Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и особенности норм административного права. Реализация административно-правовых норм.Стр 1 из 19Следующая ⇒
Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Особенности административно-правовых норм: 1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти. 2. Административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления. 3. Предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти. 4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. 5. Административные отношения являются хорошим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы. 6. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений. 8. Административно-правовая норма состоит из 1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.). 2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст. 165). 3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия. 2. 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус. б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП). 2. по форме выражения а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия (ст. 285). б) запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий в определенных условиях. в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению (ст. 14). г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот. д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимотр. субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Например: между органами милиции и добровольной дружины. 3. по содержанию а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер. Общая часть. б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности Реализация административно-правовых норм Административно-правовая норма — установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.общественные отношения - управленческие. Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей. Два основных варианта реализации: исполнение и применение. Иногда добавляются соблюдение и использование.
Формами (способами) реализации норм административного права являются: 1) соблюдение характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность: воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. 2) исполнение заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. Характеризуется активным поведением субъекта. Пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение. 3) использование состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Например, Невозможно реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган. В отличие от Соблюдения и Исполнения при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения. 4) применение всегда носит активный, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами. Сущность: в действиях компетентных органов государства, общественных организаций, должностных лиц в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
|