Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правые и левые в партиях II Интернационала






Большинство социал-демократических партий и групп, основавших II Интернационал, первоначально разделяли взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на природу и перспективы капитализма. В своих программах они ставили цели внести революционные идеи в среду наёмных работников, возглавить их в борьбе за завоевание политической власти. Однако постепенно практическая деятельность социал-демократии вступила в противоречия с её теоретическими установками.

С одной стороны, акцент на задачах революционного захвата власти мешал социал-демократии углублять связи с наиболее массовыми и влиятельными профсоюзами, основной целью которых было улучшение положения трудящихся в рамках существующего строя, а не его ниспровержение. С другой стороны, социал-демократы, декларируя непримиримость к буржуазному обществу и государству, ограничивали себе возможности легальной деятельности.

Попытку разрешения возникшего противоречия предприняли теоретики ревизионизма, выступившие за пересмотр некоторых положений марксизма. Как направление социалистической мысли он начал складываться в 1890-е гг. и получил популярность в большинстве социалистических и социал-демократических партий II Интернационала. Теоретики ревизионизма – Э. Бернштейн и К. Каутский в Германии, О. Бауэр в Австро-Венгрии, Ж. Жорес во Франции акцентировали внимание на изменениях, произошедших в мире. Они доказывали, что капитализм не исчерпал возможностей поступательного развития.

Особое значение придавалось переменам в политической жизни. Подчёркивалось, что марксистская теория создавалась в условиях, когда власть в большинстве стран Европы принадлежала аристократии, а там, где существовали парламенты, из-за системы цензов (оседлости, имущественного, возрастного, отсутствия избирательных прав у женщин) 80 -90 % населения не имело права голоса. В подобной ситуации в высшем законодательном органе были представлены лишь имущие слои населения, интересы которых в первую очередь и отстаивало государство. Это осложняло наёмным работникам борьбу за свои интересы. Зародившийся в тех условиях социальный прогноз К. Маркса предполагал, что рост богатства на одном полюсе, нищеты и бедствий – на другом быстро приведут общество к революционному взрыву.

Однако успехи профсоюзного движения обеспечили повышение уровня жизни рабочих на почве капитализма. С введением всеобщего избирательного права у партий, представлявших интересы лиц наёмного труда, появилась возможность завоевания прочных позиций в парламентах, прихода к власти мирным путём. В этих условиях цели социал-демократии стали связываться с борьбой за реформы, ведущейся в рамках существующего государственного устройства без нарушения демократических правовых норм.

Ревизионистские воззрения были не только теорией. Во Франции в условиях политического кризиса один из лидеров СПФ социалист А. Мильеран в 1899 г. стал членом Кабинета министров, созданного буржуазно-либеральными партиями. «Казус» Мильерана вызвал острые споры в социал-демократическом движении. Всё резче звучали голоса тех, кто считал недопустимым для социалистов сотрудничество с буржуазными партиями и профсоюзами, стоящими на платформе социального партнерства.

К такой позиции в США склонялся лидер СРП Де Леон. Во Франции подобные взгляды возобладали в СПФ, руководимой Ж.. Гедом, П. Лафаргом и Э Вайаном. В германской социал-демократии левое, революционное, крыло представляли К. Цеткин, Р. Люксембург и К. Либкнехт. Они признавали борьбу за реформы как средство мобилизации масс на последующие революционные действия, но не как цель, имеющую самостоятельную значимость. Наиболее значительным было влияние революционных течений в социал-демократических партиях, действующих в нелегальных или полулегальных условиях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал