![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное состояние и перспективы развития опорного каркаса России ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Опорный каркас России чрезвычайно неравномерно распределен по территории страны: наибольшим сгущением как узловых, так и линейных систем каркас характеризуется в европейской части страны, в то время как в азиатской части он чрезвычайно разрежен, что особенно характерно для северных районов Сибири. Географически логично то выдающееся скопление крупнейших центров, которое наблюдается в Урало-Поволжье, соответствующее экономико-географическому положению региона, его скрепляющей роли в территориальной структуре всей России. Развитость транспортного каркаса, образованного широтными и меридиональными линиями, сочетается с развитостью урбанистического каркаса. Регион предоставляет своим центрам возможность выступать в роли важнейших узлов межрайонных взаимодействий. Не случайно его первенствующие города — Самара и Екатеринбург — назывались кандидатами на пост столицы России при обсуждении вопроса о ее переносе из Москвы. Роль временной столицы в годы войны Самара уже выполняла. Опорные центры Севера сети не образуют, отмечая разрозненные и разделенные колоссальными расстояниями очаги освоения. Каждый из таких очагов привязан к своим базовым ареалам, потребности в связях между ними нет. Опорные центры, формирующиеся не в глубине ресурсных ареалов, а на подступах к ним, намечают, пока «пунктиром», контактную полосу между староосвоенными районами и северной зоной. Формирование в недалеком будущем системы ВСМ и продолжающаяся дифференциация в совокупности узлов каркаса вызовет выделение в нем главных элементов — и линейных и узловых. Возникает «суперкаркас», в который из узлов войдут региональные центры и субцентры, «вторые города» экономических районов, наиболее крупные порты, научные центры и курорты.
Выводы
Прежний опорный каркас России в настоящее время претерпевает изменения: сформированная в эпоху советской индустриализации экономика начала интегрироваться в глобальный рынок, перестала быть замкнутой и самодостаточной, эффективность утратили как отдельные производственно-технологические комплексы (достаточно упомянуть, что после того, как исчез централизованный контроль за ценами значительная часть продукции из Сибири и Дальнего Востока стала неконкурентоспособной), так и их территориальная проекция в виде системы расселения. Новая система расселения и пространственная организация Российской Федерации формируется хаотично и закрепляет в первую очередь сырьевую специализацию страны и транзитный характер развития многих ее регионов – во многом этот процесс поддерживается иностранными игроками, которые заинтересованы в сугубо сырьевой функционализации России. В Российской Федерации должен быть сформирован новый опорный каркас пространственной организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного развития. Узлами опорного каркаса должны выступить крупные городские агломерации – инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность в стране и выступающие источником изменений. Таких опорных регионов в РФ будет относительно немного. В настоящий момент в стране только один мегаполис мирового масштаба – Москва и один всероссийского – Санкт-Петербург. Остальные 11 миллионников – города с населением в интервале от полутора до миллиона человек. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нет ни одного миллионника (при том, что в Китае их около 100, из которых 10 новых выросли вдоль границы с Россией). Почти все крупнейшие города-миллионники за время между двумя последними переписями потеряли 2–5% своего населения, а Санкт-Петербург – 7%. Из 13 миллионников рост демонстрируют только Москва, Ростов-на-Дону и Волгоград. Опорные регионы, будут узлами опорного каркаса пространственной организации страны и должны «собирать» российскую территорию как основные транспортные узлы, зоны интеграции РФ с глобальной экономикой, территории концентрации центров управления товарными, финансовыми, информационными и миграционными потоками. Узлы опорного каркаса должны быть дополнены новыми объектами линейной системы опорного каркаса – дополнительными транспортными магистралями. Только в этом случае в стране можно сохранить «точки роста» даже в условиях долгосрочного тренда депопуляции и обострения дефицита рабочей силы.
|