Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки демократии.






Экономические: 1.. довольно высокий уровень индустриального и экон развития в целом 2.. рыночная конкуренция в экономике, потому что рын экономика претятствует накоплению власти, обеспечивает автономию индивида, стимулирует развитие таких качеств как свобода, предприимчивость, ответственность, без нее не возможно осуществление гражданского общества. 3.. высокая степень урбанизации4.. развитость массовых коммуникаций (радио, тв)

Социальные1.. относительно высокий уровень благосостояния граждан, который позволяет смягчать соц конфликты и находить компромисы2.. сглаживание соц неравенства. Поляризация общества на бедных и богатых, а так же уравнительное распределение благ одинаково препятствует развитию демократии3.. система рассеяных соц неравенств. Это есть недопущение сосредоточения дефицитных благ в 1 руках4.. соц плюрализм. Это наличие четкой соц структуры в обществе в виде классов, групп, образующихся на интересах5.. наличие предпринимателей6.. наличие влиятельного среднего класса7.. грамотность населения, его образованность 8.. наличие массового гражданского общества.

Культурные и религиозные предпосылки.

1.. гражданская полит культура. 3 типа политич культуры – патриархальная (неосознанность последствий принимаемыз решений), подданическая (человек ведет себя как исполнитель приказа), активистская (человек самостост участник процесса). Гражданская культура – это активистско – подданическая культура. 2.. наличие религии, кот стимулирует развитие Д

Внешнеполитические: 1.. политическая, экономическая, культурно-информационное воздействие, военное вмешательство, влияние примера Д-государств.

Анализ и обобщение опыта перехода к демократии различных стран позволяет выделить несколько типичных образцов, моделей этого процесса. Классической моделью обычно считают британский вариант демократизации. Его суть состоит в постепенном ограничении монархической власти, расширении прав граждан и парламента. Вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем - права политические и значительно позднее - социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство. Эту модель называют линейной демократизацией, поскольку она означает постепенное, однонаправленное расширение демократии.

От линейной модели существенно отличается циклическая модель демократизации. Она предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формальном позитивном отношении к демократии политической элиты. В этом случае избранные народом правительства либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции.

При циклической модели авторитарные и демократические институты могут соседствовать друг с другом, например существование парламента совмещается с закреплением особой роли военных в государстве. Эта модель широко распространена в Латинской Америке, Африке и Азии. Ее испытали Боливия, Аргентина, Гана, Нигерия, Таиланд и многие другие страны. Такой переход к демократии обычно бывает затяжным и трудным. Он свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре.

Более перспективной по сравнению с циклической моделью, является диалектическая модель демократизации. Она, как и циклическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов. Однако отличительная черта ее состоит в том, что здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок: индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д. Нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов.

 

28.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал