![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Арттерапия все виды практики оказания психологической помощи личности, обучения, реабилитации и психотерапии
Арттерапия все виды практики оказания психологической помощи личности, обучения, реабилитации и психотерапии, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах активности человека Аудитория члены группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии Выученная беспомощность состояние, возникающее после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удается Аффекты – сильные и относительно кратковременные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффилиация – потребность в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви, потребность быть принятым другими. Безразличие – равнодушие, холодность человека к кому-либо или чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицательных реакций на соответствующий объект. Безусловное уважение клиента – безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. Беседа – это общение двух равноправных участников, диалог как универсальный способ познания другого. Библиотерапия – форма психотерапевтического воздействия с использованием чтения специально подобранной литературы. Бихевиоральная терапия – вид терапии, базирующийся на использовании принципов научения, изменения поведения. Бланк обследования – специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования. Валидность – адекватность и действенность теста, критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства и репрезентативность диагностической процедуры. Влияние – процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним. Внушение – воздействие на психику человека, в процессе которого у собеседника вызываются какие-либо представления. Воля – система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели. Вытеснение – забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. Инсайт внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы Когнитивные процессы процедуры, посредством которых работает когнитивная система, то есть то, как мы управляемся с восприятием и интерпретацией переживаний Комплекс психологический – ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков. Комплекс вины – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания. Комплекс враждебности – психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям. Комплекс превосходства – не вполне обоснованная уверенность, установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями. Коррекционная работа – профессиональная деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с которыми в своей жизни столкнулся клиент. Комплекс защиты – психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок. Личностный рост результаты особой работы, особой деятельности личности по установлению новой целостности, которая развертывается после того, как личность совершает микро-поступок Метод поведенческого тренинга обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, приобретение нового адаптивного поведения, отсутствующего в поведенческом репертуаре клиента Метод систематической десенсибилизации метод систематического постепенного уменьшения сензитивности, т.е. Чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность Метод социальной терапии метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки значимым социальным окружением Метод статусной психотерапии прием возрастных перемещений ребенка, позволяющих направленно регулировать его статус в группе и относительную успешность его деятельности Микропоступок выход за пределы субъективных границ личности под влиянием внешних или внутренних стимулов Монолог театральная реплика, в которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства как себе самому, так и аудитории Норма развития представляет собой не усредненный для данной возрастной группы показатель, аоптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесенный с индивидуальными особенностями личности Оперантное обусловливание выработка нового поведения через модификацию уже усвоенных ранее поведенческих реакций путем манипулирования положительным и отрицательным подкреплениями Переживание форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования Поведенческая терапия терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при объективной оценке ее результатов Проекция невротический механизм перекладывания на других ответственности за то, что исходит от себя самого – импульсов, желаний, поведения, это стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе Протагонист член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия Психодрама терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента Психологическая коррекция определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. Совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка Психосинтез теоретико-методологическая концепция психотерапии и саморазвития человека, выделяющая внутренние конфликты личности и стремление к интеграции внутренних «субличностей» в целостное «я» Психотерапия комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях Разминка интервью и анализ предстоящих игровых ситуаций, которые должны быть актуальными и интересными для участников игры, но не чрезмерно травмирующими Ролевая игра (по я. Морено) прием психодрамы, состоящий в исполнении какой-либо роли в любительском представлении33 Сознавание экзистенциальное состояние, означающее привнесение всего себя в «здесь и теперь» в ситуацию как психотерапевтическую, так и межличностную Сопереживание уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы) Социальная перцепция восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) Самобичевание – наказание человеком самого себя; осуждение себя, причинение себе нравственных или физических страданий, сопровождаемое чувством глубокого сожаления по поводу совершенных поступков. Самовнушение – внушение человеком чего-либо самому себе. Самовоспитание – воспитание человеком самого себя; воздействие на себя, направленное на развитие и совершенствование собственного поведения. Самовыражение – проявление в действиях и поступках человека его психологических особенностей. Самодиагноз – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Самозащита – действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы физически или психически защитить себя от опасностей, реальных и вымышленных, которые он видит в окружающем мире.
КРАТКИЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Цель: познакомить студентов с основными понятиями темы Основные понятия: коррекция, психотерапия, психокоррекция, методы 1 Понятие о психолого-педагогической коррекции как системы мероприятий, направленных исправление недостатков психического развития или поведения человека помощью специальных средств психологического воздействия. 2 Современное понимание понятий «психокоррекция», «психоконсультирование» и «психотерапия». 3 Особенности понимания психокоррекции в дефектологии и психологии. Различие и сходство в предметах «Психокоррекция» и «Коррекционная педагогика».
В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: 1. Самопознание и самооценка. 2. Познание других людей. 3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи. Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать: психолог - специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать; п с и х о т е р а п е в т - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру. Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом. По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов " психокоррекция" и " психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин " психотерапия" (Рзуспоіегару) являетсямеждународным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий " психологическая коррекция" и " психотерапия". По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями " психотерапия" и " психокоррекция" состоит в следующем: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин " коррекция" буквально означает " исправление". Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. · Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. · В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. · Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии). · В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. · Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточномразвитии сформировать у человека нужные психологические качества. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.
Вопросы контроля теоретических знаний студентов: 1.Назвать общие подходы к технологии консультирования. 2. Определить место консультирования в педагогической деятельности.
|