Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Золотой век русской культуры
В XVIII в. Россия заявила себя как могучая держава, а в XIX в. – как страна великой культуры. Период с 1800 г. по 1880 г. называют «золотым веком» русской культуры, за которым следовал – «серебряный». Периодизация носит условный характер, чёткую грань провести очень трудно. Началом серебряного века обычно считается речь Ф.М. Достоевского при открытии памятника А.С. Пушкину В Москве в 1880 г., концом – статья А.А. Блока «Интеллигенция и революция», вышедшая в 1920 г.[106]. Достижения России в области культуры были столь велики, что можно только кратко их перечислить, охватить полностью невозможно. Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. На рубеже XVIII-XIX вв. этот показатель был низким. Крестьянство, основная группа населения, было неграмотным или малограмотным. В этой связи много внимания стало уделяться развитию сети начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В 1858 г. появились женские гимназии. К концу века - воскресные школы для взрослых. В 14 университетах страны к началу 1860-х гг. обучалось около 3 тыс. студентов[107]. Для подготовки квалифицированных кадров созданы специальные высшие учебные заведения: Практический технологический институт в Петербурге (сейчас – СПбГТИ), Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ, в последствие МВТУ-МГТУ им. Н.Э. Баума), Лесотехническая академия в Петербурге (в последствие – СПбГЛТУ им. С.М. Кирова) и др. В 1870-е гг. в Москве, Владимире, Киеве, Казани, Петербурге на частные средства были организованы высшие женские курсы с университетской программой. В 1875 г. во главе педагогического совета, которому было вверено управление курсами, в качестве заведующего стал профессор К.Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов – «бестужевские»). В XIX в. российская наука приобрела международное значение.
Основные достижения российских ученых в XIX в.
Подъём русской культуры и само определение «золотой век» связаны прежде всего с литературой. Существовали различные художественные стили, сторонники которых придерживались противоположных убеждений, но были заложены основополагающие принципы, определившие всё дальнейшее развитие литературы: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность, чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.
В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения П.А. Римского-Корсакова (1753-1840), М.И. Глинки (1804-1857), М.П. Мусоргского (1839-1881), П.И. Чайковского (1840-1893). Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в. стали классикой. Ф.М. Достоевский писал: «… основная мысль всего искусства XIX столетия… - восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества. …Она есть неотъемлемая принадлежность и, может быть, историческая необходимость девятнадцатого столетия»[108]. Эта мысль проходит красной нитью в большом искусстве XIX в. Для XIX в. было характерно разнообразие художественных течений. Однако их можно свести к нескольким главным: начало века – классицизм, перерастающий в ампир; первые десятилетия XIX в. - возобладал романтизм, на смену которому пришёл реализм, получивший наибольшее распространение в искусстве середины – второй половины XIX в.; с 1880-х гг. - декадентство. В живописи получили отражение различные стороны прошлого и настоящего.
Впечатляющие успехи в XIX в. были также в архитектуре и градостроительстве. В первой половине века преобладал русский ампир. В пореформенный период в архитектуре сформировался национальный стиль в духе традиционного русского зодчества («русско-византийский»). Однако для второй половины XIX в. в целом характерна архитектурная эклектика – разнообразие направлений и смешение стилей. В постройке жилых зданий преобладал барочный стиль, отличающийся богатством форм и отделки.
Достижения русской культуры XIX в. получили мировое признание. Многие отечественные учёные были почётными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. Изобразительное искусство оказало огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры. В целом, подводя итоги исторического развития России во второй половине XIX в., можно сделать следующие выводы: - Россия была авторитетным участником международных событий, последовательно отстаивала свои национальные интересы. - «Великие реформы» затронули все стороны жизни российского общества, и их следовало продолжать. Однако в силу крайней разнородности представлений в обществе о будущем страны и отсутствия народного представительства во власти победила консервативная тенденция. Возобновление реформ произошло уже в условиях Первой русской революции. - Тенденции, заложенные во второй половине XIX в., оказали самое непосредственное виляние на развитие России начала XX в.
Вопросы для обсуждения 1. Была ли угроза крестьянской революции накануне отмены крепостного права? 2. Почему крестьяне не хотели переходить на выкуп? 3. Почему либерально-буржуазные реформы 1864-1874 гг. были неизбежны? 4. На что опирались народники, полагая, что Россия раньше других стран придёт к социализму? 5. Какие изменения в отношениях России с другими странами произошли во второй половине XIX в.? 6. Чем можно объяснить небывалый взлёт русской культуры в XIX в.?
Список рекомендуемой литературы
Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М.: Ника, 1996. 165 с. Болховитинов Н.Н. Россия открывает Америку. 1732-1739. М.: Международные отношения, 1991. 302 с. Боханов А.Н. Император Александр III. М.: Русское слово, 2007. 509 с. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология: (вторая половина XIX – начало XX в.) М.: РОССПЭН, 2000. 396 с. Великие реформы в России. 1856-1874.[Сборник] / Под ред. Л.Г. Захаровой М.: МГУ, 1992. 333 с. Дмитриева Н.А Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIXвека. М.: Искусство, 1992. 361 с. Захарова Л.Г. Россия на переломе. (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) / История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России IX-XX в./ Сост. С.В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. – 367 с. Лопатников В.А. Пьедестал: Время и служение канцлера Горчакова. М.: Молодая гвардия, 2015. 394 с. Семанов С.Н. Александр II: История Царя-Освободителя, его отца и его сына. М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2003. 414 с.
Заключение
Черты, присущие Новому времени, в жизни народов Западной Европы и Америки в полной мере сформировались в XVIII веке. В XIX веке окончательно утвердились буржуазные отношения (индустриальное общество) в качестве основы западной цивилизации. Идейной основой модернизации стала идеология Просвещения. Динамизм историческому процессу придала Великая французская революция. Индустриализация привела к изменениям в социальной структуре обществ, следствием чего стало обострение противоречий между людьми наемного труда и владельцами капитала. Произошли изменения и в расстановке сил в Европе. Предпринятая в ходе наполеоновских войн попытка военным путем унифицировать Европу потерпела крах. Англия и Франция, занимавшие лидирующее положение, стали оттесняться США и Германией. Авторитетным участником международных событий выступала Россия. Тенденции развития западной цивилизации были присущи и России. Начало модернизации российского традиционного общества связано с преобразованиями Петра Великого. Это был ответ на вызов времени, и Россия сумела занять свое достойное место в мире. Реформы, осуществлявшиеся при сохранении крепостного права, имели противоречивые последствия. Великие реформы Александра II были призваны устранить их. Однако в силу крайней неоднородности общественного движения и усиления террористической активности радикальных организаций реформы прервались. Вверх взяла консервативная тенденция. Следствием незавершенности реформ и отсутствия народного представительства во власти стали революции в России начала XX века. Внешняя политика России на протяжении XVIII - XIX веков характеризовалось напряженной борьбой за ключевые геополитические позиции. Страна стала сильной морской державой, без участия которой в Европе не решался ни один международный вопрос. Большое воздействие на исторический процесс имела победа в Отечественной войне 1812 г. В отличие от колониальных завоеваний стран Западной Европы Россия включала приобретенные территории в состав государства. Так формировалось единое геополитическое пространство на территории Евразии. Культура России, опиравшаяся на свои собственные традиции и достижения других стран, достигла небывалых высот. Однако если Запад входил в XX век с идеями всеобщего блага (социализм, коммунизм), то Ф.М. Достоевский и Л. Н. Толстой доказывали, что счастье может быть только индивидуальным.
ТЕСТ Задание 1 (выберите один вариант ответа). За Россией укрепилось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги в результате __________войны. Варианты ответов: 1) Северной; 2) Семилетней; 3) Смоленской; 4) Ливонской. Задание 2 (выберите два и более вариантов ответа). Мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны, являлись: _____________. Варианты ответов: 1) созыв Уложенной комиссии; 2) освобождение дворянства от обязательной службы; 3) упразднение патриаршества; 4) создание регулярной армии.
|