Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные финансы






 

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы.

В состав государственных финансов включают:

бюджеты всех уровней иерархии государственного управления;

внебюджетные фонды;

государственный кредит;

финансы государственных предприятий.

Возможны две трактовки понятия «государственные финансы».

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, в том числе – за счет предприятий и приватизации государственной собственности.

Во-вторых, под государственными финансами может пониматься совокупность элементов – финансовых институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия в рамках сложной системы, обеспечивающих достижение поставленных целей.

При построении государственных финансов на иерархических уровнях страны учитывают:

текущее социальное положение в стране;

состояние экономики;

участие страны в международном, межрегиональном и межотраслевом разделении и специализации труда;

прогнозы изменения текущего социально- экономического положения;

социальные и экономические угрозы;

социальные и экономические возможности;

наличие или отсутствие необходимой рыночной инфраструктуры.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различных уровней иерархии.

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Федерация – одна из разновидностей государственного устройства.

Федеративное устройство России – это его национально-территориальная структура, которая дает характеристику положению субъектов Федерации, взаимоотношению этих составных частей с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.

 

 

Федеративное устройство России основано на принципах:

· государственной целостности;

· единства системы государственной власти, т.к. предполагает наличие общефедеральных органов власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны;

· разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

В ст. 65 Конституции РФ перечислены все субъекты РФ. В России их несколько видов, это ее особенность.

Общее число ее субъектов – 89, из них:

21 – республик;

6 – краев;

2 – города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург);

10 – автономных округов;

49 – областей.

Бюджетная система Российской Федерации – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права.

Законодательной базой бюджетной системы России является бюджетный кодекс (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Бюджетный кодекс – это совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетная система состоит из трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Они являются материальной базой финансовой деятельности органов управления.

Консолидированный бюджет – свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Он не утверждается законодательным органом власти.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти.

Принципы бюджетного устройства:

1. Единство – обеспечивает единую правовую базу, использование бюджетной классификации.

2. Полнота – в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.

3. Реальность.

4. Гласность – публикация утвержденных бюджетов.

5. Самостоятельность – наличие собственных источников доходов и права определить направления их использования.

Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношения с бюджетами других иерархических уровней.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал