![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 3 ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Пьеса построена на внешнем комизме, а интерес к комизму положений обычно влечет безразличие к разработке характеров героев комедии; последние обнаруживают тенденцию застывать в схематические образы, условные обобщения, лишенные индивидуальных черт и потому легко переносимые из пьесы в пьесу. Такие схематические ходовые образы называются масками. Таковыми были маски в итальянской commedia dell’arte. В комедии масок участвовало от десяти до тринадцати действующих лиц: две пары влюбленных, два комических старика, двое слуг, бойкая служанка и еще два-три второстепенных персонажа. Все эти герои имели установившиеся черты. Порвать совершенно со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони не решился. Так он сохранил в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. Но это уже не столько маски, сколько амплуа, и Гольдони часто меняет их традиционный психологический тип в зависимости от сюжета и замысла. Труффальдино -герой настолько блестящий, что затмевает всех вокруг. В образе Труффальдино Гольдони соединил двух Дзанни – ловкого проныру и простодушного растяпу. Э такий простачок и недотепа на первый взгляд. Но на самом деле, тот еще лис и пройдоха. Он везде добежит, везде успеет и, вопреки известной пословице, сможет даже поймать двух зайцев. Он кажется недалеким, но, когда нужно, может быть изворотливым и неотразимым. Гольдони создал просто превосходный, имеющий множество комических возможностей образ Труффальдино. В комедии «Слуга двух господ» Труффальдино играет главную роль. Этот персонаж самый необходимый для конфликта. Именно в нем персонифицирована действующая сила конфликта – Судьба, и одновременно его воля стремится к Любви. Противоборство двух сил происходит как внешне, в пьесе, так и в нем (можно сказать, его внутренняя коллизия). На протяжении всей комедии характер Труффальдино развивается и в итоге именно он является синтезом двух импульсов, которые самоуничтожаются. Из плута и пройдохи Труффальдино превращается в героя-любовника, о чем он сам говорит в последнем своем сонете: «Двум господам служить - плохое дело; Но похвалюсь, что справился я с ним: Из затруднений вышел невредим И побеждал их ловко и умело. То тут, то там я появлялся смело И помогал судьбе умом своим. Я б долго жил весельчаком таким, Когда б любовь мне сердце не задела! На многое способен род мужской, Но пред любовью ум - ничто, бесспорно: Легко тут станет трусом и герой! Итак, виною Купидон задорный: Двум господам мне впредь не быть слугой. Зато я вам - всегда слуга покорный!»
Вокруг любви молодых строится интрига комедии, именно они являются носителями второй действующей силы – Любви. У всех есть воля, стремления которой они пытаются реализовать на протяжении всей пьесы. Пара Беатриче-Флориндо строит главную линию фабулы, оба героя – благородны, действуют рискованно и активно противостоят Судьбе. Беатриче в этой паре кажется более активной, именно она завязывает конфликт и решается на опасную интригу ради Любви. Беатриче переодевается в мужчину, чтобы встретиться со своим возлюбленным Флориндо, что порождает множество недоразумений. Флориндо Аретузи – достойная пара для Беатриче и актанта Любви действует через него так же сильно, как и через Беатриче. Хоть он и менее действенен в пьесе, но не менее важен в отношении конфликта. Также благороден и последователен, как и Беатриче. Вторая пара влюбленных: Клариче-Сильвио. Она менее яркая, ибо противодействующие силы активнее взаимодействуют в основной фабульной линии, но их Любовь не менее подвержена прихотям Судьбы и они также упорно борются за её существование. Им гораздо сложнее, т.к. от них зависит меньше, чем от первой пары. Но они не менее важны в действии пьесы. Клариче, будучи дочерью богатого купца, не покоряется отцовским планам на ее судьбу. Она кажется немного наивной, но на самом деле очень умна и сообразительна. Она стойко переносит удары Судьбы и остается постоянной на протяжении всей пьесы, что доказывает так же и её благородство. Сильвио – менее мудр своей возлюбленной, но более активен и рискованней, что видно по его опасным попыткам реализовать свою волю (вплоть до убийства мнимого соперника). Влюбленные у Гольдони наделены поэтичностью, изяществом манер, внешней привлекательностью. Они хоть и претерпели известные изменения, но характерами так и не стали. Смеральдина - уверенная в себе девушка, которая говорит то, что думает. Хитрая и сообразительная, она всегда в курсе всего, что происходит вокруг. Она устраивает интриги Клариче и всегда блюдет ее интересы. Бесспорно, она отличная пара для Труффальдино. Наблюдая за ходом развития действия, мы ей симпатизируем и не удивительно, что ради неё Труфальдино претерпевает кар динальные изменения.
Остальные же действующие персонажи (Бригелла, Панталоне и Доктор) не так важны для конфликта и действия, они разве что являются свидетелями противоборства Судьбы и Любви. Они более статичны, чем влюбленные, хотя их маски Гольдони трансформировал и превратил типичные черты из негативных в позитивные. Бригелла - приличный хозяин гостиницы. Доктор Ломбарди - добропорядочный отец семейства, адвокат и врач. Панталоне деи Бизоньози - добродетельный покровитель невинности, образец купеческой честности и степенности.
Труффальдино – единственный характер в пьесе, выраженный самым лучшим образом, остальных же персонажей Гольдони ещё не вывел за рамки «масок», именно поэтому пьесу нельзя назвать «комедией характеров». Все иные герои – «маска +» (трансформируемая маска), которые, однако, не менее необходимы в механизме хода комедии. Каждое лицо пьесы, в согласии с Гегелем – стремясь к собственной цели (Любви), способствует, само того не зная, общему результату.
Жанровые особенности пьесы и её формальное строение:
Как было указано выше, особенности пьесы говорят о том, что это – комедия положений. Живое, разнообразное, динамическое действие, которое захватывает зрителя и не отпускает его вниманий до самого конца, а также наличие типичных итальянских масок – всё это Гольдони явно перенял с итальянской комедии дель арте. Из характеров развит только характер Труффальдино, поэтому комедией характеров мы пьесу назвать не можем. Пьеса состоит из 3 актов (22, 20, 17 явлений соответственно). Комедия интриги, требующая развернутого сюжета, расчленяется на 3-5 актов, а комедия дель арте имеет традиционное членение на 3 акта. Размеру комедии, развернутости её фабулы соответствует и количество персонажей. Помимо комичности – в пьесе присутствует и чувствительность, и поучительность. Это характеризует драматургию Гольдони. Сам же автор в предисловии к комедии назвал «Слугу двух господ» «комедией-шуткой».
Заключение
Проанализировав пьесу К. Гольдони «Слуга двух господ» мы можем сделать определенные выводы: «Слуга двух господ» - комедия положений, в которой главенствует интрига. Используется типичный ход комедии: метод ситуативного «кви про кво» (лат. qui pro quo) – «одно вместо другого». Фабула сплетенная, состоит из трех любовных линий. Перипетия трагическая, вывернутая наоборот. Исходная коллизия: волей Судьбы, Флориндо убивает брата Беатриче (Федериго) и Любовь пары становиться неосуществимой. Комедия с конфликтным способом осуществления действия. Тип конфликта: Человек-Судьба. Действующие силы: Любовь и Судьба. Судьба персонифицирована в Труффальдино, Любовь действует через персонажей всех любовных линий. Завязка внесценическая, состоит в смерти Федериго от руки Флориндо, возлюбленного Беатриче. Фаза кульминации – лживая весть о смерти влюбленных и реальная попытка самоубийства, тут же столкновение главных героев и развязка – все пары соединяются, а Труффальдино видоизменяется из плута в героя-любовника. Импульсы взаимоуничтожены, как результат – синтез и появление нового. Противоречие оказалось мнимым и разрешимым. Труффальдино – главный персонаж, обладающий развитым характером, все остальные – «маска +» (трансформированная маска).
Список использованной литературы
1. Гольдони Карло. Комедии. /Перевод с итальянского под редакцией А. К. Дживелегова - т. I. - М. Художественная литература, 1933.
|