Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное движение в России во второй половине XIX века
Середина XIX в. ознаменовалась подъёмом общественного движения, что было вызвано необходимостью перемен в правительственной политике. Либеральное движение имело множество различных оттенков. В целом либералы выступали за установление конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы. Выступая за мирные формы борьбы, они действовали через печать и земства. Идеи российского либерализма были изложены историками К.Д. Кавелиным и В.Н. Чичериным в «Письме к издателю». Пропагандистами либеральных взглядов стали журналы «Русский вестник» (М.Н. Катков), «Русская беседа» и «Сельское благоустройство» (А.И. Кошелев), «Вестник Европы» (М.М. Стасюлевич), газета «Русские ведомости». На рубеже 1850-1860 гг. активизировалась деятельность радикального направления. Его идеологическим центром стал журнал «Современник», которым руководили Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они выступали за освобождение крестьян с максимальными наделами земли при минимальном выкупе. Аграрная реформа 1861 г. не способствовала успокоению крестьян. Недовольство крестьян часто завершалось кровавыми столкновениями с войсками. В условиях напряжённой общественно-политической обстановки А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, назвав реформу «грабительской», сформулировали концепцию русского (общинного) социализма, соединив социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства. В своих трудах они развивали мысль об общинных порядках российского крестьянства, которые могут стать залогом на пути к социализму, доказывая, что крестьянская община может быть лучшей формой крестьянской жизни. Идеализируя простой народ, они были против его «вываривания в капиталистическом котле»[101], полагая, что община станет ячейкой будущей справедливой организации общества. Монархию должна была сменить республика. Средством достижения социальной справедливости считали крестьянскую революцию. Их взгляды легли в основу революционного народничеств 1870-х гг. Деятельность революционных народников и их последующая трансформация представлены в схеме.
Направления деятельности
Убийство царя не привело к распаду политической системы и революции. «Народная воля» подверглась разгрому. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой студентов, среди которых был А.И. Ульянов, брат В.И. Ленина. В «Черном переделе» произошёл раскол. Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. разочаровавшись в народничестве, переходят на позиции марксизма. В 1883 г. они создали группу «Освобождение труда», основную задачу которой они видели в распространении марксизма в России. В 1880-е гг. народничество стало либеральным. Наиболее известные его представители, Н.П. Даниельсон, В.П. Воронцов, считали, что улучшение жизни народа следует добиваться при помощи реформ. Либеральные народники вели культурно-просветительскую работу среди населения, использовали различные общественные организации и земства. В 1870-1880-х гг. с развитием капиталистических отношений в стране и ростом численности рабочего класса появляется рабочее движение. В 1885 г. в Петербурге из разрозненных марксистских кружков образовался «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его основатели – В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Таким образом, во второй половине XIX в. общественное движение в России становится важным фактором политической жизни страны, основой формирования будущих политических партий.
|