через вышестоящие по службе органы подконтрольны Президенту РФ и Правительству РФ. В-восьмых, контроль деятельности органов исполнительной власти осуществляют законодательные органы, судебные органы и органы прокуратуры. В-девятых, органы исполнительной власти обладают административной компетенцией. В установленной законом, актом Президента РФ или Правительства РФ сфере общественных отношений органы исполнительной власти вправе в одностороннем порядке издавать специфические нормативные и индивидуальные правовые акты по обеспечению реализации норм публичного законодательства (административно-правовые акты), которые обязательны к исполнению физическими и юридическими лицами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также вправе совершать иные административно-правовые действия. В-десятых, органы исполнительной власти в пределах установленной компетенции обладают организационной и функциональной самостоятельностью. Данные органы имеют нормативно зафиксированные структуру и штатное расписание, выполняют нормативно определенные виды административной деятельности (административно-правовые функции). Органы исполнительной власти могут быть классифицированы на отдельные виды. 1. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:
- федеральные органы исполнительной власти; - органы исполнительной власти субъектов. 2. По основанию образования: - органы исполнительной власти, предусмотренные Конституцией; - органы исполнительной власти, создаваемые на основе действующего законодательства. 3. В зависимости от объема и характера административной компетенции различаются органы исполнительной власти: - общей компетенции; - специальной компетенции; - отраслевой компетенции; - внутриотраслевой компетенции; - межотраслевой компетенции; - смешанной компетенции. 4. По организационно-правовым формам органы исполнитель ной власти подразделяются на следующие виды: - правительства; - советы министров, имеющие статус правительства; - федеральные министерства; - федеральные службы; - федеральные агентства; - министерства субъектов РФ; - комитеты субъектов РФ; - службы субъектов РФ; - главные управления; - управления; - инспекции; - департаменты; - администрации; - мэрии; - отделы; - другие органы исполнительной власти. 5. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся: - на единоначальные; - коллегиальные. 6. В зависимости от территории юрисдикции: - центральные федеральные органы исполнительной власти; - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; - органы исполнительной власти субъектов РФ (исполнительные органы государственной власти субъектов РФ).
|