Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные преступления против личности
Одной из сравнительно новых проблем обеспечения информационной безопасности является проблема защиты информационных прав личности. Такие права охраняются законодательством ряда стран, в том числе и России. Так например, в действующей Конституции Российской Федерации содержатся следующие положения, гарантирующие право на информацию всех граждан России: • «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п.4); • «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ст. 29, п. 5); • «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст. 44, п. 1); • «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не предусмотрено законом» (ст.24, п. 2); • «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ст. 41, п. 3). Право на информацию является одним из важнейших прав человека.Это одно из самых крупных завоеваний демократии, которое содействует развитию человека, общества, государства и всей цивилизации в целом. Именно поэтому нарушение этого права и должно квалифицироваться как преступление против личности и преследоваться законом. Социально-психологической базой для таких правонарушений в России является традиционная ментальность наших чиновников, доставшаяся нам в наследство от предыдущего тоталитарного режима. В соответствии с этой ментальностью чиновники стремятся ограничить доступ населения к той информации, которую они контролируют, хотя значительная часть этой информации может быть отнесена к категории общедоступной и ее получение не ограничивается законом. В настоящее время в России еще не созданы эффективные механизмы контроля за соблюдением прав граждан на информацию. Так, например, Минюстом России с 1995 года разрабатывается проект федерального закона «О праве на информацию», а Роскоминформом велась разработка закона «О правовой информации». Еще один вид информационных преступлений связан с нарушением прав личности на информационную безопасность. Такие права также закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет их следующим образом: • «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, п. 1); • «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» (ст. 23, п. 2), • «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается» (ст. 24, п. 1). Приведенные выше конституционные положения направлены на защиту персональной информации о гражданах страны, сбор и незаконное распространение которой может служить основой для вымогательства, шантажа, слежки за их частной жизнью, психологического давления и т.п. Эти положения приобретают особую значимость уже в современном (а тем более в информационном) обществе. Ведь уже сегодня деловая и частная жизнь многих миллионов наших современников оставляет «электронный след»в различного рода информационных системах и базах данных. Фиксируется все — и телефонные звонки, и оплата счетов, и поездки, и таможенные декларации, и даже покупки в магазинах, если они оплачиваются при помощи кредитных карточек. Значительная часть персональных данных о личности накапливается сегодня в государственных и муниципальных информационных системах и это уже вызывает определенную тревогу в обществе. Возможность доступа к этим данным бюрократического аппарата и их свободного использования нарушает баланс между интересами личности и государства, создает угрозы личной свободе граждан и гражданскому обществу в целом. Так, например, информация о прописке граждан, хранящаяся в паспортных столах служб коммунального городского хозяйства России, в последнее время все более часто становится источником махинаций и преступлений с недвижимостью. Интерес для преступников имеют и данные о суммах вкладов граждан, хранящихся на их счетах в сберегательных банках. Впервые на эту опасность обратили внимание в ФРГ еще в конце60-х годов, когда и была сформулирована новая социальная проблема защиты персональных данных, которая стала исключительно актуальной сегодня, на порогеXXI века. В настоящее время уже более двадцати стран мира приняли законы по защите персональных данных и имеют соответствующие механизмы для контроля за их соблюдением. Подготовлен проект федерального закона «О персональных данных» и в России. Его принятие, а также создание действенного механизма по контролю за его использованием — важные и необходимые условия обеспечения информационной безопасности личности в нашей стране. 5.3. Самостоятельная работа по теме: (вопросы) Обсуждение «Права и свободы личности в информационном обществе. Морально-этические нормы в информационном обществе (в интерактивной форме) Перечень тем для обсуждения: 16 Информационное общество и перспективы его развития 17 Права и свободы личности в современном обществе 18 Понятие морально-этических норм 19 Отношение современных людей к морально-этическим нормам 20 Морально-этические нормы и информационное общество, возможности совместного функционирования. Методические указания к организации обсуждения: По данным темам необходимо подготовить доклады в форме мультимедиа презентаций. Время выступления 5 минут, после каждого выступления дается 2 – 3 минуты для ответов на вопросы и обсуждение темы. Для обсуждения выбирается руководитель, секретарь и жюри, включающее 3-х человек. При этом выступить должны все студенты группы, в том числе руководитель, секретарь и жюри. Функции руководителя: Организация обсуждения. Организация выступления участников и сбор презентаций в общую сетевую папку (рабочая папка). Правильное формулирование имени файла. Следить за выполнением регламента и временем выступления участников. Контроль деятельности секретаря и жюри. (Зарабатывает 3 балла к общему рейтингу по обсуждению.В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса). Функции секретаря: Фиксация выступления участников обсуждения. Фиксация задаваемых вопросов и выставляемых баллов в специальной электронной форме. Подсчет результатов по обсуждения. (Зарабатывает 1, 5 балла к общему рейтингу по конференции.В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса). Функции жюри: Оценивание выступления участников и умения отвечать на вопросы. Члены жюри совещаются в конце выступления участников. Выставляют баллы. Оценивается само выступление, оформление презентации, а также умение отвечать на вопросы. (Каждый член жюри зарабатывает 1, 5 балла к общему рейтингу по итогу обсуждения.В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).
Презентации оформляются в соответствии со следующими требованиями: Имя презентации: Иванов_И.И._101_соц_работа. Презентация должна содержать ряд обязательных слайдов: · Титульный лист: o тема презентации; o кто выполнил, кто проверил; · План: o структура Вашей презентации; · Основная часть: o слайд 1; o слайд 2; o слайд 3; o … · Список литературы: o книги; o интернет источники; · Вежливость: o Спасибо за внимание! Требования к оформлению:
|