Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии поддержки принятия решений






Отличие систем поддержки принятия решений (СППР) от автоматизированных систем управления (АСУ) заключается в следующем:

· автоматизированные системы управления основаны на локальных базах данных. СППР - на информационных хранилищах, витринах данных;

· автоматизированные системы управления используют только внутренние дан­ные. СППР используют внутренние и внешние данные;

· в автоматизированных системах управления используется одна модель данных - чаще всего - реляционная. В СППР применяются разные модели данных: витрин, реля­ционных и многомерных баз данных;

· обе системы различаются архитектурой хранения данных;

· автоматизированные системы управления обслуживают запросы, СППР обеспе­чивают интеллектуальные запросы;

· в отличие от автоматизированных систем управления СППР обеспечивает ин­теллектуальную поддержку принятия решений.

Автоматизация деловых процессов, применяемая в системах электронного документооборота и групповой работы, автоматически обеспечила контроль испол­нения деловых операций на уровне каждого сотрудника предприятия. Тем самым надобность в исполнительных ИСах EIS отпала.

Управленческие системы (MIS - Management Information System) реализовывали различные функции управленческого персонала. Они зависели от уровня управления, поставленных целей, типа предприятия, циркулирующих регламентных документов и т.д. Они разрабатывались на базе обработки детализированных данных предприятия как АРМ-руководителей всех уровней. Появление аналитических систем и технологий ин­теллектуального выбора данных позволило создать интеллектуальные системы поддерж­ки принятия решений (DSS). Некоторые аспекты построения и использования такого рода систем рассмотрены в предыдущем параграфе (Рис.27).

Системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support System) на базе аналитических данных подсказывают или помогают выбрать руководящему персоналу обоснованное решение, приносящее успех предприятию. Они предназначены для:

· Анализа аналитических данных для оценки сложившейся ситуации при выра­ботке решения.

· Выявления ограничений на принимаемое решение, противоречивых требова­ний, формируемых внутренней и внешней средой.

· Генерации списка возможных решений (альтернатив).

· Оценки альтернатив с учетом ограничений и противоречивых требований для выбора решения.

· Анализа последствий принимаемого решения.

· Окончательного выбора решения.

Специфика этих задач заключается в том, что:

· Решения надо принимать быстро, т.е. нет времени на долгий анализ данных;

· Решения принимаются по неполной, нечеткой, недостоверной информации.

Эти неопределенности получили название «не фактор». А задачи, учитывающие их, относятся к классу слабо структурированных и неструктурированных задач, где не­возможно без вмешательства человека дать четкие алгоритмы зависимостей между дан­ными. В этих задачах количественные или качественные зависимости показателей либо неизвестны, либо заранее не определены. В хорошо структурированных задачах можно найти алгоритм построения количественных или качественных зависимостей, что упро­щает их автоматизацию.

Решение слабо структурированных задач основано на использовании экономи­ко-математических моделей, методов экспертных оценок, много проходного анализа дан­ных. Для описания зависимостей между данными используются модели на основе таблиц решений, приближенных множеств, обучающих систем, правдоподобного вывода, ког­нитивные модели, логико-лингвистические модели, эволюционные алгоритмы, алгорит­мы распознавания и др.

Пользователями систем поддержки принятия решений являются руководители высших уровней управления предприятием и менеджеры аналитических служб.

Схема движения возможных потоков данных в управленческих системах приве­дена на Рис.28. На схеме показаны возможные пути движения данных при использова­нии трехуровневой структуры информационного хранилища. На конкретных предпри­ятиях может использоваться часть из них, или иные схемы с использование других средств. Поясним схему.

Рис.28. Концептуальная схема системы управления предприятием

Информационные хранилища получают оперативную информацию из внутрен­них источников данных организации (от функциональных подсистем). Если в организа­ции реализован электронный документооборот, то его данные также размещены в инфор­мационном хранилище. По интернету могут быть получены данные из внешних источни­ков (web-серверов правительственных и законодательных органов, конкурентов и т.д.).

При размещении внутренних и внешних данных в информационное храни­лище используются средства погружения, которые выполняют очищение, синхрони­зацию, агрегирование и преобразование данных информационного хранилища в це­лостную и взаимосвязанную информацию.

Для снятия нагрузки с основного информационного хранилища организации можно использовать витрины данных. Они содержат, в основном, информацию, исполь­зуемую АРМ-сотрудников, включая АРМ-генерального директора (MIS). Они обеспечи­вают запросы, связанные с поиском и обработкой детализированных данных.

Система электронного документооборота обеспечивает управление документами и деловыми операциями. Тем самым реализуется разделение работ между сотрудниками, исполнительная система EIS на уровне каждого сотрудника.

OLAP-системы, инструменты Data Mining, технологии BIS предоставляют интел­лектуальный капитал аналитическим службам и руководству предприятия всех уровней для подсказки решения. Заметим, что достаточно присутствия одной системы.

Системы поддержки принятия решений (DSS) используют аналитические дан­ные OLAP-систем и систем интеллектуального выбора данных для выработки решения. Они также могут посредством транзакций обращаться к информационному хранилищу.

Примерами систем поддержки принятия решений являются Эксперт, Crystal Info и др. Система Эксперт используется при решении задач планирования, управления и прогнозирования. Система Crystal Info основана на использовании web-технологии, тех­нологии OLAP для поддержки принятия решений во всех сферах управленческой дея­тельности организации.

Системы поддержки принятия решений используются в банковских, страховых системах, розничной торговле для планирования закупок и хранения, других сферах.

Рассмотренные технологии определены сравнительно недавно и продолжают развиваться. Строгого разграничения предметной области их применения не существует.

Передовые зарубежные страны занимают лидирующее положение в области разра­боток и внедрении СППР во все жизненные сферы, где требуется принятие решений. Лиде­ры отечественного рынка также внедряют OLAP-средства в свои системы. Например, фирмы «1С», «Парус» и др. для обеспечения функций интеллектуальной поддержки принятия решений разрабатывают средства доступа к существующим аналитическим системам.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал