Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-демократическая партия (кадеты)






Лидеры – П.Н. Милюков, братья кн. Долгоруковы, кн. Д.И. Шаховский, В.А. Маклаков, П.Б. Струве. Печатные органы – «Речь», «Вестник партии народной свободы».

Партия кадетов организационно оформилась на учредительном (I) съезде земских и городских деятелей, в октябре 1905 г. На нем был избран ЦК партии в количестве 30 человек. Первым председателем партии стал князь П.Д. Долгоруков, его заместителями – профессор права В.Д. Набоков и адвокат Н.В. Тесленко. Позднее председательское кресло занял П.Н. Милюков.

На I съезде была принята Программа партии конституционных демократов. Она включала требования:

· правового государства в виде конституционной монархии с ответственным перед парламентом правительством; двухпалатный парламент (его вторая палата состояла из представителей органов местного самоуправления) должен был санкционировать любой законодательный акт и бюджет;

· всеобщего и гражданского и политического равноправия;

· культурного самоопределения наций, политической автономии для Польши;

· принудительное отчуждение частновладельческой земли «по справедливой (не рыночной) оценке; развитие аренды земли;

· права на забастовку, на создание профсоюзов, выборные (от рабочих) инспекции труда, государственное страхование, 8-часовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда;

· восстановления судебных уставов 1864 г., упразднения административного вмешательства в судебные дела, отмены смертной казни.

Кадеты отрицали социальную революцию, но считали, что политическая революция может быть вызвана «неразумной» политикой правительства. В целом, политическая программа кадетской партии носила прогрессивный характер.

Социальную основу кадетской партии составили, прежде всего, интеллигенция, средние городские слои. Слой предпринимателей и землевладельцев составляли лишь 10 до 20 %. Удельный вес рабочих и крестьян не превышал 15%.

Традиционалистско-монархические партии (консервативные)

Идеология российского традиционалистско-монархического лагеря опиралась на ряд положений и доктрин, выдвинутых представителями правой общественной мысли XIX в.: «апостолов славянофильства» и «отцов» теории «официальной народности». Однако лидеры монархистов использовали эти теории достаточно произвольно, приспосабливая их под новые исторические реалии и интересыполитической конъюктуры. Основными идеями идеологии традиционалистско-монархических сил являлось:

· приверженность уваровской «триаде» («Самодержавие, Православие, Народность»);

· отрицание права Государственной Думы на законодательное вето;

· защита сословного строя;

· великодержавный шовинизм и антисемизм.

Особенность российской традиционалистско-монархической идеологии проявилась в том, что:

ü Длительный период времени она существовала вне каких-либо организационных рамок. Первая попытка объединения была предпринята в разгар народовольческого террора, когда в 1881 г. для защиты жизни царя оформились: в Петербурге - Священная дружина, а в Москве - Добровольная народная дружина. Это были добровольные формирования сторонников монархической власти. Однако, по распоряжению Александра III, который воспринял существование подобных организаций оскорбительным свидетельством слабости государственной власти, они были распущены.

ü Составной ее частью стало оформление крайне правого, консервативного крыла, реализовавшего себя в движение черносотенцев. Являясь ярыми сторонниками неограниченной самодержавной власти и теории отрицания социальных антогонизмов в России, черносотенцы выдвигали тезис о наличие внешнего врага, привносящего смуту в страну. В качестве основных врагов, против которых необходимо было бороться народу, уставшему от неудобств и лишений революционного времени, выступали евреи (отсюда и политика антисемитизма, доходящая до гротеска) и интеллигенция (рассадник революционных настроений). Идеи национал-монархистов находили отклик в самых разных слоях населения (от простых крестьян и некоторой части рабочих до духовенства, дворянства и буржуазии).

Основными методами борьбы черносотенцев стали еврейские и интеллигентские погромы, а также индивидуальный террор и расправы с демонстрантами и митингующими. Активность «черных сотен» резко усилилась после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года. С 17 октября по 1 ноября погромная волна прокатилась по 358 населенным пунктам страны. В результате погибли более 1, 6 тыс. и получили ранения 3, 5 тыс. человек. В число жертв попали как евреи, так и русские «смутьяны» - студенты, интеллигенты. Из тех погибших и раненых, чья национальность известна, евреи составили 50 %, русские и другие славяне – около 44%.

Монархические партии имели различные источники финансирования (от членских взносов до многочисленных частных пожертвований), главными из которых были, прежде всего, государственные структуры (напр., министерство просвещения, МВД и др.). Нередко крупные суммы в пользу монархистов жертвовал сам император. Монархические партии были единственными политическими организациями, имевшими возможность оказывать материальную помощь своим рядовым членам.

Определяющим фактором традиционалистско-монархического лагеря стал его пестрый социальный состав. Традиционалистски настроенные слои населения привлекались через организацию массовых митингов, демонстраций, еврейских погромов, молебнов, а в рабочих кварталах – касс взаимопомощи, читален и пр. Монархические партии были единственными политическими организациями, в которые было разрешено вступать государственным служащим.

Слабость традиционалистов проявилась в том, что они так и не смогли создать единую сплоченную политическую партию. Российский традиционалистско-монархический лагерь состоял из десятков союзов и организаций с расплывчатыми критериями членства. 89 газет и журналов пропагандировали их идеологию. К числу самых крупных и влиятельных монархических организаций относились:

1. «Русское собрание» (1900-1901) - национально-монархическая организация, созданная группой монархически настроенных писателей и публицистов. Это был немногочисленный литературно-аристократический кружок во главе с князем Дмитрием Голицыным, который провозглашал своими задачами «изучение явлений русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; разработку вопросов словесности, художества, народоведения и народного хозяйства…сохранение чистоты и правильности русской речи». Члены «Русского собрания» брали на себя устройство библиотек и читален, финансирование научных и образовательных поездок и др.

Министр МВД В.К. Плеве стал покровителем и почетным членом этой организации. Деятельность «Русского собрания» вызывала также и одобрение Николая II. Ее деятельность активизировалась в период русско-японской войны, которая всколыхнула великодержавные настроения. «Русское собрание» стало открывать свои отделения по всей стране. При этом культурно-просветительская деятельность первой национально-монархической организации приобрела ярко выраженную политическую направленность. «Русское собрание» превратилось в центр притяжения всех правых сил.

2. Русская монархическая партия, (апрель 1905), оформившаяся из числа сторонников укрепления неограниченной самодержавной власти, следовательно, отвергавших любые реформы в области государственного управления. Ее представители считали, что все преобразования в стране должны были сводиться к «возвеличиванию единой Православной церкви», «развитию русской национальной идеи». Центром формирования партии стала редакция «Московских ведомостей», при которой было открыто Центральное бюро партии. Идейным вдохновителем партии стал редактор-издатель газеты В.А. Грингмут.

3. «Союз русского народа» (СРН) (ноябрь 1905) - организация, которая занимала центральные позиции в монархическом движении. Печатным органом СРН стала газета «Русское знамя ». Влияние этой организации сразу же вышло за пределы Петербурга – отделения СРН образовались по всей стране. Наиболее прочным влияние Союза было там, где остро проявлялись межнациональные противоречия (Запад и Юго-Запад).

Председателем Главного совета СРН был избран А.И. Дубровин. Его заместителем был избран В.М. Пуришкевич

Руководители Союза утверждали, что он отличается от других монархических организаций, которые защищали сословные и классовые интересы. СРН выражал интересы всех сословий и классов русского общества.Для привлечения в свои ряды СРН использовал нетрадиционную тактику: открывались бесплатные чайные, где можно было познакомиться с монархической литературой и записаться в ряды Союза; уделялось большое внимание торжественным атрибутам (внесение знамен и хоругвий, икон и портретов царя, общих молитв и песнопений) при проведении общих собраний.

Рядовые члены Союза происходили из крестьян, низшего слоя городских собственников, части рабочих, духовенства, дворян и буржуазии.

К числу основных программных требований Союза русского народа относилось:

ü незыблемость самодержавия;

ü сохранение самодержавия и его единение с народом в Земском соборе – совещательном органе;

ü единая неделимая Россия;

ü антисемизм;

ü религиозная нетерпимость;

ü сохранение общинного землевладения;

ü уравнение всех сословий в правах;

ü государственное страхование для рабочих.

Осенью 1908 г. в руководстве СРН произошел раскол, что послужило оформлению 2-х направлений в черносотенном движении, отразивших разные позиции в вопросах об отношении к функциям Государственной Думы и крестьянской общине:

1. Во главе с А. Дубровиным, которое было ближе к низам общества и охватывало часть крестьянства. Это направление выступало за законосовещательную Думу; против уничтожения крестьянской общины в ходе столыпинской реформы.

2. Во главе с В. Пуришкевичем и Н. Марковым, которое защищало привилегии дворянства, землевладельцев. Это направление делало ставку на работу в Думе, допускало законодательный характер Государственной Думы; понимало необходимость разрушение крестьянской общины в ходе столыпинской реформы. Пуришкевич и его сторонники («обновленцы») покинули ряды СРН.

Раскол в центральных органах СРН затронул все местные отделения партии и распространился на другие монархические организации. Он сопровождался громкими скандалами, разоблачением руководства, появлением новых организаций.

Итак, выделим особенности системы политических партий России в начале XX в. Это:

ü ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», адекватно выражавших их интересы партий;

ü не было правительственной партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично императором и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его либо слева, либо справа;

ü ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытание властью;

ü слабым местом политической системы России был механизм функционирования многих партий (нелегальный или легальный);

ü крестьянская Россия и российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

ВОПРОС 2

Революция 1905 – 1907 гг. в России

Причины революции:

ü обострение политической обстановки в стра­не из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить назревшие реформы;

ü нерешенность аграрного вопроса — малоземелье крестьян, выкупные платежи и т. д.;

ü нерешенность рабочего вопроса — отсутствие социальной защищенности рабочих при крайне высоком уровне эксплуатации;

ü нерешенность национального вопроса — ущемление прав национальных меньшинств, особенно евреев и поляков;

ü падение морального авторитета правительства и особенно Николая II из-за позорного пора­жения в русско-японской войне.

Основные этапы революции. Можно выделить два этапа.

Первый этап (1905): события развивались по нарастающей.

Ключевые даты этого этапа

· 9 января — Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге послужил поводом к началу революции.

· Февраль — март — массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.

· Май — июнь — стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.

· 14—24 июня — восстание на броненосце «Потемкин». Причина — злоупотребления офицеров. Показало правительству, что на вооруженные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.

· Август — проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина — главного разработчика этого проекта.) — попытка создания законосовещательной Думы. Это была явно запоздалая уступка, которая не удовлетворила ни одну общественную силу, кроме монархистов.

· 7—17 октября — Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономическую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.

· 17 октября— манифест «Об усовершенст­вовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парламент — Государственную думу и о создании Сове­та министров (первый председатель — С. Ю. Вит­те, он же — инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).

· 26—27 октября — восстание матросов в Кронштадте. Подавлено.

· 11—15 ноября — восстание моряков Черно­морского флота, солдат Севастопольского гарнизона и рабочих порта и Морского завода под руко­водством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.

· 9—19 декабря — Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восстание. Окончилось неудачей.

Второй этап (1906 — 3 июня 1907 г.) характеризуется спадом вооруженной борьбы, пе­реходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.

· Ключевые даты этого этапа

· Март — апрель 1906 г. — проведение выборов в I Государственную думу.

· 23 апреля 1906 г. — издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монархией.

· 27 апреля — 8 июля 1906 г. — I Государственная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «проект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.

· 20 февраля — 2 июня 1907 г. — II Государственная дума. По составу оказалась радикальнее предыдущей: первое место у трудовиков, вто­рое — у кадетов. Основной вопрос — аграрный.

· 3 июня 1907 г. — государственный переворот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Думы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием револю­ции.

Итоги революции:

· главный итог — изменение формы правления в России. Она стала конституционной (ограниченной) монархией;

· правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи;

· несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 9—10 часов, введение пособий по болезни, но, правда, не на всех предприятиях).

Вывод: в целом революция носила незавершенный характер. Стоявшие перед страной проблемы она решила только наполовину.

Становление российского парламентаризма в начале XX века

Социально-политические условия появления Государственной думы, эволюция ее статуса

Первая революция в России, начавшаяся 9 января 1905 г., ускорила движение страны к конституционному строю. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. Главе МВД поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая II в июле 1905 г. По составу участников оно выходило за рамки исключительно бюрократического мероприятия. Например, в нем участвовали такие известные ученые, как профессора Н.С. Таганцев и В.О. Ключевский.

В ходе июльского совещания было решено назвать выборное представительное учреждение Государственной думой. В начале XIX в. это название впервые «ввел в оборот» М.М. Сперанский. Правда, Николаю II хотелось, чтобы новый орган с законосовещательными полномочиями назывался Государевой думой. Слова Государственная и Государева однокоренные, но их смысл, конечно, принципиально иной. Предложение императора не нашло поддержки на Особом совещании.

6 августа 1905 г. Николай II поставил свою подпись под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы (т.н. Булыгинской). Это такие документы, как «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», «Положение о выборах в Государственную думу». Однако Булыгинская Дума никогда не была созвана. Революционная Россия в 1905 г. семимильными шагами прошла путь от Манифеста 6 августа до Манифеста 17 октября. В знаменательные октябрьские дни 1905 г. С. Ю. Витте во всеуслышание заявил, что «Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы».

Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» был лаконичным, состоял всего из трех пунктов. Один из них провозглашал: «Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы…» Манифест являлся декларацией о намерениях самодержавной власти. Оставался открытым вопрос о том, захочет ли власть выполнить собственные обещания.

Царское правительство не решилось в условиях спада революции в начале 1906 г. отказаться от идеи созыва Государственной думы. Вместе с тем оно поспешило ввести ряд ограничений властных полномочий Думы и закрепить их законодательно. Актами 20 февраля 1906 г. Госсовет был реформирован и занял место, равноправное с Госдумой как законодательной палатой. Отныне ни один законопроект не мог стать законом, если он не был одобрен тремя субъектами законодательства: Государственной думой, Государственным Советом и императором. В отличие от Государственной думы выборным способом комплектовалась только половина состава Государственного совета, а остальная часть назначалась императором.

Все существенные изменения в государственном строе России, зафиксированные в актах 1905 - начала 1906 гг., нашли отражение в новой редакции Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. Кроме того, в этом документе, имевшем конституционное значение, содержалось положение о том, что инициатива его пересмотра может исходить лишь от императора (статья 8). Тем самым депутаты Государственной думы лишались возможности правовыми методами изменять форму правления. Именно по этой причине Основные государственные законы в новой редакции были опубликованы до открытия заседаний I Думы, состоявшегося 27 апреля 1906 г.

Особое место в Основных государственных законах от 23 апреля 1906 г. отводилось 87-й статье. Названная статья позволяла царскому правительству провести законопроект в порядке указа, и он с момента опубликования начинал действовать. Правда, для применения этой статьи имелся ряд ограничений. Неправомочно было, ссылаясь на ст. 87, вносить изменения в Основные государственные законы, Положения о выборах в Государственную думу и Государственный Совет, «Учреждение Государственной думы» и «Учреждение Государственного Совета» (эти «Учреждения…», как и Основные государственные законы, определяли место обеих палат в системе высших органов власти Российской империи). Помимо этого, правительству запрещалось принимать указы, имевшие силу закона, в период работы Думы и Совета. Подобные указы получили неофициальное название чрезвычайных, так как для их принятия требовалось наличие чрезвычайных условий, не терпящих отлагательств. После того как возобновлялись заседания законодательных палат, правительство должно было внести тот или иной указ в виде соответствующего законопроекта в Государственную думу, откуда он, в случае одобрения, поступал в Государственный Совет.

Государственная дума прежде всего должна была стать (и в определенные периоды была) кузницей законов. Но ее полномочия не ограничивались сферой законодательства. Дума влияла на формирование примерно двух третей государственного бюджета страны, являлась барометром общественных настроений, осуществляла некоторый контроль за работой правительства, преимущественно в форме обращения к министрам с запросами. Вопрос о том, достаточно ли было прав у Государственной думы, чтобы считать ее парламентом, до сих пор остается дискуссионным.

Избирательные законы по выборам в Государственную думу

Основы думского избирательного законодательства были заложены Положением о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. То обстоятельство, что летом 1905 г. имелась в виду законосовещательная Дума, принципиально ничего не меняет в этом отношении.

Вводилась и в дальнейшем сохранилась куриальная система выборов. Из четырех наиболее известных и популярных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна - тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Указ Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 г., внесший некоторые изменения и дополнения в Учреждение Государственной думы и Положение о выборах, расширил число избирателей за счет понижения имущественного ценза, предоставил избирательное право рабочим, но до всеобщности выборов было еще очень далеко.

Выборы в Государственную думу проходили разновременно, в отличие от современной практики прямых выборов, проходящих в заранее определенный день по всей стране. На всем протяжении краткого периода думского парламентаризма существовала мажоритарная система (такой порядок, когда избранным считается кандидат, который получил абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе. Если в округе избирается несколько депутатов, как это нередко было в дореволюционной России, то избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов, согласно отведенным округу квотам. Альтернативной мажоритарной системе принято считать систему пропорциональную, характеризующуюся тем, что распределение мандатов происходит между партиями в зависимости от количества голосов, отданных за их кандидатов.).

При выборах в Государственную думу применялась так называемая куриальная система **, апробированная на земском и городском самоуправлении.

Избирательный закон 3 июня 1907 г. существенно изменил нормы социального и территориального представительства в Государственной думе. Основные принципы, определявшие характер избирательной системы, остались неизменными: сохранялись курии; выборы депутатов производились посредством все той же «четырехчленной формулы» (не равные, не всеобщие, не прямые, тайные). Произошло сокращение числа депутатов Думы (с 524 до 442), уменьшилось количество городов с прямым представительством (с 26 до 7), часть населения восточных окраин империи была устранена от выборного процесса в Думу (жители Якутской области, так называемых степных областей - части территории современной Омской области и Республики Казахстан).

Замысел авторов третьеиюньского закона сводился к тому, чтобы обеспечить преобладание в Думе умеренно-консервативного большинства. Стержневое направление избирательной реформы 1907 г. - перераспределение числа выборщиков в пользу «электората», обладавшего большим имущественным цензом и априори считавшегося менее радикальным в претензиях к исполнительной власти. Этим, в частности, объясняется разделение курии городских избирателей на два съезда (два разряда), в соответствии с цензом имущества или получаемого жалования.

Правительство извлекло уроки из событий 1906-1907 гг., эпохи двух первых Дум. Ставка на консервативность крестьянства, его лояльное отношение к власти в годы революции себя не оправдала. По новому избирательному закону земледельческая (крестьянская) курия понесла самые значительные потери. Если в период выборов в I и II Государственные думы в Европейской России крестьянские представители имели свыше 40 процентов мест выборщиков на губернских избирательных собраниях, на которых избирались депутаты Думы, то по закону 3 июня 1907 г. - немногим более 20 процентов. По существу это означало разгром земледельческой курии, поставившей в Думу первого и второго созывов депутатов-трудовиков, кадетов, социалистов. Подобная участь постигла земледельческую курию в Сибири, в ее самых крестьянских губерниях - Тобольской и Томской.

В правовом пространстве, определявшем механизм выборной кампании в III и IV Государственные думы, Сибирь оказалась рассредоточенной на несколько частей. Омск и Омский уезд, как отнесенные к степным территориям, вошли в число тех окраин, которые были исключены из думского избирательного процесса. В Манифесте 3 июня 1907 г. содержалось следующее положение: «В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную думу должны быть временно приостановлены». Перестало быть избирательным округом и Сибирское казачье войско.

Избирательные кампании в I - IV Государственные думы

Избирательная кампания по выборам в Государственную думу включала несколько аспектов. Ответственность за подготовку и проведение выборов возлагалась на местную администрацию. В организационную часть выборной кампании входили составление, уточнение, обнародование (в официальных изданиях - «ведомостях», областных, губернских) списков избирателей; создание уездных и губернских (областных) по выборам в Государственную думу комиссий; подготовка и проведение промежуточных выборов (уполномоченных и выборщиков); наконец, избрание депутатов Думы на собраниях выборщиков губернии или области. Что касается агитационной части думской избирательной кампании, то она не являлась обязательной и ее проведение зависело от активности общественно-политических сил конкретного избирательного округа. В день выборов агитация была запрещена, что, правда, не всегда соблюдалось.

Применительно к явке граждан на избирательные участки никакого процентного барьера для признания промежуточных выборов состоявшимися законом не устанавливалось (в ноябре 2006 г. Государственная Дума ФС РФ отменила существовавший до этого 25% порог явки избирателей на выборы ). Для избрания же депутатов Думы требовалось обеспечить кворум - свыше половины состава выборщиков.

Необходимо иметь в виду, что выборы в Государственную Думу образца конца ХХ - начала ХХI вв. прямые.

Само собой разумеется, что агитация за тех или иных кандидатов в выборщики, как правило, проходила в основном в городах. Россия начала ХХ в. была уникальной страной в том смысле, что не разрешенные правительством политические партии зачастую открыто участвовали в избирательной кампании, а их кандидаты нередко побеждали на всех этапах выборов и оказывались в Таврическом дворце столицы в качестве депутатов Государственной думы. Это относится к социал-демократам, эсерам (участвовавшим в работе Второй Думы в начале XX в. и бойкотировавшим остальные три, Первую, Третью и Четвертую). Конституционные демократы также относились к нелегализованным общероссийским политическим партиям, поскольку Министерство юстиции отказало им в регистрации.

В период перводумской кампании социал-демократы придерживались тактики бойкота. Тем не менее около 20 сторонников РСДРП, в том числе и из Сибири, прошли в Думу и образовали в ней социал-демократическую фракцию. К 27 апреля 1906 г., дню открытия I Государственной думы, несколько десятков депутатов от окраин страны еще не было избрано. Даже в конце сессии, прерванной указом императора о досрочном роспуске Думы 8 июля 1906 г., в ней заседали 499 чел. из 524. Выборы на окраинных территориях, в частности в Сибири, были организованы позднее, чем в Европейской России. Это обстоятельство оказалось на руку социал-демократам.

На IV съезде РСДРП, состоявшемся в Стокгольме весной 1906 г., было принято решение отказаться от тактики бойкота Думы в тех местностях, где выборы еще не завершены. Этим и объясняется включение социал-демократов в избирательный процесс на окраинах страны и их прохождение в I Государственную думу.

В целом по России победу на выборах одержали кадеты, что обусловило получение ими одной трети депутатских мандатов. Около 100 депутатов записалось во фракцию трудовиков, стремившихся в своей деятельности отстаивать прежде всего интересы трудового крестьянства. Это была единственная крупная думская фракция, самодостаточная, не связанная с партийными структурами, т.к. создать трудовическую партию не удалось.

Неутешительные для царского правительства итоги выборов в I Государственную думу (отсутствие депутатов правого, консервативно-монархического, направления и преобладание оппозиционно настроенных членов Думы, значительную часть которых составили представители крестьянства) заставили столичных чиновников задуматься. Предложение об изменении избирательного закона не получило поддержки в правительственных сферах. В период выборов во II Государственную думу в конце 1906 - начале 1907 гг. был избран другой путь - так называемых разъяснений действовавшего Положения о выборах Сенатом. Приведем один пример таких разъяснений. Согласно избирательному закону, право иметь голос на выборах получали и те, кто занимал (снимал на свое имя) квартиру. 24 октября 1906 г. последовало следующее сенатское толкование этого положения закона: внешним признаком квартиры являются отдельный ход, отсутствие внутреннего сообщения с другими жилыми помещениями и наличие особой кухни или очага для приготовления пищи. Таким образом, все проживавшие, говоря современным языком, в «коммуналках», оказывались выброшенными за борт избирательного корабля. По другому разъяснению, избирательных прав лишались рабочие и служащие, жившие в ведомственных квартирах, предоставленных им на время их работы или службы.

Избирательная кампания по выборам во II Государственную думу стала единственной, в которой тактика бойкота с самого начала была отвергнута всеми основными политическими силами страны.

На думской предвыборной арене боролись три главные группы партий, представленные монархистами (черносотенцами), либералами и социалистами. Такое деление не означает, что октябристы и кадеты как представители либерального движения тесно сотрудничали между собой. Напротив, они были конкурентами в погоне за депутатскими мандатами. И внутри социалистического лагеря имелись серьезные противоречия, осложнявшие взаимоотношения социал-демократов и социалистов-революционеров (эсе ров).

Выборы во II Думу проходили не просто в условиях спада революции, а в те месяцы 1907 г., когда все более очевидным было то, что скоро она закончится поражением. Между тем принципиально это обстоятельство не повлияло на исход думской кампании. Оппозиционные царскому правительству партии вновь, как и в 1906 г., завоевали на выборах симпатии большинства граждан, пришедших голосовать. Правда, соотношение мест в нижней законодательной палате несколько отличалось в сравнении с тем, что было почти год назад. Так, кадеты и трудовики, хотя и остались самыми крупными думскими фракциями, по численности поменялись местами (кадеты уступили первое место трудовикам, потеряв около 80 мест; трудовики же, наоборот, несколько упрочили свои позиции, обогнав кадетов по числу депутатов). Сильной оказалась социалистическая «диаспора» во II Государственной думе: эсеры и эсдеки (социал-демократы) провели в Думу свыше 100 своих сторонников. Одним из отличий партийного состава II Думы от ее предшественницы стало присутствие в Таврическом дворце представителей правых партий и увеличение числа умеренных либералов, октябристов прежде всего. Названные изменения политического спектра Думы произошли по ряду причин. Сказалась практика «сенатских разъяснений», разочарование определенной части «электората» в работе I Думы, не решившей и не способной решить насущные социальные проблемы, среди которых самым злободневным был аграрный. В глазах многих граждан кадеты несли значительную долю ответственности за почти нулевую эффективность думского законотворчества, и они, как считавшие граждане, на выборах отдали предпочтение оппонентам конституционных демократов (слева и справа). И все же от перемены мест слагаемых сумма не менялась: проправительственные кандидаты потерпели сокрушительное поражение и в 1906 г., и в 1907 г. Это обстоятельство явилось самым весомым аргументом в правительстве в пользу изменения избирательного закона, даже ценой нарушения Основных государственных законов Российской империи.

Избирательная кампания по выборам в III Государственную думу проходила во второй половине 1907 г., в период политической реакции (в советской литературе ее часто называли столыпинской, по имени Председателя Совета министров в 1906 - 1911 гг. П.А. Столыпина). Предвыборная и выборная кампании в IV Думу продолжались практически на протяжении всего 1912 г., а это было время нового революционного подъема. Вместе с тем результаты выборов в эти две Думы принципиально во многом совпадают: относительное большинство принадлежало октябристам (125 и 96 мест соответственно из 442, так как по закону 3 июня 1907 г. общее число депутатов сократилось на 82). Кадеты сохранили за собой около 50 депутатских мест, пропустив вперед себя не только октябристов, но и правых, в силу внутренних противоречий создавших несколько фракций, с различными консервативными оттенками. Трудовики и социал-демократы как в III, так и в IV Думах были представлены лишь несколькими депутатами, в диапазоне от 10 до 19. Таким образом, изменения общественно-политической ситуации в стране непосредственно не оказывали решающего влияния на итоги думских выборов. Условия конца 1905 - начала 1906 гг. отличались от обстановки последних месяцев революции. Точно так же ситуация лета и осени 1907 г. была отличной от той, что сложилась в 1912 г., особенно после известных Ленских событий. Однако определяющее значение имели не эти обстоятельства, а «социальная направленность» избирательного закона, отдававшего преимущество при распределении мест выборщиков тем или иным сословиям и социальным группам. В первых двух кампаниях в Думу закон был ориентирован на крестьянство, отсюда преобладание в I и II Государственных думах кадетов, за которых голосовали многие крестьяне, и трудовиков. При последующих выборах предпочтение на уровне избирательного законодательства отдавалось торгово-промышленным слоям населения, а потому неслучайно на передний план вышли сторонники «Союза 17 октября». Конечно, значение конкретно-исторической эпохи нельзя принижать. Именно общественно-политическими условиями обусловливается возможность внесения кардинальных новшеств в избирательный закон (или избирательную систему в целом), которые уже напрямую влияют на ход и результаты выборов в парламент. Так и получилось в России в середине 1907 г., после досрочного роспуска II Государственной думы.

Механизм функционирования Государственной думы

Регламент работы Государственной думы (его называли тогда внутренним распорядком) определялся рядом правовых актов, таких как Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г., «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 г. и др. Основным стал «Наказ», подготовленный самой Думой уже во время функционирования этого законодательного учреждения. За весь думский период (1906 - 1917 гг.) было принято несколько таких «Наказов», последний - 15 апреля 1914 г. Законодательным путем определялись статус депутата, особенности его правового положения в сравнении с обычными гражданами. Отмечалось, что члены Думы не обязаны давать отчет избирателям о своих действиях. Постановка вопроса об отзыве депутата, таким образом, лишалась юридического основания. Одним из обязательных условий утверждения депутата в его высокой должности было согласие дать торжественное обещание, своего рода присягу

За работу в Думе депутатам полагалось жалование, солидное по меркам того времени. Со второй половины 1908 г. ежемесячно они получали из государственной казны 350 руб., т.е. свыше 4000 руб. в год. Заработная плата министра, к примеру, составляла немногим более 6000 руб. Считалось, что депутат должен получать высокое вознаграждение за свой труд, чтобы не быть зависимым в финансовом отношении от кого-либо и не лоббировать за деньги чьи-то интересы.

Работой Государственной думы руководил ее председатель

Разумеется, современной оргтехникой в начале ХХ в. зал Таврического дворца, в котором проходили общие собрания, обставлен не был, поэтому на подсчет голосов нередко уходило немало времени. Конечно, были и бюллетени, и поименное голосование. Но чаще всего использовали такие способы голосования, как вставание (или не вставание) и выход в двери. Председательствующий на заседании предлагал встать всем, кто не поддерживал решение, а сторонники его принятия продолжали сидеть. Если же и тех, и других было примерно равное число, предпочитали перейти к способу «выход в двери». Голосовавшие «за» выходили в одни двери, а «против» - в другие. Подсчет голосов осуществляли помощники думского пристава.

Примечательно, что в случае удаления депутата за нарушение дисциплины (рекордсменом по удалениям был известный думский скандалист В.М. Пуришкевич, депутат II, III и IV Дум ), вычетов из жалования не производилось, поскольку такая причина отсутствия на заседании рассматривалась как уважительная.

Депутаты Государственной думы, как и современные парламентарии, обладали так называемым депутатским иммунитетом, под которым понимается депутатская неприкосновенность

С первых дней работы Государственной думы в апреле 1906 г. в ней началось оформление фракций и групп. Как правило, во главе думских фракций находились лидеры политических партий (П.Н. Милюков - фракция кадетов, А.И. Гучков - октябристов, В.М. Пуришкевич - правых и т.д.). Численный состав фракций изменялся; депутаты порой переходили из одной фракции в другую или становились нефракционными членами Думы. Беспартийные депутаты гораздо реже, чем их партийные коллеги, могли выйти на думскую трибуну. Фракции получали гарантированное право на представительство в думских комиссиях и на получение всех думских материалов. Во многом фракция Государственной думы оказывалась слепком внутренней жизни соответствующей партии. Так, жесткая внутрипартийная дисциплина в РСДРП проявилась и в деятельности социал-демократической фракции. Показателен и в то же время типичен следующий пример. В начале 1912 г. Т.О. Белоусов, избранный в III Думу выборщиками Иркутской губернии, вышел из состава этой фракции. После этого, по словам самого депутата, его бывшие товарищи устроили ему настоящую травлю. Не приходится удивляться тому, что в 1913 г., уже в IV Думе, фракция РСДРП распалась на две - большевистскую и меньшевистскую (инициаторами раскола выступили большевики, численно уступавшие меньшевикам).

В Государственной думе начала ХХ в., как и в современной, было немало депутатов-«старожилов», работавших не один созыв.

Думских долгожителей, скорее всего, было бы больше, но в июле 1906 г. около 200 депутатов «первого призыва», составивших и подписавших так называемое Выборгское воззвание, были привлечены к суду, а затем осуждены. Это лишало их перспективы быть вновь избранными в Государственную думу.

Роспуск I и II Государственных дум

8 июля 1906 г. императором Николаем II был подписан Указ о роспуске I Государственной думы, а на следующий день опубликован Манифест, в котором излагались мотивы принятия этого решения. Большая группа депутатов, одна треть общего состава, направилась в Выборг и 10 июля составила воззвание «Народу от народных представителей». Не платить налоги, не поставлять солдат в армию призывали авторы этого документа. День 9 июля был выходным, в Таврическом дворце никто не работал, вход в здание опечатали, чтобы никто из думцев попасть на место своей работы не смог. Но не это главное. В указе о роспуске I Думы была названа, как того требовал закон, дата созыва II Думы: 20 февраля 1907 г. Семь месяцев Россия должна жить без народного представительства, возмущались депутаты и предлагали населению ответить адекватными мерами. Поскольку без одобрения Думы нельзя было вводить новых налогов и Дума определяла контингент новобранцев, «выборгцы» призывали до возобновления работы Государственной думы, теперь уже второго созыва, не давать правительству денег и солдат.

Некоторые депутаты приехали в Выборг, но свою подпись под воззванием не поставили или поставили ее в Петербурге, куда были привезены экземпляры воззвания. Часть депутатов в Выборг не поехала, но с сочувствием и одобрением отнеслась к действиям своих бывших коллег по парламентскому цеху. И засвидетельствовала моральную поддержку в столице подписью под документом. Всего таких сочувствующих и поддержавших тех, кто составлял воззвание, оказалось 55 чел., в их числе единственный представитель Сибирского казачьего войска в Думе И.П. Лаптев. Ни Лаптева, ни других депутатов, подписавших антиправительственный документ не в день его составления, к судебной ответственности не привлекли. Под следствием находились только авторы воззвания (все, чья подпись была поставлена в Выборге), их судили в декабре 1907 г. Осужденные лишались избирательных прав навсегда. И это последствие событий, связанных с роспуском I Думы, а не 3 месяца тюрьмы, стало самым суровым наказанием для нескольких десятков первых российских парламентариев.

Роспуск II Государственной думы 3 июня 1907 г. только внешней стороной явления напоминает июльские события 1906 г. Оценка событий 3 июня 1907 г. как государственного переворота основана не на факте роспуска Думы. Такое право у императора никто не отнимал и отнять не мог. В тот день, когда вышли указ о роспуске Думы и Высочайший манифест, было опубликовано новое Положение о выборах в Государственную думу. Это нарушало букву Основных государственных законов, которые были основополагающим юридическим актом Российской империи, по сути своей умеренной российской конституцией. Если в результате нарушения конституции происходит изменение социально-политического строя, он становится другим, то в таком случае мы вправе говорить о перевороте государственном. 3 июня 1907 г. и позднее государственный строй России не изменился.

В 1907 г. перед правительством стояла дилемма: или изменение политической системы, вопреки законодательству, но с сохранением тех реформ государственного строя, что состоялись благодаря революции, или реставрация прежних устоев, чреватых опасностью новых революционных потрясений. Приговор по делу депутатов II Думы не идет ни в какое сравнение с приговором по делу о Выборгском воззвании. Втородумцев осудили к каторжным работам, и это жестокое наказание без вины виноватых стоило им здоровья, а многим и жизни. 3 июня 1907 г. произошло несколько событий, и каждое из них требует самостоятельной, взвешенной оценки.

Юридически изменения в строе состоялись ранее, в конце 1905 - начале 1906 гг. Но де-факто не соответствовало де-юре. И П.А. Столыпин, с согласия Николая II, неправовыми методами попытался заменить одну политическую систему другой, получившей затем название третьеиюньской.

ВОПРОС 3

Столыпинская аграрная реформа и её значение

С 1906 г. правительством России под руководством П.А. Столыпина проводился комплекс мероприятий в области сельского хозяйства. Эти мероприятия обобщенно называют «Столыпинской аграрной реформой».

Основные задачи реформы:

· передача надельных земель в собственность крестьян;

· постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;

· широкое кредитование крестьян;

· скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;

· землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа ставила как краткосрочные, так и долгосрочные цели:

ü Краткосрочные: разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений).

ü Долгосрочные: устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Аграрная реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

Историческая необходимость реформы

Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 5 октября 1906 г. был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», посвящённый улучшению гражданско-правового статуса крестьян. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит. 9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.

Благодаря смелому шагу Столыпина (изданию законов по 87 статье. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой), реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.

III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.

С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется — больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.

5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.

В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:

ü взять надел в собственность;

ü свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;

ü переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;

ü переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Аграрная реформа

Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию.

Тем не менее, за время его деятельности были достигнуты следующие результаты:

→ Развивалось кооперативное движение.

→ Увеличилось число зажиточных крестьян.

→ По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.

→ В 2, 5 раза увеличилось поголовье скота.

→ На новые земли переселились около 2, 5 млн человек.

 

 

*Высоча́ йший Манифе́ ст об усоверше́ нствовании госуда́ рственного поря́ дка (Октя́ брьский манифе́ ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

**Куриальная система - система распределения избирателей по имущественным или сословным признакам. Количество ступеней выборов при такой системе различно для каждой курии (в России было 2 ступени в курии (или куриях) городских избирателей, 3 - в рабочей (в Сибири, например, эта курия не была создана), 4 - в земледельческой).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал