Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дохристианская Русь






Языческие верования наших предков вообще малоизвестны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в различные божества. Первое место среди них занимало божество солнца -- Дажьбог, Хорс, Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались личные имена: Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса -- как покровителя стад или " скотьего бога"; " великим Хорсом" по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество -- Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца. Божество земли носило имя Мать-Земля; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, как дедов человеческих. Волошина Т.Н., Астапов С.Н. " Языческая мифология славян" Ростов-на-Дону, 1996г. Внешний культ у славян не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, " идолы". Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Замечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали греческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению, и его варяжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу.

Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда пращур ) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались. С падением родовых связей место рода заступил семейный предок --домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев в лесу (лешие ), в воде (водяные ). Волошина Т.Н., Астапов С.Н. " Языческая мифология славян" Ростов-на-Дону, 1996г. Вся природа казалась человеку одухотворенной и живой. Он хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников.

Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали " поворот солнца на лето" особым праздником -- колядою. За этим праздником следовали другие в честь того же солнца -- проводы зимы, встреча весны (" красная горка"), проводы лета (праздник " купалы"). Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда -- к Святкам, проводы зимы -- к масленице, красная горка и радуница -- к Святой и Фоминой неделям, " купала" и русалий -- к Иванову дню. Рыбаков Б.А. " Язычество древних славян" Москва, 1997г

Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. В язычество влились суеверия диких финнов. Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христианством. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден к греческой вере, а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще бывали пред ними человеческие жертвы. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать ее превосходство и внутреннюю силу. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Глава 1

2.
Принятие христианства


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал