Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Извлечения из Семейного кодекса РФ)

Статья 81. 1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86. 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесённых дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87. 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

< … >

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишённым родительских прав.

 

(Извлечения из Семейного кодекса РФ)

 

1. Согласно закону, при расторжении брака супруги могут заключить соглашение об уплате алиментов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два преимущества такого соглашения в сравнении со взысканием

алиментов по суду.

 

10. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) открытие выставки «Человек и природа»

2) подготовка учителя биологии к уроку

3) принятие экологического законодательства

4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче

Ответ: 3

Комментарий:

 

11. Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента

2) черты внешнего облика

3) принадлежность к определённой расе

4) качества, проявляющиеся в общении

Ответ: 4

Комментарий:

Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми.

Признаки личности:

ü личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;

ü личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;

ü личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;

ü личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

 

12. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Разрешение конфликта – решение участников конфликта о примирении и прекращении противоборства. Конфликт считается исчерпанным, если сторонам удалось договориться (друзья помирились).

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

ü Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

ü Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.

Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости — приглашение посредника.

Различают 2 модели переговоров:

Модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

Модель «уступок — сближения».

Благоприятным является организация совместной деятельности на всех стадиях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта.

 

13. Взаимодействие природы и общества противоречиво. Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой. Человек постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой.

Воздействие общества на природу обусловливается развитием экономики, науки и

техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества.

Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.

В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, с необходимостью бережного отношения к природе. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям

должен соответствовать и новый тип – отношение научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.

 

(По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) противоречивый характер взаимодействия природы и общества;

2) воздействие общества на природу;

3) влияние географической среды на развитие общества;

4) два типа отношения общества к природе.

 

2. В чём, по мнению автора, проявляется противоречивость взаимодействия природы и

общества? Чем, по его мнению, обусловлено воздействие общества на природу?

 

Ответ:

1) ответ на первый вопрос: например: познавая природу, человек всё больше преобразует её, но в то же время усиливается его зависимость от природных условий (проявление противоречивости может быть сформулировано иначе);

2) ответ на второй вопрос: развитие экономики, науки и техники, общественных потребностей, характер общественных отношений.

 

3. Что автор считает результатом воздействия общества на природу? Проиллюстрируйте

примером данный результат.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) результат: расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов (результат может быть приведён в иной, близкой по смыслу

формулировке);

2) пример, допустим: ряд приморских стран увеличили свою территорию за счёт создания искусственных островов, строительства дамб и осушения части морского дна (расширение рамок географической среды).

 

4. Какую новую для общества проблему породила, по мнению автора, научно-техническая

революция? Укажите одно конкретное проявление этой проблемы в современном мире. В чём опасность этой проблемы для современного человечества?

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проблема: ограниченность природных ресурсов;

2) проявление, например: учёные прогнозируют, что запасы нефти закончатся в ближайшие несколько десятилетий; ряд регионов мира испытывает острый дефицит пресной воды (может быть указано другое проявление);

3) объяснение опасности, например: исчерпание необходимых обществу ресурсов может поставить под угрозу стабильность его экономического развития и даже выживание человечества как биологического вида.

 

5. Известно, что первые цивилизации появились в долинах великих рек, в дальнейшем экономическая специализация стран и регионов мира основывалась на наличии в них определённых природных ресурсов. Как данные факты связаны с основной проблемой текста? Найдите в тексте объяснение приведённых фактов.

 

Верный ответ может содержать следующие элементы:

1) основная проблема текста – противоречивая взаимосвязь общества и природы;

2) объяснение связи: в примере говорится о конкретных проявлениях влияния природных условий на развитие общества (объяснение связи может быть сформулировано иначе);

3) фрагмент текста: «Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию

человечества»;

ИЛИ «географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества».

 

6. В тексте говорится о необходимости бережного отношения к природе. Как вы, жители

вашего населенного пункта, можете проявить такое отношение (укажите три направления)?

 

Могут быть приведены следующие направления:

1) очистка загрязнённых садов, скверов, парков;

2) установка в домах счётчиков воды, электричества (экономия воды и электричества);

3) посадка деревьев и кустарников.

 

14. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании

духовной сферы общества?

1) семья, брак

2) республика, монархия

3) наука, религия

4) торговля, финансы

Ответ: 3

Комментарий:

 

15. Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные

обозначают понятием

1) общение

2) учение

3) творчество

4) познание

Ответ: 1

Комментарий:

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

Учение - 1) одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками;

2) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности

3) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя.

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

 

16. В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде

всего как

1) индивида

2) работника

3) личность

4) потребителя

Ответ: 1

Комментарий:

 

 

17. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Любая активность общества разрушает природную среду.

Б. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий:

Различают созидательную и разрушительную деятельность.

Созидательная деятельность направлена на развитие и благоустройство городов и сел, создание сложных машин и космических аппаратов, книг и кинофильмов, лечение больных, воспитание детей и т. д.

Разрушительная деятельность выступает противоположностью созидательной; она наносит ущерб окружающему миру и человеческой жизни, губительна для них. Примерами разрушительной деятельности являются войны, терроризм, уничтожение памятников культуры.

 

18. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в

вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы,

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Почти треть 20-летних знают о глобальных проблемах, но никак их не ощущают.

2) Менее трети опрошенных обеих групп сталкиваются с проявлением глобальных

проблем ежедневно.

3) Четверть 40-летних считает, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

4) Доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

5) Доля опрошенных, ежедневно ощущающих проявления глобальных проблем, больше,

чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

Ответ: 15

Комментарий:

 

19. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно

вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экологические проблемы не волнуют людей.

2) В стране Z сложная экологическая ситуация.

3) В стране Z популярны экологические движения.

4) У людей нет однозначного представления о влиянии глобальных проблем на их

повседневную жизнь.

5) Некоторые люди считают, что глобальные проблемы их не коснутся.

Ответ: 45

Комментарий:

 

20. Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества?

1) достижения науки в разработке современных лекарств

2) интеграция системы образования

3) сокращение разнообразия растений и животных

4) увеличение скорости передачи информации по компьютерным сетям

Ответ: 3

Комментарий:

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Список глобальных проблем:

ü нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

ü проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

ü предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

ü катастрофическое загрязнение окружающей среды

ü снижение биоразнообразия;

ü обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

ü глобальное потепление;

ü озоновые дыры;

ü проблема сердечно - сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.

ü демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод.

ü терроризм;

ü астероидная опасность;

ü недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф.

 

 

21. Что является примером трудовой деятельности человека?

1) участие в школьном турнире по настольному теннису

2) поездка в общественном транспорте

3) посещение семьёй циркового представления

4) проведение школьного урока учителем

Ответ: 4

Комментарий:

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 

22. Сергей учится в 9 классе. Он очень ответственный и самостоятельный человек. Он занимается в кружке авиамоделирования и в хоккейной секции. Обогащая собственный

социальный опыт, Сергей становится

1) индивидом

2) личностью

3) потребителем

4) товарищем

Ответ: 2

Комментарий:

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения.

 

23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Мы каждый день вступаем в разнообразные межличностные отношения. (Б)В зависимости от ситуации они могут быть официальными и неофициальными. (В)Мы уверены, что именно в неформальных межличностных отношениях наиболее ярко проявляются личностные особенности людей.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ: 112

Комментарий:

 

24. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы?

1) мораль, наука

2) власть, партия

3) собственность, доход

4) род, племя

Ответ: 2

Комментарий:

 

25. Какой пример иллюстрирует формальные межличностные отношения?

1) Директор школы встретился со своими бывшими учениками.

2) Директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении.

3) Директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры.

4) Директор школы согласился играть роль в школьном спектакле.

Ответ: 2

Комментарий:

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

 

 

26. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он

играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

Ответ: 3

Комментарий:

 

27. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Общество изменяет, преобразует естественную среду.

Б. Природные условия влияют на хозяйство, быт, характер людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

28. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) уборка квартиры 1) познание

Б) обучение на курсах иностранного языка 2) труд

В) приготовление обеда

Г) выполнение домашнего задания по математике

Д) наблюдение за поведением птиц

Ответ: 21211

Комментарий:

 

29. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

1) затопление пахотных земель во время весеннего паводка

2) загрязнение воздуха выхлопными газами

3) разведение лебедей в городском пруду

4) административное ограничение охоты

Ответ: 1

Комментарий:

 

30. Какая потребность присуща как человеку, так и животным?

1) в самореализации

2) в самосохранении

3) в познании мира

4) в успехе

Ответ: 2

Комментарий:

 

31. Николай занимается в детской театральной студии, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшим братом. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Николай становится

1) индивидом

2) родственником

3) личностью

4) работником

Ответ: 3

Комментарий:

 

32. Бизнесмен Сергей с утра провёл переговоры со своими деловыми партнёрами, а вечером у него запланирована встреча с любимой девушкой. Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условии задания, – официальные и неофициальные.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) соблюдение формальных правил в общении

2) обмен информацией между людьми

3) способ взаимодействия людей

4) личная привязанность, симпатия – основа возникновения общения

Ответ: 3412

Комментарий:

 

33. Группа учащихся под руководством педагога осуществила экологический проект. Были изготовлены скворечники и размещены на пришкольной территории. Данный пример иллюстрирует деятельность

1) игровую

2) просветительскую

3) трудовую

4) познавательную

Ответ: 3

Комментарий:

 

34. Виолетта учится на отлично, она готовится к экзамену и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является

1) экзамен

2) учебник

3) отметка

4) увлечение музыкой

Ответ: 2

Комментарий:

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания.

 

 

35. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной межличностных конфликтов чаще всего становится отсутствие умения прислушиваться к мнению друг друга.

Б. Межличностный конфликт можно разрешить путём компромисса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

 

36. Игра, в отличие от иных форм деятельности, предполагает

1) преобразование природной среды

2) наличие воображаемой обстановки

3) создание материальных благ

4) приобретение новых знаний

Ответ: 2

Комментарий:

Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

 

37. Таня хорошо учится в общеобразовательной школе, дополнительно занимается в художественной школе и секции фигурного катания. Она помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. Обогащая собственный социальный опыт, Таня становится

1) индивидом

2) гражданином

3) личностью

4) потребителем

Ответ: 3

Комментарий:

 

38. Какой пример иллюстрирует влияние природы на общество?

1) запрещение охоты на редких животных

2) уничтожение цунами приморского поселка

3) изготовление одежды из натурального меха

4) создание природного заповедника

Ответ: 2

Комментарий:

 

39. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1) дыхании

2) питании

3) самосохранении

4) самопознании

Ответ: 4

Комментарий:

 

40. В школе был проведен День самоуправления. Учащиеся старших классов выступили в качестве учителей, завучей и директора школы. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность

1) игровую

2) трудовую

3) производственную

4) научную

Ответ: 1

Комментарий:

 

41. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество и природа вместе составляют единый мир.

Б. Общество – это способ организации государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1

Комментарий:

В широком смысле, общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.

 

42. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A)Человек отличается от других живых существ способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир. (Б)Наверное, мы не найдем ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру. (В)Не зря уровень развития культуры является одним из критериев общественного прогресса.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ: 121

Комментарий:

 

43. Верны ли следующие суждения о связи природы и общества?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей.

Б. Природа не только кладовая ресурсов, но и источник творческого вдохновения

человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

44. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) посещение курсов иностранного языка 1) учение

Б) приготовление обеда 2) труд

В) выполнение домашнего задания

Г) уборка квартиры

Д) участие в городской олимпиаде по физике

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ: 12121

Комментарий:

 

45. Глобальные проблемы современности

1) связаны только с развитыми странами

2) могут решаться автономно друг от друга

3) затрагивают все человечество

4) возникли одновременно с появлением человека и общества

Ответ: 3

Комментарий:

 

46. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием

1) личность

2) гражданин

3) индивид

4) работник

Ответ: 121

Комментарий:

 

47. Влияние природы на развитие общества иллюстрирует

1) закрытие завода, загрязняющего реку

2) посадка кустарника на обочинах автодорог

3) строительство домов на сваях в районах разлива рек

4) законодательное запрещение сбора ландышей в лесу

Ответ: 3

Комментарий:

 

48. Значимое отличие человека от любого другого живого существа – это

1) инстинкты

2) сознание

3) рефлексы

4) адаптация

Ответ: 2

Комментарий:

Основные отличия человека от животного:

ü Человек обладает мышлением и членораздельной речью

ü Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

ü Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

ü Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

ü Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

 

49. Ученики с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и посадили там деревья и кустарники. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность

1) игровую

2) трудовую

3) учебную

4) познавательную

Ответ: 2

Комментарий:

 

50. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

51. Понятия: «авторитарный режим», «республика», «федерация» – относятся

к характеристике сферы общества

1) экономической

2) политической

3) социальной

4) духовной

Ответ: 2

Комментарий:

 

52. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1) отдыхе и сне

2) питании

3) самосохранении

4) самопознании

Ответ: 4

Комментарий:

 

53. У Михаила много друзей, он трудится менеджером в компании по производству пластиковых окон. В свободное от работы время он играет в любительской футбольной команде. Всё это характеризует Михаила как

1) гражданина

2) индивида

3) личность

4) работника

Ответ: 3

Комментарий:

 

54. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.

Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

55. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы. «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все опрошенные не ощущают влияния глобальных проблем на свою повседневную жизнь.

2) Доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

3) Менее трети опрошенных обеих групп сталкиваются с проявлением глобальных проблем ежедневно.

4) Пятая часть опрошенных каждой группы считает, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

5) Тех, кто ежедневно ощущают проявления глобальных проблем в своей жизни, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

Ответ: 45

Комментарий:

 

56. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.

 

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экологические проблемы не волнуют людей.

2) Люди имеют разные точки зрения относительно влияния глобальных проблем на их жизнь.

3) Некоторые люди считают, что глобальные проблемы их не коснутся.

4) В стране Z популярны экологические движения.

5) В стране Z сложная экологическая ситуация.

Ответ: 23

Комментарий:

 

57. В процессе социальной жизни человек усваивает культуру данного общества и становится

1) индивидом

2) производителем

3) личностью

4) индивидуальностью

 

Ответ: 3

Комментарий:

 

58. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) обнаружение ранее неизвестной древней летописи

2) дебаты кандидатов в президенты страны

3) захоронение радиоактивных отходов

4) создание песни о столице государства

Ответ: 3

Комментарий:

 

59. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность человека носит преимущественно инстинктивный характер.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий:

 

60. Учитель с утра провёл уроки, а вечером у него запланирована встреча с друзьями. Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условии задания, – официальные и неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) обмен информацией между людьми

2) способ взаимодействия людей

3) соблюдение формальных правил в общении

4) личная привязанность, симпатия – основа возникновения общения

Ответ: 1234

Комментарий:

 

61. Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы

два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

 

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

План

1. Противоречивость воздействия общества на природу.

2. Сопротивление природы воздействию человека

3. Результаты материальной деятельности человека в ХХ в

 

2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены

в тексте?

ü Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе.

ü Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт.

 

3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?

ü Для удовлетворения своих растущих потребностей.

ü По мнению автора, в нарастании сопротивления природы кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

 

4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров.

ü Два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость.

ü Примеры: должна быть мера в вырубке леса, ловля рыбы, может привести к исчезновению определенных видов фауны и флоры.

 

5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.

ü Масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу, усугубили экологическую ситуацию.

ü Связывает с научно-технической революцией.

ü С приходом НТР человек начал потреблять всё больше и больше природных ресурсов. Начали интенсивно вырубаться леса, что приводит к уничтожению животного мира. Человек вытесняет животных со своих мест обитания, всё больше и больше попадает их в «красную книгу». Увеличивается добыча нефти, природного газа, железной руды, каменного угля, что приводит к истощению природных ресурсов на земле. Так при добыче нефти происходят утечки, которые губительно сказываются на флору и фауну, а из за пустот, которые образуются при добыче, происходит движение земной коры, в следствии чего происходят землетрясения.

6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.

ü Человечество должно отказаться от практики хищнического, несогласованного использования богатств природы

ü Перейти к практике возобновления и сохранения природных ресурсов: сажать леса, строить водоемы, обустраивать туристические маршруты, лечить больные деревья, убирать мусор, участвовать в очистке водоемов.

ü Разработка государственных мер по охране окружающей среды.

 

 

62. К политической сфере жизни общества непосредственно относится

1) проведение фестиваля народной музыки

2) увеличение доли молодёжи в структуре населения страны

3) переход предприятий из рук государства в частные

4) принятие поправок к Закону о выборах депутатов парламента

Ответ: 4

Комментарий:

 

63. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Ответ: 3

Комментарий:

64. Леонид – сотрудник правоохранительных органов. Он – честный и порядочный человек, у него много друзей. В свободное от работы время он тренирует дворовую детскую футбольную команду. Всё это характеризует Леонида как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

Ответ: 3

Комментарий:

 

65. Социальные условия жизни влияют на формирование у человека

1) внешней индивидуальности

2) качеств личности

3) наследственной предрасположенности

4) особенностей темперамента

Ответ: 2

Комментарий:

 

66. Засушливое жаркое лето в регионе Z стало причиной лесных пожаров. Жители многих

населённых пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует прежде всего

1) нарушение правил поведения в лесу

2) влияние природы на жизнь общества

3) неустойчивость общественного развития

4) влияние культуры на жизнь общества

Ответ: 2

Комментарий:

 

67. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1

Комментарий:

 

68. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) защита от холода 1) биологические

Б) общение с друзьями 2) социальные

В) реализация своих способностей

Г) самосохранение

Д) достижение карьерного роста

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ: 12212

Комментарий:

 

69. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

Ответ: 1

Комментарий:

 

70. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием

1) познание

2) свобода

3) творчество

4) общение

Ответ: 4

Комментарий:

 

71. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования проголодались и

решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Какие потребности реализовали пассажиры?

1) социальные

2) духовные

3) физиологические

4) престижные

Ответ: 3

Комментарий:

 

72. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает.

Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

73. Школьник Матвей готовится к контрольной работе по химии, а его отец – архитектор работает над новым проектом. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания, – учёбу и труд. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) создание материальных благ

2) использование необходимой информации

3) использование специальной технологии

4) возможность общения в процессе деятельности

Ответ: 1324

Комментарий:

 

74. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

1) класс, страта

2) демократия, монархия

3) парламент, федерация

4) деньги, собственность

Ответ: 4

Комментарий:

 

75. Социальные условия жизни влияют прежде всего на формирование у человека

1) типа нервной системы

2) черт характера

3) наследственной предрасположенности

4) особенностей темперамента

Ответ: 2

Комментарий:

 

76. В свободное от учёбы время десятиклассник работает курьером. Данный пример иллюстрирует деятельность

1) учебную

2) трудовую

3) политическую

4) научную

Ответ: 2

Комментарий:

 

77. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.

Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

78. Есть люди, для которых соблюдение точного, сложного и многогранного режима – своего рода хобби. Они всегда знают, что им надлежит делать в следующий момент, у них всё расписано. Другие поступают так по необходимости, из-за большого числа разнообразных нагрузок. Но для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств. Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше. Неожиданно зашедший в гости приятель, телефонный звонок или интересная телепередача легко могут разрушить даже самые благие намерения.

При составлении режима необходимо прежде всего считаться с реальностью внешнего мира. Но не забудем ещё и реальность внутреннего. Люди различаются не только своим сознательным отношением к режиму, но и, если можно так выразиться, способностями к нему.

Некоторым людям режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях, он будто сам собой вытекает из их натуры. Я называю таких людей «ритмиками». Не берусь утверждать, что главное в возникновении этого типа: рано и прочно выработанная привычка или прирожденная психофизиологическая скоординированность. Другой полюс – дизритмики. Мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы. Это два крайних полюса. Обычный человек находится где-то между тем и другим.

Нечего и говорить, что в обычном режиме трудового дня ритмикам живётся хорошо, полуритмикам средне, а дизритмик оказывается в положении хронической катастрофы. Если он подчиняется ритмам среды, он плохо себя чувствует. Если не подчиняется – тоже плохо, ибо никто ему этого не прощает. Относительно жёсткого режима, принятого обществом, их внутренняя организация, конечно, неудачна, но это не значит, что они не представляют собой более совершенный тип по каким-то другим критериям.

Если вы в течение ряда лет честно выдерживали режимы и перепробовали несколько вариантов с достаточной длительностью, но всё равно ничего не получалось, то вы, скорее всего, дизритмик. Не требуйте от себя высокой продуктивности в те часы и дни, когда организм её не даёт, подлавливайте хорошее время и полноценно выкладывайтесь. Возможно, изучив себя, вам удастся и в неправильных колебаниях вашего состояния уловить кое-какие закономерности. Кроме того, всё меняется: со временем, быть может, изменятся и ритмы вашего организма; возможно, они упростятся и скоординируются.

 

(По В. Леви)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

План

ü Особенности составления режима дня

ü «Ритмики» и «дезритмики»

ü Особенности режима дня «дезритмиков»

 

2. Что, по мнению автора, мешает составлению чёткого расписания? Какой главнейший

принцип составления расписания предложил автор?

ü Для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств.

ü Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше.

 

3. Какие типы людей по способности к соблюдению режима выделил автор? (Используя содержание текста, назовите три типа и дайте краткую характеристику двух типов.)

ü «Ритмики» (режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях).

ü «Дизритмики» (мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы).

ü «Полуритмики» (где-то между «ритмиками» и «дизритмиками»)

 

4. Какую работу, сферу деятельности Вы могли бы рекомендовать представителю каждого

из названных автором типов людей? Используя содержание текста и обществоведческие знания, кратко поясните каждую свою рекомендацию

ü «Ритмики» - руководитель фирмы, предприятия (нужно чётко планировать свои дела, разнообразие встреч)

ü «Полуритмики» - в основном люди рабочих специальностей, интеллигенция, офисные работники (соблюдают рабочий режим, в остальном живут не по расписанию)

«Дизритмики» - творческая деятельность, например, художник, писатель (работают по вдохновению), работа на дому.

 

5. В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Всё больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома, в любом другом комфортном месте, лишь изредка собираясь в офисе для обсуждения планов. Какие преимущества даёт работникам такая форма организации труда? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите три преимущества.)

ü Выбор объема.

ü Выбор времени.

ü Отсутствие жесткого контроля. труда.

ü Полная самостоятельность.

ü Много времени для домашних дел.

 

6. Объясните, зачем каждому человеку нужно изучать себя, выяснять особенности своей психофизической организации. (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.)

ü Нужно знать особенности своего темперамента, чтобы жить с внутренней гармонией

ü Зная особенности своей психофизической организации, можно с наименьшими ошибками определиться с профессиональной деятельностью.

 

79. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно

используют понятие

1) индивидуальность

2) индивид

3) личность

4) темперамент

Ответ: 3

Комментарий:

 

80. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

81. Верны ли следующие суждения о личности?

А. В понятие «личность», прежде всего, включают характеристики, обусловленные биологической сущностью человека.

Б. Развитие личности продолжается в течение всей жизни человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий:

 

82. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) образование, мораль

2) федерация, конфедерация

3) сословие, этнос

4) капитал, деньги

Ответ: 3

Комментарий:

 

83. Марина готовится к экзамену по истории: читает школьный учебник, справочную литературу, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является

1) сборник тестов по истории

2) школьный учебник

3) справочная литература

4) отличная отметка

Ответ: 4

Комментарий:

 

84. Н. учится в университете. Он общительный человек, увлекается музыкой и часто вместе с друзьями ходит на концерты. Всё это характеризует Н. прежде всего как

1) друга

2) личность

3) студента

4) потребителя

Ответ: 2

Комментарий:

 

85. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природные процессы влияют на развитие общества.

Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

86. Учёные страны Z провели опрос групп 25-летних и 60-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для 60-летних более характерен выбор противоборства, чем ухода из ситуации.

2) Уступку выбирают одинаковые доли опрошенных обеих групп.

3) Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

4) Противоборство выбирает меньше 60-летних, чем 25-летних.

5) Среди 25-летних сотрудничество менее популярно, чем уход из ситуации.

Ответ: 245

Комментарий:

 

87. Учёные страны Z провели опрос групп 25-летних и 60-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в

СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в

ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При выборе способа поведения в конфликте проявляются возрастные различия.

2) Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.

3) Люди старшего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии.

4) Молодые люди в большей степени, чем люди старшего возраста, склонны отстаивать свои интересы в открытом противостоянии.

5) Большая часть опрошенных в обеих группах не понимает, что такое толерантность.

Ответ: 124

Комментарий:

 

88. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

1) общества и личности

2) гражданина и государства

3) общества и природы

4) производства и потребления

Ответ: 3

Комментарий:

 

89. Что характеризует человека как личность?

1) задатки

2) внешняя индивидуальность

3) принадлежность к определённой расе

4) общение

Ответ: 4

Комментарий:

 

90. Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) посредничество

2) сотрудничество

3) уход от конфликта

4) арбитраж

Ответ: 3

Комментарий:

 

91. Верны ли следующие суждения об основных сферах общественной жизни?

А. В каждой сфере общественной жизни решается определённая группа задач и проблем социального развития.

Б. Все сферы общественной жизни взаимодействуют друг с другом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий:

 

92. Какая потребность человека имеет социальную природу?

1) в отдыхе и сне

2) в продолжении рода

3) в дыхании

4) в труде

Ответ: 4

Комментарий:

 

93. Т. – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Т. много друзей, он общительный, энергичный человек. Все эти качества характеризуют Т. как

1) руководителя

2) личность

3) работника

4) индивида

Ответ: 2

Комментарий:

94. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?

А. Общество всегда негативно влияет на природу.

Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аграрный переворот. Движение фениев Ирландия после 1848 г. | Моё тело.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.225 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал