Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа по содержанию V действия.






О жизни Катерины в доме Кабанихи после покаяния мы узнаём из диалога Кулигина и Тихона? «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск,»- говорит о жене Тихон. Зная Кабаниху, мы понимаем, что ей важно не только заставить Катерину мучиться, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. Она заставляет Тихона «учить» жену. Сам он говорит Кулигину: «…бью, потому что маменька велит.» Кулигин даёт совет простить Катерину и не поминать больше никогда об её поступке, потому что никто не в праве судить грех Катерины - все не без греха, и Тихон много грешил.

Но вот сама Катерина (второе явление V действия). Вслушаемся в её слова и подумаем: перед нами действительно безответная жертва или человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем? Она убежала из дома, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой.

А Борис? Его жалкие слова: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает»; «Не застали бы нас здесь!» Борис скован страхом. Это Тихон, только образованный, европеизированный.

Что будет с Катериной? Островский показывает возможные для Катерины выходы. Первый путь показан Кулигиным: простить и забыть грех Катерины. Для Катерины такой путь невозможен, т.к. остаться в доме Кабановых – это, во-первых, медленная смерть, во-вторых, жить во лжи, без любви она больше не сможет.

Второй путь предлагает сама Катерина: она просит Бориса взять её с собой. Мы видим, что и этот путь невозможен, т.к. Борис отступает от неё.

Остаётся третий путь. Какой?

Вспомним 4-е явление V действия. Ещё в IV действии Катерина говорила: «Об жизни и думать не хочется, нехорошо». Нет выбора для Катерины. Идти в дом? Терпеть свекровь? Скрепить чувства и не вздохнуть больше! Так жить не надо, нельзя, это не по-человечески! Нехорошо! Грех! У Катерины насквозь религиозное сознание. Жить так, как она живёт в доме Кабановых, - грех, потому что нет воли. Жить в грехе она не хочет. Умереть можно только, когда сама делаешь это. Таким образом, она на распутье: два греха перед ней: 1 - жить, как жила неправильно, - это грех; 2 – умереть – грех самоубийства. И она, верующая, не побоялась самого страшного наказания Бога. Самоубийство - незамолимый грех, путь в геенну огненную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли пробегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?» - задаёт она вопрос и твёрдо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться». Боязнь, что её поймают и вернут в дом Кабанихи (а это хуже могилы), заставили Катерину сделать последний шаг к обрыву. Смерть - её сознательный выбор. Безнравственно жить - грех! Катерина - чистая натура, ложь, обман, ханжество её шокируют.

Решение о самоубийстве было принято до встречи с Борисом. Не случайно она обращается к Борису с просьбой: «Поедешь ты дор о гой, ни одного ты нищего так не пропускай; всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу» В своих монологах она постоянно возвращается к мысли о смерти («Мне только проститься с ним, а там… там хоть умирать»; «Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне, как в могилу. Так страшно впотёмках! Шум какой-то сделается, и поют точно кого хоронят» и т.д.), она пытается примириться с этой мыслью («Под деревцем могилушка… как хорошо! Солнышком её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая…»)

Катерина говорит: «В ком есть страх, в том есть и Бог» Страх, по Далю, «сознание нравственной ответственности». Страх Катерины – голос её совести. Она чувствует свою вину не только перед Тихоном, Кабановой и не столько перед ними, сколько перед всем миром, перед царством высокого добра. Ей кажется, что вся Вселенная оскорблена её поведением. Она не принимает религии Домостроя, религии власти и страха. Душа её в калиновском царстве раскаивается, проходя между полюсами любви и долга. Оставляет она мир с сознанием правоты: «Кто любит, тот будет молиться». Так она снимает крайности домостроя во имя более высокой нравственной идеи. Решение покончить с собой приходит вместе с внутренним самооправданием, с ощущением свободы и безгреховности после пережитых нравственных бурь. Исчезает страх геенны огненной, и Катерина считает себя вправе предстать перед высшим нравственным судом. «Смерть по грехам страшна», а если она смерти не боится, значит грехи искуплены. Она постепенно уходит от страха греха самоубийства («Смерть по грехам страшна…»). Умереть святее, чем жить! Это единственный достойный исход, единственное спасение того высшего, что в неё есть. Жизнь для неё в Калинове - прозябание и увядание, смерь - утверждение жизни, последняя вспышка любви к деревьям, птицам, травам, к красоте и гармонии божьего мира. Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут «тёмного царства» на волю.

Сила или слабость самоубийство Катерины? Молодые люди в пьесе подчиняются власти денег, но каждый из них жаждет счастья, недоволен домостроевским укладом жизни. В Катерине борются долг и чувство. Долг воспитывался в ней годами, домостроевскими нормами быта, религией. Любовь подняла её против мира, сформировавшего её взгляды и характер. Старое сильно, но новое неумолимо, оно идёт из среды простых людей. «Лучше умереть, чем так жить,»- думает Катерина. Жить в этом мире нормально – или быть вечной жертвой, или самому стать самодуром.

Но встает вопрос: обязательно ли в этом мире, чтобы не быть жертвой, повторить путь Дикого или Кабановой? Следовать их традициям или стать Варварой? Можно убежать, как Варвара, но убежать ещё не значит жить иначе. Убежать в крупный город? Продавать себя? Жизнь женщины - семья.

Идеал счастья для Катерины - семья, любящие родители, любовь к ближним, доверие к людям. Красота мира вокруг, душевная гармония. «Тиша, я любить хочу,»- говорит она, а потом, когда «уходится сердце», иметь детей. В Катерине воплощены черты высочайшей народной нравственности.

В финале пьесы мы видим: затхлую жизнь Калинова на миг осветила жизнь Катерины. Под её влиянием другие герои в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров: Варвара и Кудряш бегут из города, Кулигин впервые обращается к самодурам с горьким упрёком, безропотный Тихон, до сих пор ни на минуту не выходивший из повиновения маменьки, теперь бросает ей суровое обвинение: «Это, маменька, вы её погубили! Вы! Вы! Вы!» Голоса осуждения в адрес самодуров раздаются со стороны даже самых слабых. Это свидетельствует о том, что над «тёмным царством» собирается гроза, и вся пьеса звучит как гневное и страстное осуждение его бесчеловечной морали. Разрешается психологический и социальный конфликт

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал