Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздаточный материал
Ассортимент – состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, дозировке и другим признакам. Ассортимент бывает двух видов: промышленный и торговый. Промышленный ассортимент – совокупность товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности. В товароведении различают: · Промышленный ассортимент отрасли – совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями одной отрасли. · Промышленный ассортимент региона – совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями области, края, города, района. · Промышленный ассортимент предприятия – совокупность товаров, вырабатываемых одним предприятием. Торговый ассортимент – ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия или в сферу обращения и реализации. Он представлен в заявках-заказах, прейскурантах цен и т.д. В торговом ассортименте принято выделять следующие понятия. Товарная номенклатура, товар-микс – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям. Для товаров медицинского назначения это в основном товары 93 класса – Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения и 94 класса – Медицинская техника. Ассортиментная группа, товарная линия, ассортиментный ряд – совокупность товаров, тесно взаимосвязанных между собой в силу выполнения аналогичных функций. Ассортиментная подгруппа (может быть товарной линией) – совокупность товаров, объединенных одним признаком, более мелкое подразделение ассортиментной группы. Товарная единица, ассортиментная позиция – отдельное изделие в рамках торговой марки или товарного ассортимента определенного внешнего вида, химического состава или характеризующегося каким-либо другим качеством. Вариант товара, вариант товарной единицы, разновидность товара – товарная единица определенного размера, объема, массы, дозировки, лекарственной формы, упаковки и др. Управление ассортиментом – деятельность, направленная на создание рационального ассортимента. Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента. Руководство аптечного или лечебно-профилактического учреждения здравоохранения при формировании ассортимента должно стремиться к тому, чтобы он был максимально приближенным к рациональному для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого надо: - установить реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; - провести анализ ассортимента и проанализировать его рациональность; - выявить поставщиков, необходимых для формирования рационального ассортимента; - оценить материальные возможности для закупки необходимых товаров; - определить основные направления формирования ассортимента. Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. Каждая организация проводит свою ассортиментную политику. Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, намечаемые руководством организации. Ассортиментная политика аптечных и лечебно-профилактических учреждений зависит от ряда факторов. 1. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность этих учреждений.При этом следует принимать во внимание законодательные документы и постановления Правительства РК в области обращения лекарственных средств и фармацевтичской деятельности. 2. Заболеваемость населения на территории, обслуживаемой аптекой или ЛПУ. 3. Наличие у поставщиков необходимых товаров по приемлемой цене. 4. Конкурентоспособность отдельных наименований товаров. Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения в наборе товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров. Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Анализ ассортимента необходим для определения потребностей в медицинских и фармацевтических товарах и объективной оценки работы аптечного или лечебно-профилактического учреждения здравоохранения. Чаще всего анализ ассортимента медицинских и фармацевтических товаров проводится по следующим показателям: широта, полнота, глубина, структура, устойчивость, степень обновления. Широта ассортимента – это количество ассортиментных групп товаров, имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах, выпускаемых различными фармацевтическими предприятиями или фирмами, производящими медицинские инструменты, приборы и оборудование. Характеризуется относительной величиной – коэффициентом широты (Кш, %): Кш=(Шф х 100) / Шб, где Шф – широтафактическая – количество ассортиментных групп (подгрупп) товаров, имеющихся в аптеке, на аптечном складе, в лечебном организации и др.; Шб – широта базовая – количество ассортиментных групп (подгрупп), представленных в классификаторах, регистрах или формулярных списках. Действительная (фактическая) широта (Шф) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в исследуемом аптечном или лечебном учреждении. Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.) или максимально возможное, т.е. все зарегистрированные в РК. Полнота ассортимента – это количество товарных единиц одной ассортиментной группы, имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах или выпускаемых фармацевтическими предприятиями и фирмами. Характеризуется коэффициентом полноты (Кп, %): Кп = (Пф х 100) / Пб, где Пф – полнота фактическая – количество товарных единиц одной ассортиментной группы (подгрупп), имеющихся в аптеке, на аптечном складе, в лечебном организации и др.; Пб – полнота базовая – количество товарных единиц одной ассортиментной группы, представленных в классификаторах, регистрах или формулярных списках. Глубина ассортимента – это количество вариантов товаров одной товарной единицы или одной ассортиментной группы, имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах или выпускаемых фармацевтическими предприятиями. Характеризуется коэффициентом глубины (Кг, %): Кг = (Гф х 100) / Гб, где Гф – глубина фактическая – количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), имеющихся в аптеке, на аптечном складе, в лечебном организации и др.; Гб – глубина базовая – количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), представленных в классификаторах, регистрах или формулярных списках. Иначе говоря, глубина ассортимента медицинских и фармацевтических товаров – это количество разновидностей этих товаров. Под разновидностью фармацевтических товаров понимается их конечная форма выпуска, с учетом таких показателей, как размер, объем, масса, концентрация, активность, вид и форма упаковки и др. Структура ассортимента – доля в объеме продаж (Сп, %) или доля в объеме прибыли. Доля в объеме продаж вычисляется по формуле: Сп = (а х 100) / в, где а – объем продаж отдельной товарной единицы; в - объем продаж одной товарной линии. Доля в объеме прибыли вычисляется по формуле: Спр = (в х 100) / г, где в – объем прибыли отдельной товарной единицы; г - объем прибыли одной товарной линии. Устойчивость ассортимента – это изменения показателей широты, полноты, глубины структуры ассортимента за какой-либо промежуток времени. Устойчивость ассортимента характеризует способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости (Ку, %) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп: Ку = (У х 100) / Ш, где У – показатель устойчивости – количество видов и разновидностей товаров, пользующихся устойчивым спросом; Ш – общее количество видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, которое проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения перечня имеющихся товаров, характеризующиеся способностью удовлетворять изменившиеся потребности потребителя. Характеризуется этот показатель коэффициентом обновления (Кн, %), который вычисляется по формуле: Кн = (Н х 100) / Ш, где Н – показатель новизны (количество новых видов и наименований товаров). Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров, определяющих профиль розничного аптечного учреждения. Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные запросы разных групп потребителей. Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом влияния этих факторов на рациональность ассортимента (вес фактора) и реальных значений коэффициентов широты (Кш), полноты (Кп), устойчивости (Ку) иновизны (Кн) ассортимента. Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующие степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации или использования. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
7.5.ЛИТЕРАТУРА: 1. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение – М.: Изд. Группа «ГЭОТАР –Медиа» 2005-605 с. 2. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение – Практикум М.: Изд. Группа «ГЭОТАР –Медиа» 2005- 704 с. 3. Умаров С.З. и др. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник / - М.: ГЭОТАР-Мед. 2004 – 368 с.
7.6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: 1. Какие виды ассортимента медицинских и фармацевтических товаров вы знаете? 2. По каким показателям проводится анализ медицинских и фармацевтических товаров? 3. Что такое широта ассортимента и как она определяется? 4. Полнота ассортимента – характеристика и определение. 5. Что понимается под глубиной ассортимента? 6. Что означает устойчивость ассортимента? 7. Что такое обновление ассортимента и как оно определяется? 8. Рациональность ассортимента это ….? 9. Что означает гармоничность ассортимента? 10. Что такое ассортиментный минимум? 11. С какой целью производится управление ассортиментом в аптеке и аптечных организациях? 12. От каких факторов зависит ассортиментная политика аптечных организации?
7.1.ТЕМА17: МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ И
|