![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 15. Генетическая и когнитивная психология
1. Теория Пиаже, Брунера 2. Теория Фестингера, Келли Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии (его докторская диссертация была посвящена моллюскам). Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта, и этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, причем, адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема не дается в готовом виде человеку при рождении. Она вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой (ребенок осознает понятие числа, играя с камушками). Изучая связь мышления с речью (20-е годы), он задавал детям вопросы: почему дует ветер, откуда берется дождь, откуда луна на небе появилась. Анализируя ответы детей, он пришел к выводу, что развитие мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним. Также и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других. Эта позиция Пиаже вызвала критические замечания со стороны Выготского и Штерна, которые доказали, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот. Пиаже открыл особенности детского мышления, такие как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Эти особенности получили название феноменов Пиаже. Ребенку дается задание срисовать некий макет местности: горки, спуск, домик и т.д. Он это делает. Затем дается задание срисовать его с позиции куклы, которая сидит с другой стороны макета. Однако ребенок до определенного возраста (6-7 лет) не понимает этого: он опять рисует местность так, как видит ее сам со своей позиции. Эгоцентрическая позиция приводит и к склонности объяснять природные явления как продукт деятельности людей (ветер дует и помогает людям на парусниках, луну сделал Боженька или космонавты). Несмотря на большую информированность московских детей по сравнению с женевскими 20-х годов, в ответах проявляются те же особенности эгоцентрического мышления дошкольников. В 30-годы Пиаже занялся исследование операциональной стороны мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительный операций. Операции – это усвоенные ребенком (интериоризированные) действия. Отдельные интеллектуальные операции появляются и развиваются у ребенка постепенно. От рождения до двух лет у ребенка развивается сенсомоторный интеллект. С двух лет ребенок уже способен к символическому мышлению. Стадия длится до семи лет. Это предоперационная стадия, когда у ребенка начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. На этой стадии наблюдается множество феноменов Пиаже. В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал представления детей о сохранении количества, что является критерием сформированности операции, ее обратимости: ребенку дают два одинаковых шарика из пластилина. На его глазах экспериментатор раскатывает и один из шариков в колбаску и спрашивает: где больше пластилина. Ребенок отвечает, что в колбаске, потому что она длиннее. Таким образом Пиаже доказывал, что обратимость доступна детям только в конце дошкольного возраста. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться. С семи-восьми лет до 11-12 лет эти феномены исчезают. Эта стадия конкретных операций. Формируется конкретное и абстрактное логическое мышление. Лишь на стадии формальных операций с 11-12 до 15 лет, завершающейся окончательным становлением интеллекта, подросток приобретает способность к осуществлению дедуктивного рассуждения. В настоящее время подвергается критике его понимание обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. Исследования Гальперина, Давыдова свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен эгоцентризм. Отсюда вывод: феномены Пиаже могут быть получены только при соответствующем методе исследования детского интеллекта – методе возрастных срезов. Если использовать другие методы, а именно, формирование умственных действий, то получаются совсем иные результаты: в том же возрастном периоде никаких феноменов Пиаже не обнаруживается. Важен не сам факт, важен путь его получения. Меняем путь – получаем новый факт. Поэтому нужно не только коллекционировать или обобщать факты – нужно знать способ их получения. Вот зачем психологам изучать историю психологии. Она не есть некий довесок к основной психологии, она – необходимое звено любого психологического исследования. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем американского психолога ^ Джером Брунер (р.1915). В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся из размеры. Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подобных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей. В структуре восприятия Брунер выделил три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). На основе кросскультурных исследований Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т.е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека. Эти усилители могут быть как реальными, техническими, так и символическими, причем разные культуры вырабатывают разные усилители. Проведенное Брунером кросскультурное исследование феноменов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Брунер разработал методику формирования искусственных понятий, которая была опробована на разных детях. Он пришел к выводу, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как всем детям присущи любопытство и желание научиться решать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами, в результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и появляется чувство скуки. Эти исследования Брунера оказали существенное влияние на систему американского образования.
|