Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно – экономическая характеристика предприятия






 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Кайрос транс» зарегистрировано 05.01.2011г. в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №191455299 Минским городским исполнительным комитетом.

Юридический адрес: г. Минск, ул. Промышленная, 6Б, второй этаж, кабинет №13, коридор №14.

Почтовый адрес: 220040, г. Минск, а/я 150.

ООО «Кайрос транс» в соответствии с Уставом занималось следующим видом деятельности:

- основной вид деятельности в 2012 г.: международные автомобильные перевозки грузов, экспедирование.

Среднесписочная численность работников за 2014 г. составила 25 человек.

Уставный фонд организации составляет 317 856 580 (триста семнадцать миллионов восемьсот пятьдесят шесть тысяч пятьсот восемьдесят) белорусских рублей.

Состав учредителей общества:

− Богров Максим Петрович, размер доли в уставном фонде 59%.

− Жуковский Вадим Викторович, размер доли в уставном фонде 14, 6%.

− Лысенок Александр Васильевич, размер доли в уставном фонде 26, 4%.

Предприятие имеет лицензию №02190/1-55529, выданную 24.02.2011 г. на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта.

За 4 года существования международный грузоперевозчик «Кайрос транс» приобрела большой опыт в организации доставки грузов и заслужила высокий авторитет на рынке международных грузоперевозок.

На сегодняшний день парк компании насчитывает более 20 машин.

Услуги ООО «Кайрос Транс»:

1. Автомобильные перевозки:

− перевозки в Чехии;

− перевозки в Польшу;

− перевозки в Германию;

− перевозки в Россию;

− перевозки в Казахстан;

− перевозки по Беларуси;

− перевозки в Бельгию;

− перевозки в Норвегию;

− перевозки в Болгарию;

− перевозки в Австрию;

2. Экспедирование.

3. Иные транспортные услуги.

В ООО «Кайрос транс» работают 25 человек. Приобретенный опыт в доставке из Европы и стран ближнего зарубежья различных грузов позволяет ежегодно увеличивать объемы своей деятельности, расширяя круг клиентов.

ООО «Кайрос Транс» предлагает своим клиентам профессиональные услуги, включающие в себя международные автомобильные грузоперевозки и сопровождение грузов. Перевозка грузов автотранспортом сегодня считается одним из самых надежных и сравнительно недорогих способов наземной доставки грузов из одной точки мира в другую. Разнообразие маршрутов и возможность непрерывного наблюдения за процессом перевозки являются главными факторами, определяющими его популярность. И цены, в свою очередь, вполне обоснованы и приемлемы.

За прошедшие со дня основания годы специалисты разработали наиболее оптимальные маршруты для грузового транспорта компании, компания создала и расширила штат опытных диспетчеров и автоводителей, собрала команду экспедиторов. Все это, плюс ответственный подход к выполнению возложенных обязанностей, позволяет компании «Кайрос транс» занимать одну из лидирующих позиций на рынке грузовых автоперевозок, завоевать авторитет и уважение среди коллег.

Грамотная организация рабочего процесса обеспечивает конкурентоспособность, даже в самых непростых социально-экономических условиях, постоянное увеличение объема заказов и стабильный приток новых клиентов. ООО «Кайрос транс» ориентируется на долгосрочное сотрудничество, поэтому заинтересовано в том, чтобы грузовые автоперевозки и услуги экспедиторов отвечали самым высоким требованиям качества и профессионализма.

В распоряжении ООО «Кайрос транс» более 20 грузовых автомобилей, соответствующие всем современным техническим требованиям. Сотрудниками компании осуществляется непрерывный контроль перевозки опасных и ценных грузов, что обеспечивает аккуратную и надежную доставку по самому удобному и рациональному маршруту.

Таблица 2.1 - Транспортные средства ООО «Кайрос транс»

№ п/п Тип кузова Марка транспортного средства Регистрационный знак Год выпуска
  джип NISSAN TERRANO 9844 OI-7  
  хэтчбек PEUGEOT 206 9604 OI-7  
  тентовый OPEL MOVANO АН 7113-7  
  тентовый MERCEDES-BENZ 512 АН0511-7  
  тентовый IVECO TURBO DAILY 40C13 АМ6713-7  
  тентовый MERCEDES-BENZ 308 D АМ0816-7  
  тентовый MERCEDES-BENZ 609 АМ2238-7  
  тентовый IVECO TURBO DAILY 4910 АН 9890-7  
  Фургон FORD TRANSIT АК 9056-7  
  Вагон VOLKSWAGEN LT35 АН5040-7  
  Вагон VOLKSWAGEN LT35 АН4121-7  
  Вагон IVECO DAILY 35814 АН4123-7  
  Фургон MERCEDES-BENZ SPRINTER 412 D АМ6848-7  
  Фургон IVECO 35S11 АК9466-7  
  Вагон MERCEDES-BENZ SPRINTER 312 D АМ2237-7  
  Фургон FORD TRANSIT АМ6712-7  
  Грузовой специальный седельный тягач   п/прицеп специальный фургон-рефрижератор IVECO EUROTECH MP440E43   SCHMITZ SK024 L АН4384-7     A1921-7    
  Грузовой специальный седельный тягач   П/прицеп бортовой тентовый SCANIA R124 L   KOEGEL SN24 АН4343-7   A1908-7  
  Грузовой спец.седельный тягач   П/прицеп бортовой тентовый SCANIA R124   KOEGEL SN24 АН4342-7   A1909-7  

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Миссия ООО «Кайрос транс» – всегда соответствовать потребностям современного бизнеса, оперативно осуществлять реализацию клиентам высококачественного товара, тем самым способствовать успеху бизнеса партнеров.

Осознавая большую ответственность перед клиентами и партнерами за качество предлагаемых услуг, ООО «Кайрос транс» стремится сделать все для реализации своей главной цели – удовлетворению спроса населения и организаций в приобретении стабильно высокого качества продукции для всех категорий пользователей.

Организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Организационная структура ООО «Кайрос транс» – функциональная. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Т.е. вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Ниже представлена организационная структура ООО «Кайрос транс» за 2013 год (рисунок 1).

Штатное расписание – это перечень должностей постоянных сотрудников с указанием соответствующих каждой должности окладов.

Таблица 2.2 - Штатное расписание ООО «Кайрос транс»

Должность Количество сотрудников
Директор  
Заместитель директора  
Менеджер по персоналу  
Главный бухгалтер  
Бухгалтер  
Экспедитор  
Водитель  
Механик  
Юрист  
Экономист  
Менеджер  

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Заместитель директора руководит хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия в области транспортного обслуживания. Он принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности предприятия, своевременному заключению и исполнению договоров с поставщиками и потребителями, расширению прямых хозяйственных связей. Он тесно взаимодействует со всеми службами предприятия, поскольку от работы отдела маркетинга зависит функционирование всего предприятия.

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Кайрос транс»

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ООО и подчиняется непосредственно директору предприятия. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РБ. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет главный бухгалтер. Он осуществляет (совместно с другими отделами и службами) экономический анализ деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета для выявления внутрихозяйственных резервов, реализации излишнего оборудования, укрепляя за счет этих и других мер хозрасчет на предприятии.

Юрист отвечает за соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов, передачу исковых материалов в судебные и арбитражные органы, контроль за исполнением их решений, разработку условий хозяйственного договора и контроль их исполнения, работу с жалобами работников, обязательствах финансового характера.

Составим диаграмму процентного соотношения работников разных категорий (рисунок 2).

 

Рисунок 2.2 - Диаграмма процентного соотношения работников различных категорий

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных предприятия.

 

ООО «Кайрос транс» возглавляет директор, который организует всю работу и несет полную ответственность за его состоянием и деятельностью перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет организацию во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом общества, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

За 2013-2014 гг. на ООО «Кайрос транс» численность работающих с высшим образованием увеличилась на 0, 7 %, с профессионально-техническим образованием – на 0, 4 %, с общим средним образованием снизилась на 0, 7 %, также снизилась численность работающих с общим базовым образованием – на 0, 4 %, а со средним специальным образованием осталась неизменной (22, 8 % от общей численности персонала предприятия). Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о повышении образовательного уровня работников на ООО «Кайрос транс» в 2014 г. по сравнению с 2013 г.

 

 

 

Рисунок 3 – Структура численности персонала ООО «Кайрос транс» по образованию в 2014 г.

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных предприятия.

 

За 2013-2014 гг. на ООО «Кайрос транс» численность работающих с высшим образованием увеличилась на 0, 7 %, с профессионально-техническим образованием – на 0, 4 %, с общим средним образованием снизилась на 0, 7 %, также снизилась численность работающих с общим базовым образованием – на 0, 4 %, а со средним специальным образованием осталась неизменной (22, 8 % от общей численности персонала предприятия). Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о повышении образовательного уровня работников на ООО «Кайрос транс» в 2014 г. по сравнению с 2013 г.

Организация трудовых отношений происходит на основании трудового коллективного договора, по контракту работают только директора. Форма оплаты труда повременно-премиальная. Система оплаты труда – тарифная.

Состав работников организации по половому признаку представлен на следующем рисунке.

 

 

Рисунок 2.4 - Состав работников ООО «Кайрос транс» по половому признаку

Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

 

 

Рисунок 2.5 - Возрастной состав в процентах

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Таким образом, на основании проведенного анализа структуры управления персоналом ООО «Кайрос транс» можно отметить, что в организации большая часть работников мужчины, что соответствует профилю занимаемой деятельности, возраст сотрудников достаточно молодой – 34% до 31 года, в уровне образования преобладает среднее специальное и высшее образование.

Задачи правового обеспечения системы управления персоналом ООО «Кайрос транс» состоят в следующем:

1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работателями и наемными работниками;

2) защита прав и законных интересов изучение рынка научно-технических разработок, реклама, коммерческая работа с потребителями;

3) обеспечение соответствия тематического плана разработок научно-техническому потенциалу организации;

4) изучение рынка по профилю оказываемых услуг, реклама, коммерческая работа с потребителем;

5) обеспечение соответствия производственной программы и производственной мощности;

6) обеспечение полноты и ритмичности материально-технического снабжения;

7) обеспечение ритмичности сбыта продукции или своевременности оказания услуг.

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.

Назначение анализа финансовых показателей с позиции пользователя является рассмотрение и оценка информации, имеющейся в финансовой отчетности, для того, чтобы получить достоверные выводы о прошлом состоянии предприятия с целью предвидения его жизнеспособности в будущем. Финансовая деятельность предприятий всех видов характеризуется целым рядом показателей, которые позволяют оценить финансовое состояние.

Таблица 2.3- Финансово - экономические показатели деятельности ООО «Кайрос транс» за 2012–2013 годы

Показатели 2012 г 2013 г Темп изменения, % Отклонения
абсолютные относи­тельные
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей), млн. руб.     163, 0   63, 0
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.     170, 7   70, 7
Валовая прибыль, млн. руб.     44, 7 -151 -55, 3
Коммерческие расходы, млн. руб.     112, 0 15, 0 12, 0
Управленческие расходы, млн. руб.     260, 0   160, 0
Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб.     10, 8 -203 -89, 2
Чистая прибыль, млн. руб.     23, 3 -152 -76, 7
Рентабельность продаж, % 5, 13 0, 34 - -4, 8 -

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Из таблицы 3 можно сделать вывод о том, что объем выручки в 2012 году возрос почти в два раза или на 2797 млн. руб. Себестоимость произведенной продукции также возросла на 2948 млн. руб., причем темп изменения выручки (163%) ниже темпа роста себестоимости (171%), вследствие чего валовая прибыль сократилась на 55, 3%.

Кроме того, возросли коммерческие и управленческих расходы (соответственно на 12% и 160%). Поэтому в целом рентабельность продаж снизилась на 4, 8%.

Анализ прибыли предприятия.

Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности является прибыль. Она представляет собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. На практике используется система показателей прибыли, существенно различающихся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль, являющаяся основным финансовым показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Чистая прибыль – эта та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

Все показатели отчета о прибылях и убытках при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации.

В выручке от реализации полная себестоимость составила в 2013 году 95, 32 %, а в 2012г. она была равна 93, 86, а, следовательно, произошло увеличение себестоимости. Прибыль от реализации в составе выручки снизилась с 6, 14% в 2012г. до 1, 68% в 2013г. Соответственно и снизилась чистая прибыль: в 2012г. она составляла 5, 37% от всей выручки, а в 2013г. была равна всего 0, 57%.

Влияние на величину балансовой прибыли результатов от разных сфер деятельности предприятия представлено в таблице 4.

Таблица 2.4 - Анализ состава и структуры прибыли предприятия за 2012-2013 года

Показатели 2012г. млн.р. 2013г. млн.р. Темп роста, %
1. Прибыль (убыток) от реализации     44, 7
2. Прибыль от продаж     10, 8
3. Прочие операционные доходы     185, 9
4. Прочие операционные расходы     -
5. Чистая прибыль (убыток) отчетного года 1985, 2 462, 5 23, 3

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Из таблицы видно, что прибыль за отчетный год снизилась значительно – более чем на 50%, даже несмотря на рост операционных доходов на 85, 9%. Эту ситуацию можно связать с изменением курса доллара.

Исходя из подпункта 2.1 можно сделать вывод, что ООО «Кайрос транс» относительно молодая, динамично развивающаяся компания по грузоперевозкам. Но несмотря на свой относительно небольшой стаж работы, руководство фирмы сумело добиться значительных результатов. Открыто много направлений для перевозки грузов, а в разработке расширить географию маршрутов.

В связи с увеличением оборотов, возросли и расходы, что привело к снижению прибыли. Следует оптимизировать расходы, а также необходимо в промежутке между рейсами проводить полный осмотр автомобиля, во избежание поломок в ходе выполнения задания. ВЫВОД ПО 2.1

 

 

2.2 Исследование рынка транспортных услуг ООО «Кайрос Транс»

В экономике каждой страны логистические услуги занимают значимое место (по данным около 12– 13 % ВВП, что отражено на рисунке 6). В отдельных странах эта цифра достигает 20–25 % ВВП либо из-за того что логистические операции не оптимизированы (ими занимается сам производитель, как в большинстве случаев происходит сегодня в РБ), либо из-за того, что страна имеет важное транзитное положение как Германия или Беларусь и чистый экспорт транспортных услуг дает значительную прибавку ВВП. В экспорте услуг транспортные составляют у ФРГ 30 %, у РБ около 70 %. На рисунке 6 представлена значимость логистики для РБ. В Беларуси наблюдается значительное отставание в развитии логистики. Об этом свидетельствует показатель транспортоемкости экономики: для производства 1 долл. ВВП требуется примерно 3 т/км, в то время как в странах ЕС в среднем 0, 3 т/км. Правда, в России этот показатель в 3 раза выше, чем в Беларуси (территориальная разобщенность и ресурсный «тяжелый» ВВП дают негативный эффект).


трлн. долл.

 

 

 

 

             
  мировой ВВП   логистика 12-13 % мирового ВВП    
         
         
         
         
         
         
         
     
 
         
  трлн. руб        
  12, 5      
         
           
           
           
           
      0, 9    
         
  мировая торговля мировой экспорт транспортных услуг, 7.2% от мировой торговли  
       

 

Рисунок2.6 - Место логистики в мировой экономике в 2013

Примечание – Источник: Доклад Всемирного банка № 55015-BY. Обзор транспортного сектора Республики Беларусь. 14 декабря 2013 г.

Я уже писала исправить, вынести в источники и дать ссылку.

По мнению Всемирного Банка в государствах – членах ЕвразЭС, в том числе Беларуси, высокий уровень логистических издержек обусловлен следующими факторами: неэффективное использование грузового автотранспорта (согласно оценкам экспертов, его средняя производительность в 4 раза ниже по сравнению с развитыми зарубежными странами); значительная доля парка автомобилей характеризуется низким техническим уровнем, высокой степенью изношенности в эксплуатации, несоответствием структуре перевозимых грузов и другим эксплуатационным требованиям; недостаточное развитие логистических систем, слабая координация работ при осуществлении смешанных перевозок с участием других видов транспорта; отсутствие эффективных перевозочных технологий в грузообрабатывающих узлах и на междугородных маршрутах обусловили значительное сокращение использования большегрузных автотранспортных средств и неадекватное увеличение на этих перевозках малотоннажного автопарка, при полной ликвидации системы загрузки порожних автомобилей грузом в попутном или обратном направлении.

 
 
         
             
  трлн. руб        
             
           
           
           
             
             
             
             
        19-20    
  20        
             
    ВВП логистика-12% ВВП (транспортный сектор = 7-8% ВВП)  
         

 

           
 
         
         
млрд. долл.        
         
       
           
           
           
      3, 006    
10        
           
  товарооборот РФ-ЕС экспорт транспортных услуг, 5, 2% от товарооборота РФ-ЕС  
       
           

Рисунок 2.7 - Место логистики в белорусской экономике, 2014

Примечание – Источник: Доклад Всемирного банка № 55015-BY. Обзор транспортного сектора Республики Беларусь. 14 декабря 2013 г.

Для эффективной организации внутренних грузопотоков небольшой страны, как РБ, не требуется большое количество ТЛЦ, не будут велики доходы от логистической системы обслуживания внутренних грузопотоков. Конкуренция на рынке внутренних грузопотоков РБ будет высокая и соответствующая логистическая инфраструктура достигнет требуемого уровня без значительных дополнительных усилий. Развитие внутренней логистики сдерживает отсутствие современных ТЛЦ, см. таблицу 5.

Таблица 2.5 - Факторы, препятствующие эффективному функционированию логистики в РБ

Степень значимости препятствующего фактора Инфраструктура для торговли Количество и предложение логистических услуг Модернизация ключевых таможенных и пограничных процедур Интеграция пограничных служб Содействие региональным связям и транзит
Значительный Недостаточность складских помещений класса А и В, оборудованных системой температурного контроля Низкий уровень логистики третьей стороны современных услуг Недостаточность консолидированных перевозок (услуг по перевозкам при неполной загрузке транспортного средства) Ограниченный объем ПИИ в секторе Таможенное оформление импортных поставок, в основном в бумажной форме с постепенным внедрением электронного декларирования Техническая сертификация товаров, санитарная, фитосанитаная сертификация, контроль «Нулевая терпимость» таможенных органов: потенциально является главной проблемой в Таможенном союзе
Средний Пропускная способность железной Дорогие Телекоммуникации Отсутствие прямого доступа к морскому транспорту Неэффективная система резервирования вагонов Потенциальные усовершенствования в системе взаимодействия пограничных служб с внедрением автоматизированной системы
Незначительный Дорожная инфраструктура Возможности автотранспорта Оформление экспортных поставок TIR
             

Примечание - Источник: Данные Всемирного банка

 

Экспорт логистических услуг.

РБ является транзитным элементом в торговле между ЕС и РФ. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы, Скандинавии и Балтии со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с северо-западными регионами России, проходят через территории РБ. В таблице 6 приведена динамика роста экспорта РБ грузовых транспортных услуг, из которой видно, что экспорт услуг грузового автомобильного транспорта в течение 15 лет с 1995 года вырос в 11 раз, рост составлял почти 18 % в год.

Таблица2. 6 Экспорт РБ грузовых транспортных услуг (млн. долл.)

Вид услуги          
Транспортные услуги грузовые     1133, 1   6860–7080
в том числе грузовой железнодорожный     401, 5    
грузовой автомобильный          
грузовой воздушный     13, 1   70-74
Трубопроводный     430, 5    

Примечание - Источник: Платежный баланс РБ, Национальный банк

 

К экспорту транспортных услуг относятся перевозки и сопутствующие логистические услуги, осуществляемые транспортной компанией – резидентом республики для нерезидента, независимо от того, выполняются ли они за пределы Республики Беларусь, в Республику Беларусь, по ее территории или транзитом. Структура экспорта имеет следующий вид: транзитных грузов перевозки, перевозки экспортных грузов и внутренние перевозки для нерезидентов. Если белорусская транспортная организация выполняет услуги по перевозке импорта и заказчик нерезидент, то данная услуга, как правило, входит в стоимость контракта и не относится к экспорту транспортных услуг. Если заказчик резидент, то это, естественно, также не экспорт транспортных услуг (иногда это импортозамещение).

Индекс «Международная торговля» рейинга DB-2011. При расчете места по индексу «международная торговля» ВБ в расчет принимает с равным весом три показателя: количество документов, временные затраты и расходы, необходимые для импорта и экспорта. Учитываются все официальные процедуры от контракта между двумя сторонами и до доставки товара, а так же временные и финансовые затратами. Анализируются все документы, необходимые для пересечения товарами границ: в случае экспорта принимаются в расчет все процедуры от упаковки товаров на заводе до их отправки из порта; в случае импорта рассматриваются все процедуры от прибытия товара в порт назначения до его доставки на склад предприятия. Пример изменения места по индексу «международная торговля» приведен на рисунке 8.

                 
               
              182 182    
               
  2011     162 162      
    128 129 139 139        
               
               
                 
    49 46            
  31 29            
               
20                
                 
  Литва Польша Беларусь Украина РФ Казахстан    

 

Рисунок 2.8 - Изменение места по индексу «международная торговля»

Примечание - Источник: Платежный баланс РБ, Национальный банк

Местные экспедиторские фирмы, судоходные компании, таможенные агенты и официальные лица портов являются главными источниками информации о необходимых документах, а также временных и финансовых затратах на прохождение каждой процедуры.

Модельные предположения о предприятии:

- имеет 60 или больше сотрудников;

- на экспорт приходится 10 % продаж.

Модельные предположения о товарах:

- товары перевозятся в 20-футовых контейнерах;

- не является опасным или военного назначения;

- не требует охлаждения или других особых условий хранения;

- не требует соблюдения специальных фитосанитарных или природоохранных стандартов, за исключением международных.

Количество документов. Все документы, требуемые для экспорта или импорта товаров, принимаются во внимание при предположении, что обе стороны уже согласовали условия контракта и подписали его. Под документами понимаются банковские документы, таможенные декларации, портовые документы, импортные лицензии и другие официальные документы, которыми обмениваются заинтересованные стороны. Документы, которые подаются одновременно, рассматриваются как разные документы.

Временные затраты. Временные затраты на процедуру рассчитываются в календарных днях (с момента ее начала до ее завершения). Если срок прохождения процедуры может быть сокращен за официальную дополнительную плату, более короткая процедура принимается во внимание. Процедуры, которые можно проходить параллельно, рассматриваются как одновременные. Время ожидания между процедурами, например, во время разгрузки груза, принимается во внимание.

Расходы. Учитываются все официальные сборы, взимаемые с 20- футового контейнера, связанные с завершением процедуры экспорта или им- порта товаров. К ним относятся: расходы на документы, административные сборы за таможенное оформление и технический контроль, складные и погрузочно - разгрузочные расходы, оплата внутренних перевозок. В расчёт не принимаются тарифы и торговые пошлины (таблицы 7 – 10).

Таблица 2.7 - Оценка показателей индекса «международная торговля»

        ОЭСР
Место Беларуси        
Документы для экспорта (количество)       4, 4
Время на экспорт (в днях)       10, 9
Стоимость экспорта (USD за контейнер)       1058, 7
Документы на импорт (количество)       4, 9
Время на импорт (в днях)       11, 4
Стоимость на импорт (USD за контейнер)       1106, 3

Примечание – Источник: Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси, Ковалев М., Ваучик Е.

Таблица 2.8 - Оценка показателей индекса «международная торговля»

Процедуры, необходимые для экспорта Пр-сть (дни) Беларусь Пр-сть (дни) Литва Ст-ть (USD) Беларусь Ст-ть (USD) Литва
Подготовка документов        
Таможенная очистка и технический контроль        
Обслуживание в портах и терминалах        
Внутренние перевозки и обслуживание        
Итоги        

Примечание – Источник: Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси, Ковалев М., Ваучик Е.

Таблица2.9 - Временные и финансовые издержки для импорта

Процедуры, необходимые для импорта Пр-сть (дни) Беларусь Пр-сть (дни) Литва Ст-ть (USD) Беларусь Ст-ть (USD) Литва
Подготовка документов        
Таможенная очистка и технический контроль        
Обслуживание в портах и терминалах        
Внутренние перевозки и обслуживание        
Итоги        

Примечание – Источник: Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси, Ковалев М., Ваучик Е.

Имеется постоянная тенденция (правда медленная) по уменьшению времени, необходимого на экспорт/импорт. Так, за счет уменьшения количества дней, необходимых на подготовку документов и таможенный технический контроль, стало возможно изменить позицию в рейтинге по данному индексу на 5 пунктов в 2013 году и на 1 пункт в 2014 году. Число документов вряд ли возможно сократить, необходимо продолжать сокращать время (в Литве 10 дней) и трудоемкость их оформления более широким использованием электронных процедур. Стоимость перевозки 20 футового контейнера из Беларуси до ближайшего порта (например, Клайпеда) ВБ очевидна завышена. Опросы перевозчиков показывают, что это возможно сделать за 500–700 долл. США (в расчет берется среднее пустого и загруженного контейнера). Очевидно, что МИД (отвечающий за внешнеэкономическую деятельность) должен довести эту информацию до экспертов ВБ.

Таблица 2 10 - Временные и финансовые издержки для экспорта

Документы, необходимые для экспорта Документы, необходимые для импорта
Транспортная накладная Транспортная накладная
Разрешение таможни на груз Разрешение таможни на груз
Сертификат прохождения Сертификат прохождения
Счет-фактура Счет-фактура
Таможенная экспортная декларация Таможенная импортная декларация
Упаковочный лист Документ таможенного транзита
Технический сертификат / гигиенический сертификат Упаковочный лист
Документ таможенного транзита Технический сертификат / гигиенический сертификат

Примечание – Источник: Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси, Ковалев М., Ваучик Е.

Таблица 2.11 - Позиции стран-соседей по показателю «международная торговля» в DB-2011

  Литва Польша Украина РФ Казахстан ОЭСР
Места 31 (-2) 49 (-3) 70 (+3)   181 (+1)  
Документы для экспорта (количество)           4, 4
Время на экспорт (в днях)           10, 9
Стоимость экспорта (USD за контейнер)           1058, 7
Документы на импорт (количество)           4, 9
Время на импорт (в днях)           11, 4
Стоимость импорта (USD за контейнер)           1106, 3

Примечание – Источник: Анализ методик расчета рейтинга условий ведения бизнеса и рекомендации по улучшению позиций Беларуси, Ковалев М., Ваучик Е.

 

Распределение автоперевозчиков на рынке международных перевозок российских грузов внешней торговли выглядит следующим образом: на долю Беларуси приходится 15 % российских грузов, Финляндии – 8 % (в основном лес), Украины – 7 %, Польши – 7 %, Литвы – 6 %, Латвии – 4 %, Германии – 0, 2 %, Италии – 0, 03 %. Участие национальных и иностранных перевозчиков на рынке транзитных грузовых перевозок автомобильным транспортом, осуществляемых по территории РБ, не ограничивается объемами внешней торговли услугами. В целом степень участия национальных и иностранных перевозчиков на данном рынке услуг определяется по количеству международных поездок по перевозке экспортных, импортных и транзитных грузов, совершенных по территории РБ, как показано на рисунках 5–7. В 2012 году по данным Минтранса транзит через территорию РБ грузовых автосредств иностранных перевозчиков составил 1, 6 млн. Наибольшие объемы перевозок белорусских перевозчиков приходятся на РФ (715 тыс. т), Литву (453 тыс. т), Турцию (414 тыс. т), Польшу (385 тыс. т), Казахстан (216 тыс. т), Украину (209 тыс. т). В 2013 г. ежемесячно белорусскую границу в обоих направлениях в среднем пересекало около 200 тыс. грузовых автотранспортных средств, за год около 2 млн, примерно треть из них обслуживала внешнеторговые потоки РБ, остальное – транзит. В 2013 году общий объем международных грузов, перевезенных автотранспортом в РБ, составил 112, 8 млн тонн (на 23, 2 % выше, чем в 2009 г.), из них белорусские перевозчики перевезли 81, 33 млн т (рост к 2012 г. на 14, 2 %).

 

 
 
             
                 
                 
            992280    
                 
      432398          
               
             
                 
    белорусские перевозчики иностранные перевозчики  
                 
                 

Рисунок 2.9 - Международные поездки через территорию Беларуси (транзит, экспорт, импорт по данным за 2013 г.)

Примечание – Источник: Программа-2015

 

В Программе-2015, одобренной 4-м Всебелорусским собранием и конкретизированной в Программе действий Правительства 2015 года. (Программа действий – 2015), одна из целей – повышение эффективности и конкурентоспособности транспортно - логистической системы РБ и обеспечение на этой основе:

- роста экспорта транспортных услуг в 3, 1 раза с 3, 006 млрд. долл. в 2010 году до 9, 3 млрд. долл. в 2015 году;

- развития транзитного потенциала страны и инфраструктуры международных транспортных коридоров;

- роста объема транзитных доходов от услуг объектов придорожного сервиса (за 2010 год равны 670 млн. долл.) до 1, 217 млн. долл.1 (целевой индикатор стратегии Транзит-2015). По Программе-2015 показатель 2010 года должен быть увеличен в 2, 5–3 раза.

Это потребует повышения эффективности функционирования транспортно-логистической отрасли и увеличения к 2015 г. производительности труда в отрасли на 50–52 %, рентабельности – до 16 %, повышения эффективности логистической системы и внешней торговли до 50 места в мировых рейтингах.

Транзитный потенциал. Беларусь, занимая важное геостратегическое положение: три из девяти европейских коридоров в соответствии с рисунком 3 заходят в Беларусь: II – Берлин – Москва, IX (порты Черного моря, Кишинев – Киев, Санкт-Петербург – Хельсинки), IXB на Калининград/Клайпеду через Вильнюс/Минск, имеет значительный транзитный потенциал. Пропускная способность коридоров используется примерно на одну треть, пока только коридор II имеет несущую способность по нагрузке на ось в 11, 5 тонн. По итогам 2010 года белорусские перевозчики перевезли 15, 8 млн. тонн транзитных грузов, что составило 37, 2 % в общем объеме перевозок.

 

 

млн. долл.

 

 


3500 y = 7, 8425x + 22, 356

3000 R2 = 0, 9584

 


100 200 300 400 500

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.038 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал