Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к решению проблем






Выбор подхода к решению проблем зависит от на­бора факторов или условий, которые сложились в кон­кретный момент времени в определенном месте.

Однако прежде чем определяться с подходами разрешения проблем, необходимо провести исследо­вание проблем, стоящих перед коллективом (руковод­ством) предприятия. Процесс исследования проблем состоит из нескольких этапов.

I. Распознавание проблемных ситуаций и формули­ровка проблемы.

II. Определение происхождения выявленных про­блем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития.

III. Установление места этих проблем в системе на­копленных знаний.

IV. Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, селекция) с учетом ограниче­ний, трудностей, недостатков.

V. Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности.

 

Рассмотренные этапы проведения исследования проблем представляют собой не что иное, как процесс принятия управленческого решения по конкретной проблеме, в рамках которого выделяют:

­ анализ исход­ной ситуации,

­ анализ и преобразование структуры задачи,

­ определение границ, генерацию альтернатив­ных решений,

­ комбинирование возможных решений,

­ оценку вариантов и выбор окончательного решения,

­ осуществление контроля.

 

Важное значение при определении метода разре­шения проблемы имеет ее структурирование. Струк­турирование проблемы, например проблемы согласования результатов, может быть представлено в виде иерархии (рис.6).

 

 

Рис. 6. Макет процесса структурирования проблемы

Причем рассмотрение конкретной альтернативы Аm предусматривает изучение сочетания альтернатив, предполагающее выход на проведение качественного ее анализа (рис. 7).

 

 

Рис.7. Структурная схема альтернативы

 

Определяющей при выборе под­хода к решению проблемы и процедуры ее проведе­ния (собственными силами или с помощью внешних консультантов) является совокупность таких условий, как:

ü степень прора­ботанности решения проблемы,

ü уровень развития организационной культуры,

ü уровень организационно­го развития, характеризующийся квалификацией пер­сонала, скоростью принимаемых решений,

ü уровнем развития организационной структуры (наличие не только вертикальных, но и эффективных горизонтальных связей).

 

Если уровень организационного развития и уро­вень развития организационной культуры достаточно высоки, а так же имеется принципиальное решение проблемы, то предпочтительнее применение так на­зываемых «мягких» подходов решению проблем, к ко­торым относятся:

ü проблемные группы;

ü номинальные группы;

ü рабочие группы;

ü индивидуальное консультирование руководителей и специалистов.

 

В тех случаях, когда уровень организационного развития и общей организационной культуры недоста­точно высок и не имеется принципиального решения проблемы, то целесообразнее применять так назы­ваемые «жесткие» подходы к решению проблем, к ко­торым относятся:

ü проблемные семинары;

ü проблемные совещания;

ü постановка деятельности служб и специалистов.


 


[1] Более подробно с методикой определения корневой проблемы можно ознакомиться в Kit.: Ползунова И.И., Краев В.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. 176с. («Gaudeamus»].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал