Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение валового дохода при формировании финансового результата
В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономического и социального развития организации. Она определяется на основе соизмерений доходов и расходов, т.е. возмещения производственных расходов полученными доходами. Прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших оценочных показателей работы организации. Получение прибыли является главной целью организации, поскольку различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности получают оценку в системе показателей финансовых результатов. Прибыль, получаемая от производственно-эксплутационной, инвестиционной и финансовой деятельности является важнейшей формой выражения ее эффективности и конечной целью развития бизнеса. Валовой доход – это прибылеобразующий показатель. За счет валового дохода покрываются издержки обращения (расходы) и образуется прибыль торговой организации. Валовым доходом в торговле считается разность между суммой реализованных товаров по продажной (выручка от продажи товаров за минусом налогов) и покупной стоимостью этих товаров. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход кроме суммы выражается также в относительных показателях в виде коэффициента или уровня в процентах как отношение суммы валового дохода за определенный период к соответствующему объему товарооборота. Уровень валового дохода характеризует долю торговой наценки в розничной цене товара. Его размер оказывает влияние на розничные цены товара, а соответственно на их покупательский спрос и объем продаж. Поскольку валовой доход является источником получения прибыли от продаж, то его величина, как и величина розничного товарооборота, должна прогнозировать путем изучения спроса на товары при различных продажных (в розничной торговле - розничных) ценах. Прогнозирование данных показателей осуществляется путем анализа их динамики за ряд лет. При этом рассчитываются отклонения, а также определяются темпы роста (снижения), прироста, абсолютное значение 1% прироста (снижения), среднегодовые темпы роста. При анализе следует обратить внимание на порядок исчисления уровня валового дохода: как соотношения суммы валового дохода к товарообороту (включая налоги) или к выручке от продажи товаров (за минусом налогов). Исчисление данного показателя одним из указанных способов окажет влияние на точность определения уровня рентабельности в торговле. При прогнозировании уровня и суммы валового дохода следует учитывать и размер издержек обращения, так как прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения (либо как разность между выручкой от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров включая издержки обращения, т.е. расходы на продажу). Соотношение валового дохода и издержек обращения показывает степень снижения торговой наценки до уровня покрытия издержек обращения (расходов на продажу) с тем, чтобы продажа данного товара не была убыточной. Однако известно, что на различные товары торговыми организациями устанавливаются разные торговые наценки в зависимости от спроса и предложения на товары, покупной стоимости, расходов на их продажу. На издержкоемкие товары устанавливается более высокий размер торговых наценок. Кроме того, каждая торговая организация изучает и учитывает размер продажных цен в других организациях, т.к. установление высокого размера торговых наценок, при одинаковой покупной стоимости товара, приведет к снижению объема продажи (товарооборота) и уменьшению количества потенциальных покупателей. Потеря определенного контингента покупателей отрицательно скажется на объеме товарооборота и размере товарных запасов, ибо может происходить их необоснованный рост при снижении объема продаж. В результате часть товаров, не находя сбыта, может утратить свои потребительские свойства, а торговые организации понести непроизводительные расходы, что отрицательно скажется на их финансовых результатах и финансовом положении. Совершенно другая ситуация возникает, когда рост размера торговых наценок происходит при более низкой покупной и продажной стоимости товаров по сравнению с другими конкурирующими организациями и высоком обслуживании покупателей. В этом случае происходит увеличение числа покупателей, рост объема товарооборота, прибыли. Таким образом, на валовой доход влияют изменения структуры товарооборота в ассортиментном разрезе, а также звенность товародвижения. Чем больше звеньев от производства до розничной торговли проходит товар, тем выше его покупная стоимость и меньше размер торговой наценки, так как каждый посредник устанавливает надбавку для покрытия своих расходов. Иногда поставщики предоставляют торговым организациям дополнительные скидки на возможные потери, завес тары и другие цели. Уменьшение указанных потерь увеличивает валовой доход. На валовой доход оказывают влияние факторы, не поддающиеся иногда прямому расчету, но многие можно рассчитать непосредственно: отпускная цена на товары; размер партии; кто поставщик, его месторасположение; спрос и предложение на товары; наличие посредников. Торговая организация может увеличить объем валового дохода за счет роста объема товарооборота; улучшения его структуры; увеличения уровня торговой наценки; совершенствования звенности товародвижения; расширения торговой площади и открытия новых филиалов, увеличивая продажу товаров; приобретения товаров от поставщиков без получения от них кредитов и т.д. Валовой доход торговли – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. В статье Чипуренко Е.В. говорится о влиянии налога на финансовый результат организации. Поскольку налоговые расходы оказывают значительное влияние на величину финансового результата, их следует учитывать при принятии управленческих решений на перспективу [42, с.14]. В изложении Госкомстата России валовой доход от продаж торговых организаций определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров без НДС и налога с продаж. К обязательным платежам, которые исключаются из выручки при определении финансового результата от продаж, относятся суммы налога на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины и другие обязательные отчисления из выручки. Прибыли или убыток является главным показателем, отражающим финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов, возникающих в результате осуществления хозяйственных операций. Если из валового дохода вычесть издержки обращения, получим финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж. К нему прибавляют операционные доходы и вычитают операционные расходы. К полученному результату прибавляют внереализованные доходы и вычитают внереализованные расходы. Таким образом, получают прибыль до налогообложения. Из нее вычитают налог на прибыль и иные аналогичные платежи (сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», сверхнормативные отчисления за загрязнения окружающей среды, санкции за нарушение налогового законодательства). После чего получается прибыль (убыток) от обычной деятельности. После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересованно получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, сокращает объем производства продукции, и как результат – поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшится доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников, и как следствие – к снижению эффективности производства. М.И.Баканов выделяет, что организации могут производить отчисления на благотворительные цели; направлять на формирование резервного капитала, фондов социальной сферы и другие цели по усмотрению руководства. Организации вправе расходовать средства на различные цели производственного или непроизводственного характера напрямую из нераспределенной прибыли. Но в любом случае расходы, связанные или несвязанные с производственной деятельностью следует подвергать анализу с целью экономически оправданного их распределения [19, с.544]. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплаты на одного работника. Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
|