Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Культура Возрождения
Вопросы: 1. Какой смысл вкладывается в понятие Возрождения? 2. Какие процессы, происходившие в средневековом городе, подготовили переход к новой культурно-исторической эпохе? 3. Каковы особенности мировоззрения и мироощущения гражданина эпохи Возрождения? Чем они отличаются от мировоззрения и мироощущения средневекового человека? 4. Почему эпоху Возрождения называют эпохой открытий? Какие открытия имеются в виду? 5. Что такое ренессансный гуманизм, каковы его особенности? 6. В чем специфика Северного Возрождения? 7. Какими качествами обладали титанические личности эпохи Возрождения? 8. Что такое оборотная сторона титанизма? 9. Каковы особенности искусства итальянского Возрождения? 10. Каковы особенности искусства Северного Возрождения? Виды самостоятельной работы: подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие); изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку, написание реферата. Формы контроля: эссе. Тема эссе: «В Ренессансе произошло бурное и страстное столкновение нового духовного содержания христианской жизни, которое возрастало на протяжении всех средних веков, столкновение человеческой души, заболевшей тоской по иному, трансцендентному миру и не способной уже удовлетвориться этим, с вечно возрождающимися и возрождающими античными формами. То была душа, заболевшая жаждой искупления и приобщения к тайне искупления, которой не знает античный мир, душа, отравленная христианским сознанием греха, христианской раздвоенностью между двумя мирами, не способная удовлетвориться формами природной жизни и культурной жизни античного мира» (Н.А. Бердяев) Литература: Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. М., 1990. Всемирная история / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М., 1997. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. История Европы. М., 1993. Т. 3. История Европы. М., 1994. Т. 4. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2007. Культура Возрождения и общество. М., 1986. Культурология: учебник / Под ред С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. М., 2010. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996. Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. Л., 1987. Порозовская Б. Д. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биогр. очерки. М., 1995. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб, 1991. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978. Соколов В.В. Очерки истории эпохи Возрождения. М., 1962. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. М., 1992. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.
Тема 7. Культура Нового времени (XVII-XVIII вв.) Виды самостоятельной работы: подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие); изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку, написание реферата. Формы контроля: реферат. Тематика рефератов: 1. Королевская власть в Англии по произведениям В.Шекспира. 2. Адмиралы и пираты Елизаветинской Англии. 3. Пресвитериане и индепенденты. 4. Диктатор и диктатура: Оливер Кромвель. 5. Вестфальская система: становление многополюсной системы международных отношений. 6. «Государство – это я»: Франция при Людовике XIV. 7. «После нас хоть потоп»: Франция при Людовике XV. 8.Наука и ученый в XVII веке. 9.Английское Просвещение. 10.Французское Просвещение. 11.Немецкое Просвещение. 12.Просвещенная элита и власть в XVIII веке. 13.Социальные утопии Просвещения. 14.Адам Смит и Богатство народов. 15.Как создавалась Энциклопедия. 16.Низы общества в эпоху Просвещения. 17. Быт галантного века. 18. Женщины времен Великой Французской революции. 19. Моды времен Великой Французской революции. Литература: Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М., 1988. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1993. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2002. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций: от античности до конца XIX в. СПб., 2002. История Европы. М., 1994. Т. 4. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII вв. М., 1988. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2007. Кожина Б. Искусство Франции XVIII века. М., 1983. Культура эпохи Просвещения. СПб. М., 1993. Культурология: учебник / Под ред С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. М., 2010. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007. Новая история. 1640-1870. М., 1986. Обломявский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1973. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. М., 1989.
|