![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение изучения темыСтр 1 из 8Следующая ⇒
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Методические указания для аудиторной работы к семинарским занятиям для студентов 2 курса по специальности «Педиатрия» ЧАСТЬ 1.
Красноярск УДК 61(091) И 90
История медицины: Методические указания для аудиторной работы к семинарским занятиям для студентов 2 курса по специальности «Педиатрия» под ред. А.В. Шульмина. – Красноярск: Издательство «КрасГМА», — 80с.
Составители: Козлов В.В., Сабанова А.О.
Методические рекомендации полностью соответствует требованиям государственного стандарта (2000); учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на педиатрическом факультете; для каждой темы имеются тестовые вопросы.
Рецензенты: зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Росздрава, д.м.н. проф. Гайдаров Г.М.
заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных знаний КрасГМА, д.м.н., проф. Кудашов В.И.
КрасГМА Тема №1 1. Тема занятия: Определение истории медицины. Основные цели и задачи, исторические источники. Значение изучения темы Учебное значение изучаемой темы: Знать определение истории медицины, как науки и предмета преподавания. Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям по дисциплине «История медицины». Личностное значение изучаемой темы: Понимать важность изучения предмета. 3. Цель изучения темы: Понять основные этапы развития медицины. Для достижения данной цели необходимо: Иметь верное представление о периодах эпох, знать пять периодов общественно-экономических формаций. Знать: Общую методику преподавания истории медицины и проведения занятий, ознакомиться с правилами подготовки рефератов. Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия. Иметь представление об основных этапах развития медицины в связи со сменой общественно-экономических формаций. Иметь навыки: рассуждения об изучаемой эпохе в контексте развития медицины. План проведения занятия
Основные понятия и положения темы 1. История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций с общей историей культуры народов. При изучении истории медицины можно увидеть, как происходило эволюционное развитие. Она показывает, как в ходе трудовой деятельности людей возникали и развивались практическое умение и навыки лечения. Кроме того, изучение прошлого врачебной науки показывает о болезни и здоровье. История медицины делится на частную и общую, где содержатся отдельные сведения о ее прошлом. 2. Задачей истории медицины является изучение главной закономерности и основных узловых проблем развития медицины в целом. 3. На сегодняшний день по дисциплине " История медицины" положена принятая в советской исторической науке периодизация, согласно которой всемирная история делится на 5 периодов: 1. История первобытного общества - приблизительно 2 млн. лет тому назад - 2. История древнего мира - 4 тысячелетие до н.э. - середина 1 тысячелетие н.э. 3. История средних веков - 475-1640 г.г. 4. История нового времени - 1640 - 1917 г.г. 5. История новейшего времени - с 1917 г. Эти периоды отражают развитие и смену 5 общественно-экономических формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической (последняя спорная). История медицины основана на фактах и событиях. 4.КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. 1.Первоисточники 2. Вторичные источники Существует семь групп исторических источников: 1. Основной (письменность) 2. Вещественные или материальные 3. Этнографические 4.Устные (фольклорные) 5.Лингвистические 6.Фотодокументы 7.Кинодокументы Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями. Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человеком от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия. Устные (фольклорные) источники – это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности. Лингвистические источники – отображение в речевой форме реальной исторической деятельности. Кино-, фотодокументы источники - фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно. Фотодокументы - отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события. 6. Контрольные вопросы: 1. Что изучает предмет «История медицины»? 2. Перечислите основные задачи Истории медицины. 3. Расскажите о периодизации, согласно которой следует делить Всемирную историю. 4. Что отражают данные периоды? 5. Назовите классификация исторических источников. 6. Сколько групп исторических источников существует? (перечислить). 7. Подробно рассказать о каждом из исторических источников. 7. Рекомендуемые темы УИРС: 1. Влияние учения М.В. Ломоносова на развитие медицины. 2. С.Г. Зыбелин и его вклад в медицинскую науку и практику. 3. Д.С. Самойлович - выдающийся ученый - эпидемиолог. 4. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика. 5. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины. 6. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского. 7. И.В. Буяльский и его вклад в развитие анатомии и хирургии в России. 8. Н.И. Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый. 9. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии. 10.Научно-практическая деятельность С.П. Боткина. 11.Г.А. Захарьин и его вклад в терапию. 12.Ф.Ф. Эрисман и его заслуга в развитии общественной гигиены в России. 13.Н.В. Склифосовский - известный русский хирург и ученый. 14.История врачебной этики. 15.Основы медицинской деонтологии. 16.Хирургия древних цивилизаций. 17.Великие открытия в медицине. 18.Медицина средневековья. 19.Медицина в эпоху Возрождения. 20.ВОЗ. 21.Врачи-декабристы. 22.Здравоохранение в Енисейской губернии и Красноярском крае. 23.Земские врачи. § Земская санитарная организация. § Чехов и земские врачи. § Зубоврачебная помощь в земской медицине. § Земская хирургия. § Москва - центр земской хирургии. 24.Красный крест. 25.Лауреаты Нобелевской премии (медики и физиологи): Я. Флеминг, И. Павлов, И. Мечников, Е. Чазов, В. Рентген, Р. Кох и др.). 26.Медицинские общества и ассоциации. 27.Медицинские кодексы и декларации. 28.Научные заблуждения в медицине (исторические аспекты). 29.Из истории обезболивания. 30.Медицина Египта, Индии, Месопотамии, Рима, Греции (одна из стран). 31.История арабской, скифской и византийской медицины. 32.Народная медицина. § Тибетская медицина в лечебном питании. § Народная медицина Хорезма. § Авиценна и народная медицина. § Русская народная медицина. 33.История медицины в России. § Больницы в дореволюционной России. § Оспопрививание в России: решение Екатерины II. § Медицина в Московском государстве. § Создание Российской Академии медицинских наук. § Первая детская больница России (1834). § Медицина в древней Руси. § Пироговские съезды. § Коллекция уродов в первом музее России. § Развитие системы общественного призрения в России. § Врачевание в средневековой Руси: период язычества. § К вопросу изучения голода на Украине (1932 - 33 гг.): в историко-медицинском аспекте. § Больница на Божедомке (из истории борьбы с туберкулезом). § Под опекой Петра I (первые отечественные врачи). § Гуманный подвиг русских врачей: Мессина, 1908. § Женщины-врачи России. § История медицинского образования. § История здравоохранения и медицины в Сибири. 34.История медицины Китая и Тибета. 35.Милосердие и благотворительность. § Этапы развития милосердия и благотворительности в России. § Милосердие вечности (о методах тибетской медицины). § Принципы благотворительности и московского купечества. § Российские сестры милосердия. § Великая княгиня милосердия. § Благотворительность, финансы, бизнес. § Пастыри у постели больного. 36.Медицина и религия. § Врач, больной и православная церковь. § Посты и медицина. § Православная церковь и охрана здоровья населения. 37.Медицина и писатели. § О медицинской деятельности А. Радищева в Сибири. § Ранение и смерть А.С. Пушкина. § Чем болели литературные герои? (Болезни крови в художественной литературе). § История болезни Гете. § История болезни И. Крылова. § Работы Ф. Шиллера как врача: его медицинская диссертация и болезнь. § Н.И. Пирогов и общественная медицина. § А.С. Пушкин и его медицинское окружение. § Медицина в жизни и творчестве М.А. Булгакова. § Медицина в жизни и творчестве А.П. Чехова. § Ф. Достоевский и медицина. § Н. Гоголь: скорбный лист, его врачебное окружение. § А.П. Чехов - врач, писатель, философ. § О болезни Льва Толстого. § Лев Толстой о медицине и медиках. § Смерть С. Есенина - факты и домыслы (судебно-мед. анализ). 38.Медицина и искусство. § О некоторых аспектах исторической взаимосвязи медицины и искусства. § Загадка смерти Моцарта. § Медицинские темы в экспозиции Государственного Эрмитажа. § Русские медики в произведениях искусства. § Объекты врачевания в зеркале искусства. § Врубель: болезнь гения. § Современный взгляд на историю заболевания Бетховена. § Медицинские термины и их связь с искусством и литературой. § Чем болел великий Ван Гог? § К истории болезни Ф. Шаляпина. § Тайна картины Рембрандта " Вирсавия". 39.Медицина и известные личности в истории и науке. § Иван Грозный глазами психиатра. § История болезни Петра I. § Чем болел Наполеон? § Александр Македонский: от чего умер полководец. § Миклухо-Маклай как врач. § О болезни Иммануила Канта и Гегеля. § Гитлер: болезнь Паркинсона и история. § История болезни М. Ломоносова. Список литературы Обязательные для подготовки к занятию литературные источники: Библиотека КрасГМА: Сорокина, Т.С. История медицины [Текст]: учебник для медицинских ВУЗов / Т.С.Сорокина.- М.: ПАИМС, 2004. -560 с;
|