Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диего Веласкес — художник истины

 

Сегодня, мне хотелось бы вместе с вами вспомнить об одном из самых известных испанских живописцев семнадцатого века. О Диего Веласкесе.Три с половиной века назад остановилось сердце гениального мастера. Столетия проходят одно за другим, а интерес к картинам Веласкеса не ослабевает. Со всего света люди съезжаются в Мадрид, в музей Прадо, чтобы полюбоваться живописью величайшего художника всех времен и народов, приобщиться к миру его образов.

 


 

Ансието Маринас. «Памятник Вкласкесу». 1899

 

 

Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев. Его «Менины» копировал Илья Репин. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков. В годы моей учебы в художественных учебных заведениях о Веласкесе говорили как о недосягаемом образце, настоящем герое живописи, художнике – легенде. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем. Причем в не меньшей степени, чем его волшебное умение владеть кистью, вызывал восхищение прижизненный успех мастера и, конечно же, его немеркнущая слава.

В юности я как-то не обращал внимание, что большинство блистательных портретов Веласкеса являются заказными, и связаны с Филиппом четвертым и испанской династией Бурбонов. Пожалуй, мне это не мешало любоваться живописью мастера, оттого, что ему удавалось в абсолютной гармонии соединить верность натуре с красотой. С годами я осознал, что творить с таким совершенством под крылом у короля великому живописцу было, пожалуй, намного сложнее, чем если бы он оставался на воле.

 

 


 

Александр Бенуа

 

Наше отношение к Веласкесу подогревали непререкаемыеые авторитеты, такие как, к примеру, Александр Бенуа: «… жизненным мастерством отличались многие среди самых неоспоримых художников. И если немало превосходных мастеров на протяжении веков гибло из-за отсутствия какой бы то ни было приспособленности к жизни, то все же мы знаем и таких первейших гениев, которые “в обиду себя не давали”. Вспомним о Тициане, о Рубенсе, о Веласкесе…»

Итак, Диего Веласкес родился в то время, которое позднее назовут золотым веком испанского искусства. Он появился на свет в доме № 8 на узкой улочке Кале де ля Горгоха, в городе Севилье, что расположен в долине Гвадалквивира, провинции Андалузия. В воскресенье, 6 июня 1599 года от Р.Х., в севильской церкви Сан-Педро был крещен мальчик именем Диего. Отец его Дон Хуан Родригес де Сильва происходил из древнего дворянского португальского рода. Мать – донья Херонима Веласкес, дочь знатных, уважаемых родителей из Севильи – тоже древнейшего рода.

Маленький Диего сначала попал в ученики к Франциско Эррере – чересчур строгому учителю. Но вскоре отец Веласкеса подписал контракт на пять лет с другим живописцем, и двенадцатилетний Веласкес становится учеником дона Пачеко.

 


Франсиско Пачеко (1564 -1645)

 

Нельзя сказать, что Пачеко был выдающимся художником, но можно бесспорно утверждать, что он обладал незаурядным педагогическим даром. Это доказывают два других ученика мастера – так же, как и Веласкес, будущие великие художники – Алонсо Кано и Франциско Сурбаран.

В доме Пачеко любили собираться севильские аристократы, священники, писатели и философы. Можно сказать, что мастерская художника разрасталась до значения своеобразной академии, безусловно, повлиявшей на всестороннее развитие учеников.

Часто бывает так, что гениальность художника-учителя не распространяется на его собственные работы. Впрочем и наоборот. Далеко не всегда гениальный художник может передать свои тайны ученикам. Самым мощным учителем во все времена является сама жизнь, атмосфера, среда в которой произрастает будущий творец. Веласкесу повезло родиться на пике расцвета искусства Барокко.

 


Педро Ролдан. «Надгробие». Севилья. XVII в.

 

Все бытие того времени было насквозь пронизано энергичным деланием мастеров высочайшего класса. Причем провинция средних веков ни в чем не уступала столице. Науки, искусства, музыка - все цвело пышным цветом и побуждало не отставать, стремиться не только сделать культуру главной составляющей своей жизни, но и самому сделаться ее частью.


Хуан Мартинес Монтаньес. «Распятие». Резьба по дереву. 1605

 

Роль учителя несомненно также была велика. Наставник старался перелагать на понятный язык весенние чуствования учеников, помогать им разобраться в том, о чем так сладко, но пока еще невнятно пели их сердца.

К нашей радости, некоторые художники-учителя оставляют нам свои мысли о том, как овлвдеть секретами мастерства. Пачеко тоже написал книгу, под названием «Искусство живописи, ее древность и величие». Теперь мы можем подробно ознакомиться с тем, как и чему учил мастер своих подопечных, а значит, какие эстетические идеалы лежали в основе творчества великого Диего Веласкеса.

 

 


 

«Живопись есть искусство, которое при помощи разнообразия линий и красок представляет в совершенстве зрению то, что она может воспринять от натуры… Было бы полезно, если бы мастера хорошо знали как светские сочинения, так и религиозные, для того чтобы писать правильно на различные сюжеты, которые им предлагаются… Рисунок – это то, чем оплодотворяются все искусства… чтобы изобразить красоту и грацию какого-либо предмета в присутствующей ему форме… Живопись законченная и тонко раскрашенная отличается большей рельефностью… кто так работает, может дать своей живописи всю силу, какую пожелает… Может считаться законченной картина, в которой налицо все существенное и в частностях и в общем…»

Ничего особенного. Но невозможно вчитываться в эти строки без душевного трепета, ведь это именно то, что слышали от своего учителя юные Диего Веласкес и Франсиско Сурбаран, то, что они впитывали, чему научались, и что затем старались развить в своем творчестве.

 


Франсиско Сурбаран. Диего Веласкес.

«Непорочное зачатие». 1616 «Непорочное зачатие» 1619-1620

 

Вот картина Сурбарана «Непорочное зачатие», написанная под руководством учителя. Этот сюжет один из самых востребованных в католическом искусстве. А вот как тот же сюжет трактует двадцатилетний Диего Веласкес. Учитель знал, что всю жизнь его подопечным придется писать картины для храмов. Ну, а тем, кто сумеет научиться хорошо писать портреты, повезет выполнять заказы для знатных господ.

 


Диего Веласкес. «Крестьянский ужин». 1617

 

Восхождение Веласкеса было стремительным. Обладание редким даром видеть и чувствовать красоту Божьего мира позволило юному художнику быстро освоить все премудрости техники живописи – науки обращения с красками. То, что он ловил все советы учителя буквально на лету, подтверждает его первая серьезная самостоятельная картина «Крестьянский ужин», которая вышла из-под его кисти в 1617 году, когда художнику едва исполнилось восемнадцать. Она нынче находится в Эрмитаже. Поддаваясь духу времени, созвучному с его собственными идеалами, Диего Веласкес увлекается народной темой раз и навсегда. Такие сюжеты назывались в испанской традиции bodegon, что означало: трактир, харчевня. Как и современные ему живописцы, Веласкес использует эффектное «погребное освещение», когда из темноты выхвачены светом лишь те формы, которые предложены зрителю для рассмотрения.

 

 
 

 

 

Интересно, что прожив всю жизнь при дворе и общаясь в основном с особами высшего сословия, художник при любой возможности обращается к народной теме. В представителях социальных низов он видит настоящую силу характеров, мощь духа, благородство и достоинство. Быть может, та сила, с которой Веласкесу удавалось выражать драгоценные духовные качества простого народа, ощущалась им с еще большей остротой, именно благодаря близости к сильным мира сего. Характерно, что ни одной из его ранних народных картин нет в крупнейшем собрании его живописи – мадридском Дель Прадо, ведь все их он написал до своего отъезда в Мадрид.

Вот сюжеты, на которых ученик оттачивал свое мастерство с 1617 по 1620 год: «Старуха-кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос».


Диего Веласкес. «Старуха — кухарка». 1618

 


Диего Веласкес. «Служанка — мулатка». 1617 -1618

 


Диего Веласкес. «Музыканты». 1616 - 1617


Диего Веласкес. «Завтрак двух юношей». 1616 - 1617

 


Диего Веласкес. «Водонос». 1622

 

14 марта 1617 года, сразу после «Крестьянского ужина», восемнадцатилетнему юноше был выдан документ, дававший ему право «писать для храмов и общественных мест, а также самому иметь учеников». Веласкес получил звание maestro en el arte (мастера искусства). Он был принят в корпорацию художников Севильи – гильдию Святого Луки.

23 апреля 1618 года в севильской церкви Сан-Мигель девятнадцатилетний маэстро Диего Родригес де Сильва и Веласкес обвенчался с Хуаной де Миранда, единственной дочерью своего учителя дона Франсиско Пачеко.

В феврале 1619 года Веласкес начинает преподавать. В том же году он пишет «Поклонение волхвов».

 


Диего Веласкес. «Поклонение волхвов». Фрагмент. 1619

 

Вот оно – благодатное холщовое поле для желающих покритиковать гения в начале пути, найти его ошибки, равно как и прозреть ростки будущего неповторимого стиля, техники и подходов к композиции. Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная. Холст огромный – два метра в высоту, метр двадцать пять в ширину. Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. Поверхность холста перегружена толстым красочным слоем, и от зрителя не может ускользнуть обилие технических приемов, роднящих Веласкеса с однокашником Сурбараном. Слабее всех написан Иосиф. Здесь не только непопадание в возраст святого плотника. Правда, вины художника в том нет. В католической традиции Иосифа часто изображают мужчиной средних лет, что, видимо, должно придать некоторую сентиментальность отношениям Марии и ее наставника и охранителя. Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен. Волхвы удались намного лучше. Однако Веласкес еще не очень умело пользуется методом перегораживания планов, и гораздо больше его привлекает внутренний объем формы, нежели силуэтная красота.

 

 


 

Диего Веласкес. «Поклонение волхвов». Фрагмент. 1619

 

Великолепен темнокожий царь с белым кружевным воротником. Это находка, выдающая будущего гениального живописца, который и мыслит и чувствует именно формой, присущей только живописи. Такими находками будут в дальнейшем полны его картины…

 


 

Диего Веласкес. «Поклонение волхвов». Фрагмент. 1619

 

Мария классична в полной мере. Немного мешает одинаковость пересчета складок ее одежды, но образ вышел на удивление глубокий, ведь перед нами самостоятельная трактовка малоопытного молодого человека! Хотя… Он уже год женат. Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа? В этом произведении еще видится желание недавно освоившего дело мастера доказать всем, как ему здорово удаются складки, кувшины и кружева. Но уже и видно, как он умеет показать драму, играя светотенью и контрастом, как властно выделяет светом главное. И … Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению. Уважаемые коллеги, подумаем на что мы способны с кистью в руках в наши двадцать!..

А вот и монахиня мать Херонима де ла Фуэнтес Яньес… Ее Диего Веласкес написал в 1620 году. Эта монахиня известна тем, что когда ей было уже семьдесят пять, она отправилась на Филиппины, чтобы основать там монастырь. Портрет вышел поразительно запоминающимся. Эта, судя по пропорциям, невысокая женщина представлена Веласкесом в полном величии – остроумно сокращено пространство над головой и до краев холста ровно столько, сколько нужно, чтобы мать Херонима царствовала в выбранном художником формате. Яркими пятнами из темноты вырваны главные формы: голова, белые детали одежды, руки, корешок Евангелия и Крест, который проповедница сжимает в руке как карающий меч. Кисти рук словно написаны с разных моделей. Та, что с Крестом, – мягче и реалистичней, а та, что держит Евангелие, – жилистая и грубая. Этот портрет уже вполне сложившегося мастера, но то ли еще будет…

 

 
 

 

 

Диего Веласкес. «Мать Херонима де ла Фуэнтес Яньес». 1620

 


Хуан де Болонья, Питер Такк. «Памятник Филиппу III».

Пласа Майор. Мадрид. Конец XVI в.

 

Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету. А в Испании перемены. В 1621 году умирает Филипп III. На престол вступает шестнадцатилетний Филипп IV. Он на шесть лет младше Веласкеса. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. В апреле 1622 года мастер был очень ласково встречен двумя покровителями – доном Луисом и доном Мельхиором дель Алькасар, но в особенности его старту послужил дон Хуан де Фонсека, придворный священник, большой поклонник живописи. Однако хотя Веласкес и добивается возможности портретировать королей, но пока безрезультатно. В следующем, 1623, году он вновь направляется в столицу, на сей раз со своим учителем и тестем доном Пачеко.

 

 
 

Дорога на Мадрид

Прибыв в Мадрид, художники останавливаются в доме Хуана де Фонсеки, где Веласкес пишет портрет благодетеля. Фонсека показывает свой портрет при дворе, и работа провинциального живописца вызывает высшую похвалу, на какую только можно было расчитывать. Король заказывает Веласкесу свой портрет. 30 августа 1623 года Веласкес заканчивает большой портрет короля Филиппа IV.

 


Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV». 1624 - 1627

 

Монарх жалует художнику титул придворного живописца, оклад 20 дукатов в месяц, с оплатой произведений. Сюда же включены доктор и лекарства… В 1624 году Веласкес пишет конный портрет короля. Тот, что поразил весь Мадрид, но потом, к несчастью, сгорел при пожаре 1734 года. Филипп IV наградил любимого художника новой квартирой стоимостью 200 дукатов в год, оплачиваемой казною, и велел выдать 300 дукатов единовременно…

Веласкес поселяется с семьей около новой большой площади (Пласа Майор).

 


Пласа Майор в Мадриде

 

Это самое известное в Мадриде место народных зрелищ, турниров и аутодафе. Мастерская художника – в одном из крыльев королевского дворца Алькасар.

Народ сразу прозвал Веласкеса «художником истины». А придворные живописцы ненавидят его и кипят от зависти. От короля профессионалы требуют понимания, ведь этот Веласкес «Ничего не умеет делать, кроме голов». Филипп IV ради забавы передает художнику мнение его конкурентов, но нарывается на полный достоинства ответ: «Эти господа сделали мне большой комплимент, я же считаю, что никто не в состоянии их хорошо писать…»

В 1626 году из-под кисти маэстро появляется портрет инфанта дона Карлоса, брата короля, поразительно на него похожего. Веласкес ничего нового не выдумывает. Это обычный традиционный дворцовый «ростовичок», написанный по канонам придворного портрета. Однако, как это всегда бывает в руках умелого мастера, канон преображается из сухой схемы в живую жизнь.Как тонко играет здесь Веласкес своей волшебной кистью! Пятно движения фигуры выверено почти орнаментально. Контур то рождается из фона, то появляется из формы – отношения то смягчаются, то напрягаются, и фигура смотрится почти осязаемо объемной. Мастерски расставлены блики на черной одежде. Здесь Веласкес садится на своего любимого конька – минимум подробностей, но их наличие и выбор главенства создают иллюзию законченности. Весь эффект кроется в точности живописных отношений, или, как в музыке, – абсолютности слуха. Удивительно настроенчески назван общий тон лица! Неожиданно и смело выхвачена светом рука, едва удерживающая за палец перчатку, готовую вот-вот упасть на пол… Уместно прикрыта перчаткой другая рука.Никакой напомаженности, броскости красок – все строгая ограниченность, почти скупость палитры, но она «... смирением высокая, нищетою богатая…». Этот портрет, несомненно, на голову выше по мастерству написанного годом раньше портрета короля с листком бумаги в левой руке. Здесь видно, как Веласкес бился за выразительность силуэта. Художнику долго не удавались королевские ноги. Сначала он их написал по выверенной канонической традиции – слегка расставленными, но потом переписал сверху, соединив вместе.

 
 

Портрет инфанта дона Карлоса. 1626 Портрет Филиппа IV. 1624 - 1627

 

В августе 1628 года по поручению правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы Клары Эухении в Мадрид прибыл пятидесятичетырехлетний художник и дипломат Питер Пауль Рубенс.

 


Питер Пауль Рубенс. «Автопортрет». 1622 -1623

 

Мастерская Веласкеса была предоставлена для работы важному сановнику. Не в ней ли он произнес свою знаменитую фразу, когда на реплику вошедших гостей «Ого! Господин дипломат балуется живописью», великий живописец ответил: «Нет, это господин живописец играет в дипломатию…»? Характерно, что в тот момент Рубенсу было поручено способствовать заключению мира между Испанией и Англией. Веласкес и Рубенс общались целых девять месяцев. Считается, что именно Рубенс подсказал молодому коллеге идею «Вакха».

 


Диего Веласкес. «Триумф Вакха». 1629

 

Искусствоведы верно подметили, что картина словно делится на две части: левая выполнена в итальянском стиле – Вакх вполне караваджиевский, а шестеро мужиков справа – в духе великой испанской традиции. Поразительно, что подпав под влияние Рубенса, Веласкес нимало не перенял от кудрявой манеры великого фламандца! Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи. Веласкес многое позаимствовал от приемов Рубенса в их химическом виде. Особенно это сказалось на легкости решения пространств и задних планов. Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте. Картина поражает точностью характеристик образов. Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами. Поза его раскованна, но по всему чувствуется внутреннее напряжение, а голова, повернутая в сторону, и взор, блуждающий по окрестностям, говорят о настороженности проказника, боящегося быть застигнутым за безобразием. Мужики абсолютно живые.

 

 


 


Вот что может сделать мастер-колорист! Краснорожий у него серебристо-седой, а бледнолицый – конечно же, брюнет. У чумазого, что в драной шляпе, характерно блестит подбородок, а у того, что стоит, прикрываясь шляпой, лицо размыто. Совсем бедняга допился – облик потерял. Великолепен коленопреклоненный балбес, которого Вакх венчает венцом, скрученным из виноградных листьев. На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос. И как это в натуре верно подмечено, и как уместно перенесено в картину! Здесь режиссура высшего порядка!.. В 1629 году Веласкес на галере прибывает в Венецию и по 1631 год живет в Италии. Там пишет он свою «Кузницу вулкана». Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале. А вот «Кузница» – в Прадо.

 

 


 

Диего Веласкес. «Кузница Вулкана».1630

 

 

Она более эффектна, чем ее пара из Эскориала, однако обе они, если и блещут мастерством, то художественных находок в них, пожалуй, меньше, чем в других картинах Веласкеса. Глядя на «Кузницу», сперва видишь только одно: Аполлон принес кузнецам какую-то поразившую их весть. Однако, кто из них Вулкан, сразу не понятно. Наконец останавливаешь свой выбор на ближнем к Аполлону, том изогнувшемся сухопаром ковальщике с вытаращенными глазами. Его от циклопов отличает какая-то белая шапочка на голове. Однако сомнения не отпускают! Остальные фигуры тоже очень выразительны. И даже, пожалуй, их силуэты острее решены. Но главное – видно, что в отличие от центрального героя, Веласкес писал их с большим интересом. Его, в частности, очень в то время интересовала обнаженная спина. Спиной он так же увлекся и в «Тунике Иосифа». Возможно оттого-то обе эти картины, написанные как пара, когда оказывались вместе, так явно выпячивались на зрителя своими спинами, что их в конце концов пришлось разлучить. Обе картины Веласкес написал в доме испанского посла Мануэля де Фонсеки, графа де Монтеррей. Однако для образа Прометея явно не нашлось среди слуг подходящего натурщика…Раскаленный докрасна кусок металла – хорошая живописная интрига для картины, однако не приходит в голову: кому понадобился сюжет об измене супруги? Обманутый муж, ничего не подозревая, кует доспехи для любовника своей жены. А тут приходит доброжелатель, почему-то весь в лучах и с венком на голове,

многозначительно поднимает к небу палец и огорошивает всех присутствующих неожиданной новостью…. Но, кажется, никто не заказывал Веласкесу эту картину. Похоже, он писал ее и парную ей в состоянии смятения перед великими итальянцами. Возможно, его на какое-то время сбили с ног Тициан и Тинторетто. Обе картины художник привез с собою в Мадрид, и только там их купил для подарка королю верховный нотариус Арагона дон Херонимо де

Вельянуэва.

 


Диего Веласкес. «Окровавленную одежду Иосифа приносят Иакову». 1630

 

 

Продолжение следует

 

 

Михаил Шаньков

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Lt;question 1>不Где используется Қай жерде不 қолданылады? | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал