Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства товара
• способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
• способностью обмениваться на другие товары.
10.Сущность денег. История их возникновения.
Деньги это ---- товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента
Качественная однородность
Количественная произвольная делимость
Пормативность(грам золота эквивалентен большому кол-ву товару)
Сохраняемость
| Почему золото стало деньгами?
Как обычный товар золото обладает потребительской стоимостью(золото служит для изготовления украшений) и стоимостью(определяется общественно необходимым трудом затраченным на его производство)
Золото как всеобщий эквивалент имеет особые свойства
Особая потребительская стоимость(свойство приравнивать к себе все прочие товары)
Особая форма стоимости (приобретает форму непосредственно всеобщего обмена)
первобытные люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.
Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить, постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными литературы первые монеты были выпущены в VII веке до н.э. лидийцами. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Когда же производство и обмен товаров стали регулярными, в каждой стране и в крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты В результате выделился один - признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги. Для выполнения роли денег наиболее подошло золото – благородный металл,
|
Вопрос 11. Экономика. Функции денег.
1.Как МЕРА СТОИМОСТИ – способность денег соизмерять стоимости всех товаров. Стоимость товара, выражаемая в стоимости золота, называется ценой.
На цену товара воздействует не только его стоимость, но и стоимость золота (если стоимость золота повышается, то стоимость товара падает, и наоборот).
| 2.Как СРЕДСТВА ОБРАЩЕНИЯ – деньги играют роль посредника в обмене товаров по формуле товар – деньги – товар’(со штрихом) Т – Д – Т’ 1 акт – продажа (Т – Д – Т – Д), 2 акт – купля (Д – Т’). Д – выступают в форме монет. Деньги выступают в роли монет и бумажных денег. Монета – это слиток металла особой формы и пробы. Бумажные деньги не имеют своей собственной стоимости (поэтому не выполняют функции меры стоимости, а является только знаком золота). Количество бумажных денег должно соответствовать количеству золота, необходимого для обращения! (Это золотое правило – это идеальные условия, но обычно они нарушаются – деньги напечатали больше нормы – деньги обесценились)
| 3.СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА – преобразуются в новую форму существования – кредитные деньги (вексели, чек, банкноты
| 4.СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ (СОКРОВИЩА) – золотые слитки, монеты, предметы роскоши из золота и серебра. Золотые запасы государственные и частные образуют всеобщие богатства. Бумажные деньги не могут быть сокровищами, т.к. не имеют собственной стоимости, но являются средствами накопления.
| 5.МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ – функции денег в обороте между странами. Роль мировых денег – золото, принимаемое по весу и перемещаемое из одной стороны в другую. «Стоимость денег» должно соответствовать стоимости количества товаров, производимых в стране.
| Закон количества денег в обращении выражается в формуле Маркса и уравнении Фишера
М – объем денежной массы (количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;)
Е – сумма цен товаров, подлежащих реализации;
К - сумма цен товаров, проданных в кредит, платежи по которым выходят за рамки данного периода;
В - сумма взаимопогашаемых платежей;
П - сумма цен товаров, проданных в кредит в предшествующий период, сроки по которым наступили;
О – скорость обращения денег (число оборотов).
Уравнение Фишера PQ = MV, Р = MV/Q,
где М — денежная масса;
V — скорость обращения денег;
Q — количество обращающихся товаров;
Р — уровень товарных цен.
|
№ 12 ИНФЛЯЦИЯ – дисбаланс спроса и предложения, а также других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.
2 Формы:
открытая (проявляется в росте цен)
подавленная (в исчезновении товаров- цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар цена не повышается и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит).
| Для классификации открытой И. применяют несколько критериев: 1) темп роста цен (индекс цен); 2) степень расхождения роста цен по различным товарным группам; 3) ожидаемость и предсказуемость И. С позиции первого критерия различают ползучую (умеренную) И., когда цены изменяются медленно, обычно до 10 % в год; галопирующую, когда рост цен измеряется сотнями процентов в год; гиперинфляцию, когда рост цен составляет более 1000 % в год и возникает полное расстройство денежного обращения.
| С позиции второго критерия выделяют два вида И. – сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной И. цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными,
| а при несбалансированной – цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются.
| третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидаемую И. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях И. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следующем году в 5 раз повысят цены на свои товары и никто от ожидаемой И. не пострадает
| . А в случае неожидаемой И. рост цен даже на 10 % сильно ухудшит экономическую ситуацию.
| | | |
Различают два типа И.: И. спроса и И. предложения
| В первом случае равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх.
| Во втором случае И. называется также И. издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию
| Принято считать, что источниками роста издержек и дисбаланса экономики являются три фактора.
| 1. Государство. Оно увеличивает издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам и через кредитно-финансовый механизм
| 2. Профсоюзы. Они требуют повышения заработной платы, что увеличивает издержки, за ними растут цены, затем – новое повышение окладов и т. д. В результате раскручивается «инфляционная спираль».
| 3. Крупнейшие фирмы. Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам. В мировой экономической литературе эти три фактора называют главными причинами И.
| Последствия И. неоднозначны. Дж. М. Кейнс доказывал, и практика подтвердила, что умеренная И. полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, что способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
Чрезмерный выпуск денег порождает негативные последствия, которые проявляются в следующем: ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сбережения; происходит скрытая государственная конфискация денег у населения; падает уровень предпринимательской деятельности, и капитал покидает сферу производства,
| | | | |
Вопрос № 13 Сущность рынка, условия его возникновения.
Рынок есть результат естественного исторического развития производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйства.
Рынок возникает тогда, когда товарное обращение(товарный обмен, опосредованный деньгами) приобретает всеобщий характер.
Первоначальный рынок - место обмена товаров и услуг.
| Рынок - это форма контактов между продавцом и покупателем товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг, валюты, а также институты и механизмы, которые обеспечивают обмен товарами.
Рынок - система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Рынок - экономика свободного предпринимательства.
| Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса
|
№14 Функции рынка.
Рынок – это институты и механизмы (юридические организации и пр.) которые обеспечивают обмен товарами. Это форма контактов между продавцом и покупателем товара, услуг, недвижимости, ценных бумаг, валют.
Рынок – это система организации производства, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях гос. пространства: в сфере права, распределения, обмена и потребления.
| Основные функции рынка:
Современный высокоразвитый рынок выполняет 7 функций:
1. Посредническая функция (между производителем и покупателем)
2. Ценообразующая (на рынке благодаря соотношению спроса и предложения, а также имеющейся денежной массы образуется связь между стоимостью и ценой, реагирующая на изменения в производстве, потреблении,)
3. Информирующая (через цены, процентные ставки за кредиты рынок даёт участникам информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок)
4. Регулирующая (связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок даёт ответы на вопросы: что производить, для кого и как производить. Рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
Важная роль в этом процессе принадлежит соотношению спроса и предложения. Рост цены – стимул к расширению производства; её падение – сигнал к его сокращению
5. Стимулирующая (по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.)
6. Оздоровляющая (рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных, хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.)
7. Интегрирующая (состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.)
|
ВОПРОС 15. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают:
1) домохозяйство (в составе одного или нескольких лиц)
2)фирмы (предприятия),
3) государство.
4* Домохозяйство - один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:
-домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.
- сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.
- именно домохозяйство - основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.
Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.)банк
| Объектами рынка являются:
товары и деньги.
факторы производства (земля, труд, капитал)
деньги
ценные бумаги
гос. льготы и субсидии
Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи-тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
|
16. Структура рынка, его основные виды
1. Не развитый – характеризуется тем, что рыночные связи носят случайный характер и преобладает товарный обмен (бартер).
| 2. Свободный (классический) – характеризуется:
• число участников не ограничено, действует свободная конкуренция,
• существует свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества,
• движение всех факторов производства ничем не ограничено,
• доступ к любой информации, о ценах спроса и предложения свободен для всех субъектов хозяйственной деятельности,
• существует однородность товара, т е отсутствует торговая марка,
• цены устанавливаются стихийно в результате конкуренции,
• отсутствует монополия, монопсония (один потребитель)
| 3. Регулируемый - это результат развития рыночных связей и вмешательство государства в деятельность рыночных субъектов. Основу составляют рыночные механизмы, а государство обеспечивает условия нормального функционирования рынка через косвенные условия.
| 4. Деформированный – его черты:
• ограниченное число рыночных субъектов и форм собственности,
• чрезмерная централизация и распределение товарных ресурсов, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности,
• монополизм производителя,
• несбалансированный спрос и предложение,
• чрезмерный рост цен, инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит,
• значительные масштабы теневой экономики,
• расширение бартерного обмена,
• дефицит товара и отсутствие у потребителя права выбора.
| Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях совершенной и свободной конкуренции, т е когда ситуация характеризуется следующим:
• много покупателей и продавцов, • высокая мобильность факторов производства, • отсутствие барьеров входа и выхода с рынка,
• однородность продаваемой продукции, • равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.
В результате при совершенной конкуренции доля каждого участника в продаже или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену
Виды несовершенной конкуренции:
• чистая монополия – на рынке одна фирма является единственным продавцом товара и границы фирмы и отрасли совпадают, • олигополия – когда в отрасли существует небольшое число фирм.• монополистическая конкуренция – характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм производящих дифференцируемую продукцию.
|
Положительные
1. Гибкость, высокая приспособляемость к изменяющимся условиям
2. Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и роста прибыли
3. Независимость производителя и потребителя в принятии решений, заключении сделок
4. Способность удовлетворять разнообразные потребности в разнообразном количестве и разнообразном качестве
5. Эффективно решает распределение и использование ресурсов
| Негативные
1. Рынок не гарантирует право на труд и доход, развивается неравенство
2. Рынок не создаёт стимул для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, здравоохранение, школы)
3. Рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворения потребностей тех, кто имеет деньги
4. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (благодаря государству – решаемо)
5. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, вода и т.п.) (благодаря государству – решаемо)
|
|