Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и методы административного права
Административное право регулирует и охраняет общественный порядок в государстве. Предметом регулирования норм административного права являются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти. Административное право — это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. Административное право использует метод централизованного, императивного регулирования, т.е. метод «власти — подчинения». Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически-властных предписаний одной из сторон. В то же время административное право использует и дозволение, дающее субъекту либо возможность выбора действий, установленных административно-правовой нормой, либо возможность действовать по своему усмотрению. Таким образом, основными способами административно-правового регулирования предстают предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения. Административное право включает две части: общую и особенную. Общая часть включает юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.). Особенная часть представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих отношения в сферах государственного управления — экономической, социально-культурной, административно-политической.
2. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав, виды Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: 1) антиобщественность - заключается в том, что административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям; 2) противоправность - заключается в том, что субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом; 3) виновность - правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности; 4) наказуемость - только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность. Этими элементами выступают: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения. Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом (общественный порядок, честь и достоинство граждан). Например, мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан - причиняют вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено административное правонарушение? Она характеризуется противоправным действием или бездействием. Кроме этих элементов, при квалификации необходимо учитывать время, место, способ и другие обстоятельства совершенного правонарушения. Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершивший административное правонарушение. Индивид — это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста наступления административной ответственности (16 лет) и совершившее административное правонарушение. Вменяемость - психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Субъективная сторона административного правонарушения - внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотив и цель. Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение). Цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение). Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергнется административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения лица, совершившего административное правонарушение к административной ответственности.
|