Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа по содержанию IV действия.
В IV действии мы особенно остро ощущаем страшную силу «тёмного царства». Давайте вспомним, как раскрываются в пьесе представления о мире, нравственные нормы, житейская мораль «тёмного царства». А чтобы было легче, давайте начнём со сравнения обстановки I и IV действий. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид» - «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки… за арками берег и вид на Волгу». Там- простор, прекрасный пейзаж, заволжские дали, здесь - узкая галерея, низкие своды. Арки, словно отделяющие нас от вольной природы. Стенная роспись изображает геенну огненную. Это мир начинающего разрушаться, но всё еще крепкого и страшного «тёмного царства». Следы этого царства во всём: и в умах калиновцев, в их нелепых рассуждениях о Литве, и в безумных пророчествах барыни, и в ругательствах Дикого. О душевном состоянии Катерины мы узнаём из диалога Варвары и Бориса. Возвращается Тихон, Катерина не может лгать, её мучит совесть. Мы чувствуем, что в ней идёт напряженная внутренняя борьба: этот грех её не по силам нести в душе. Снять грех, покаяться - для неё духовная потребность к очищению. Она сносит попрёки свекрови: «Мало мне, я ещё больше заслуживаю». Варвара боится, что Катерина, не выдержав вины и раскаяния за свой грех, обо всём расскажет. Надвигается гроза. Второй раз в пьесе мы слышим её раскаты, она пронизывает пьесу. И всякий раз каждый из героев по-своему воспринимает её. В I действии прогремела гроза над Калиновом - и в душе Катерины началось грозовое движение, а у Кабанихи в доме стало неспокойно. В IV действии мы видим страшное напряжение, предгрозовое нагнетение. Все боятся грозы. Она напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды, а геенна огненная пожирает великих грешников. Появлению Катерины на сцене предшествует мрачное пророчество женщины из толпы: «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь». Из предшествующей признанию Катерины сцены мы узнаем о её душевном состоянии. По ремаркам автора, Катерина «вбегает» на сцену, «хватает её [Варвару] за руку и держит крепко!» Сравните с ремаркой I действия – «берёт за руку». В этих ремарках автора передано крайнее потрясение Катерины. Её больно ранят намёки Кабанихи, которая уже подозревает недоброе и внимательно присматривается к невестке, и ласковая шутка Тихона. Раньше от попрёков Кабанихи Катерина была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для неё страшная пытка. Катерина беспомощно, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре». Как тонко передано в этом слове «приклоняется» характер и состояние Катерины: её мягкая женственность и трогательная беспомощность. Борис подходит к семье Кабановых, а Катерина на грани срыва. А между тем, снова кто-то пророчествует: «Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдёт…Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит…» Как и в I действии, появляется сумасшедшая барыня, но там она является перед грозой, теперь же этот жуткий образ старухи в чёрном платье, с поднятой над головой палкой-посохом возникает перед зрителями и читателями в самый разгар грозы, при ослепительном блеске молний. Там её пророчества имели обобщённый характер: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутомимой!» «Она всем так пророчит», - говорит Варвара. К тому же странный смысл слов барыни смягчается ремаркой: «Варвара улыбается», и её озорной репликой: «На свою бы тебе голову, старая карга!» В IV действии барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься? Нечего прятаться!» и т.д. Её слова сопровождаются сокрушительными ударами грома. Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит что-нибудь», - в I действии и «Ах! Умираю!» - в IV действии. Варвара готова заслонить её, но не в силах. Катерина боится, а Тихон говорит: «Какие на ней грехи?» - «А ты почём знаешь,»- говорит свекровь. Кабанова ревнует сына, чужая в доме: и не воет по мужу, и обрядами пренебрегает, и в глаза смотрит, когда отвечает, и «ты», как равной, говорит. Из-за неё атмосфера в доме Кабановых меняется. Уходит власть свекрови! Вроде и слушается, но в лице у Катерины нет никакого согласия. Тихон по-своему жалеет Катерину: «Всё скажешь мне», а в подтексте: «Я прощу». Сцена покаяния - кульминация пьесы. Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиты у Бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада, геенны огненной. В сцене покаяния, на первый взгляд, видна полная капитуляция героини перед силами «тёмного царства», она предстаёт здесь как его жертва. И действие завершается торжеством Кабанихи. Здесь в споре с молодыми, которым воли захотелось, она одержала победу: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался». Но можно ли считать покаяние Катерины её полным поражением в борьбе с «тёмным царством»? Жертва ли она? Представим себе другой исход: Катерина скрыла свой «грех», научилась притворяться и обманывать, тайком от мужа продолжает ходить на свидания с Борисом. Ведь это означало бы, что Катерина приспособилась к «тёмному царству», примирилась с его деспотизмом. Покаяние Катерины объясняется тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. Ещё в беседе с Варварой она говорит о себе: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было,» - Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Если Варвара не задумывается над нравственной стороной своего поведения, То для Катерины нравственная оценка своих поступков и даже помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения. Основа её нравственности - вера в Бога. Для калиновцев Бог – ханжеская маска. Спокойную жизнь Катерина взорвала! Она раскрыла душу, и для города её признание - нарушение неписаных законов: всё должно быть шито-крыто. Катерина не ханжа, во лжи жить не может. Раскаяние не только свидетельство слабости и страха, оно и свидетельство силы: Катерина говорит с Богом не с глазу на глаз, а при всех горожанах, не боясь общественного суда. Однако драма на этом не кончается. Борьба между Катериной и Кабанихой, борьба в душе самой Катерины, ещё не завершена, ещё продолжается.
|