Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Puc.2. Индивидуальная оценка проблемного поля организации участником № 1
Рис. 3. Индивидуальная оценка проблемного поля организации участником № 2
где - независимая проблема.
II. Полученные на первом этапе данные обрабатываются, систематизируются, строится сводная таблица индивидуальных оценок проблемного поля организации, макет которой представлен в табл. 1.
Таблица 1
Пример заполнения представлен в табл. 2. Таблица 2 Сводная таблица индивидуальных оценок проблемного поля организации
Участники команды разбиваются на группы по 5 - 6 чел. Каждой группе предлагаются проблемы по блокам, характеризующим основное содержание проблем с формулировкой названия каждого из полученных блоков. Например, можно создать блок с названием «Ухудшение управляемости предприятия вследствие его недостаточной компьютеризации». Среди полученных блоков определяется корневой блок, а внутри корневого блока определяется корневая проблема - для избежания (снижения вероятности) ошибки предлагается проделать дополнительный шаг структурирования. Выделенным подгруппам необходимо выявить субкорневые проблемы, то есть корневые проблемы всех сформированных в подгруппах блоков. Следующим шагом является поиск взаимосвязей между субкорневыми проблемами. Результатом этого шага становится выявление вновь корневой проблемы[1]. Необходимо заметить, что на предприятиях индивидуальное видение проблем характеризуется большим разбросом. Это напоминает притчу о том, как три слепца, взявшись кто за хобот, кто за ухо, кто за ногу, долго спорили о том, что же представляет собой слон? Один утверждал, что слон - это огромная массивная колонна, другому казалось, что у него в руках мягкое покрывало, а третий был уверен, что слон похож на длинного удава. Поэтому процесс выявления корневой проблемы - коллективный процесс, учитывающий мнение каждого участвующего. В управлении нужно четко различать видимые проблемы-симптомы и причины проблем. Зачастую то, что одному руководителю кажется причиной, на самом деле может иметь более глубинные корни. Т.е. можно говорить об иерархии управленческих проблем. При решении проблемных ситуаций, чем более глубокие слои проблем мы затрагиваем, тем более надежный, масштабный и устойчивый во времени результат достигается. На предприятии существует достаточно большое количество значимых проблем. Некоторые из наиболее часто встречающихся в реальной практике представим в виде перечисления: ü не работает система мотивации персонала; ü неэффективно взаимодействие между подразделениями; ü требуется реорганизация устаревшей структуры; ü руководители и персонал не заинтересованы в достижении результатов и работе в интересах предприятия; ü руководители подразделений решают свои узкие задачи и не понимают общих задач предприятия; ü часть важных целей не достигается или планы по их достижению не выполняются; ü организация выросла, управление стало сложными непрозрачным, есть сомнения в том, что ситуация под контролем; ü катастрофически не хватает времени из-за «текучки» (рутинной работы); ü уходят лучшие специалисты, организация «стареет», то есть средний возраст работающих увеличивается, есть сомнения в квалификации руководителей подразделений; ü нет уверенности в том, сколько сотрудников и в каких подразделениях нужно и сколько им платить; ü на предприятии есть конфликты, которые сказываются на работе.
Каждая из приведенных выше проблем говорит о комплексных «неполадках» во всей системе управления. И поэтому решение отдельной управленческой проблемы достаточно редко приводит к серьезным результатам, так как против менеджеров в данном случае работает совокупность серьезных факторов: ü закономерное сопротивление нововведениям - люди всегда боятся всего нового и неизвестного; ü непонимание, а вследствие этого – отторжение предлагаемых внутренними или внешними консультантами изменений со стороны менеджеров ü нововведения, особенно в управленческой сфере деятельности предприятия, всегда затрагивают личные интересы участников этой самой деятельности, и, что немаловажно, далеко не всегда с ними согласуются. ü система управления предприятием - это все-таки система, обладающая большой инерцией, и повышение качества одного из ее элементов (системы ü в решении локальной управленческой проблемы, как правило, не принимает участия руководитель предприятия, что зачастую становится фатальным для результатов всей проделанной работы.
Есть еще один достаточно серьезный недостаток в подходе, при котором локально решаются отдельные управленческие проблемы. Он заключается в отсутствии механизмов корректировки и актуализации внедряемых изменений. При формулировке проблемы необходимо использовать синтез содержательно-генетического, диалектического и формально-логического подходов. Проблемное поле организации - это в достаточной мере полный и достоверный список организационных противоречий различного порядка. Для построения проблемного поля и работы с ним в консультационном режиме может применяться «дерево проблем» предприятия, сформированное на основе данных экспресс-опроса. Суть его состоит в том, что персоналу организации задается один и тот же вопрос: «Что у Вас " болит"?». При этом предлагается на карточках проблем, пример которой представлен на рис. 4, написать свои проблемы (по одной на каждой карточке).
______________________________________________________________ Фамилия ________________________ Должность _____________________________ Содержание проблемы ____________________________________________________ Причины и служба-виновник _______________________________________________ Последствия проблемы ____________________________________________________ Внимание! Вы должны сформулировать именно проблему, а не предложения или рекомендации (мероприятия) Оцените по шкале: 0 5 10 А – важность проблемы для организации ______________________________________ малая средняя большая
0 5 10 Б – реализуемость силами организации ______________________________________ малая средняя большая
0 5 10 В – тенденции обострения проблемы ______________________________________ в будущем малая средняя большая
_________________________________________________________________________ Рис.4. Макет индивидуальной разовой карточки проблем Выявленные таким образом противоречия уточняются, классифицируются и используются для построения проблемного поля организации. Полученные таким образом результаты характеризуются как «срез» коллективного сознания, при этом четко видны острота и содержание проблем. Если же цель состоит в постановке диагноза состояния предприятия, то рассмотренная выше процедура проведения экспресс-опроса оказывается недостаточной. В этом случае важным является, во-первых, объяснить отвечающему, в каком аспекте, каких сферах деятельности необходимо анализировать ход производства, чтобы выявить всю систему проблем, и, во-вторых, провести экспресс-диагностику деятельности предприятия. Примером использования систематизации выявленных проблем на основе процедуры построения проблемного поля организации может рассматриваться логическая схема ключевых противоречий организации, представленная на рис.5.
Рис.5. Логическая схема основных проблем ОАО «Партнер»
Можно утверждать, что грамотная работа с проблемным полем, с одной стороны, существенно расширяет взгляд менеджера на объект своего управления, а с другой стороны, концентрирует его силы и дает реальную стратегию преодоления организационных противоречий, позволяя сэкономить временные и другие виды ресурсов. Процесс выбора проблемы при формировании проблемного поля организации должен строиться на основах проблемно-программного подхода, суть которого состоит в том, что достижение системой лучшего состояния основывается не на сглаживании, а на выявлении проблемы, даже возможно ее искусственное обострение с последующем разрешением. Снятие любой проблемы в производственном или управленческом процессе может привести, например, к повышению производительности труда, сокращению нерациональных запасов, затрат, Следовательно, ее надо рассматривать не как порок системы, а как незадействованный источник прибыли, который следует задействовать как можно полнее. Как рекомендуют японские консультанты, «проблему надо любить». При выборе проблемы, решение которой будет непосредственно осуществляться, целесообразно руководствоваться следующими критериями. 1. Проблема должна быть важной, значимой и острой для предприятия в определенный промежуток времени. 2. Причины, породившие проблему, должны быть преимущественно внутреннего характера, т.е. их устранение должно в большей степени зависеть 3. Приоритет следует отдавать проблемам, сущность которых может быть выражена не только качественными, но и количественными характеристиками, а решение может быть получено в обозримом будущем (через 2 - 3 месяца после начала работы).
|