Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иустин Евдокимович Дядъковский
Клиницист - терапевт, теоретик-патолог, основным методом познания считал опыт, наблюдение и здоровый смысл. Дядьковский рассматривал болезнь как процесс, охватывающий организм в целом, и в основу своей " системы болезней" положил состояние нервной системы. В диссертации " О действии лекарств на человеческое тело" он писал: " Вся жизнь человеческого тела от начала до конца есть не иное, что как постоянный химический процесс.... Жизнь человеческого тела есть постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних – человеческого тела". Новыми и оригинальными для развития медицины являлись представления Дядьковского о регулирующей роли центральной нервной системы и головного мозга, о целостности организма, учение об обмене как свидетельство единства организма с внешней средой, учение о наследственности и изменчивости под влиянием внешних условий и др. И.Е. Дядьковский русский врач и философ-материалист, профессор патологии и терапии Московский медик - хирургической академии. Он выделялся широтой и разносторонностью интересов. Жизнь он рассматривал как "...постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних - человеческого тела". Болезнь есть нарушение пропорций между внутренними силами человека и окружающей среды, И.Е. Дядьковский считал нервную систему важнейшим в организме, необходимой для " деятельности прочих частей тела", утверждал что главенствующая роль принадлежит высшей нервной системе, которая теснейшим образом соединяется с низшей нервной системой. И.Е. Дядьковский активно боролся за самостоятельность русской науки. А.М. Филомафитский учил своих слушателей, что богатый запас наблюдений и опыта, приобретенного у постели больного " драгоценнее всех отвлеченны умствований натурфилософии". Им создана " Физиология" изданная для руководства своих слушателей. Он утверждал, что жизненную силу нельзя смешивать с душой, что она есть свойство органической материи. А.М. Филомафитский изучил проблемы, связанные с переливанием крови, сущность которых он видел в действии " па нервную систему, а через сию последнюю и на все отправления животно-химического процесса". Он участвовал в изучении наркоза. По специально разработанной программе " спасительное средство" сначала изучалось в лаборатории на животных, а потом на человеке. Обращается внимание на необходимость охраны здоровья народа. Выдающимися представителями медицинской науки в России этого времени были: первый русский профессор медицины С.Г. Зыбелин, анатом и хирург М.И. Шеин, акушер и педиатр Н.М. Максимович – Амбодик. Эпидемиолог Д.С. Самойлович и др. В их трудах нашли отражение вопросы возрастной анатомии, педиатрии. В связи с развитием медицинских учреждений возникает потребность в медицинских кадрах. Для их подготовки были организованы госпитальные школы. В 1707 году была открыта первая школа при первом госпитале в Москве. Позднее были открыты аналогичные школы при других открывшихся госпиталях. Данная система подготовки отечественных медиков полностью себя оправдала. Обучение врачей здесь было практическим, по существу –клиническим и имело значительные преимущества перед схоластическим преподаванием в университетах Западной Европы того времени. В 1764 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт медицинский факультет Московского университета. С приходом русских ученых – медиков обучение в Университете также как и в госпитальных школах приобрело практическую. СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В XVIII-НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: *1755-Торжесвенное открытие Императорского Московского Университета. *1791-Предоставление ИМУ права присуждать степень доктора медицины. * 1812-Участие профессоров, преподавателей и студентов медицинского факультета. При Екатерине II в управлении медицинским делом в России произошли изменения. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию. Функции её расшились. В 1755г. во всех губерниях Российской империи были созданы Приказы общественного призрения. Функция: организация сиротских домов, богаделен, больниц и аптек. Учреждены должности уездных врачей. В 1797г. на местах были учреждены местные органы управления медицинским делом – губернские врачебные управы. Общественно – политическая и экономическая обстановка в России характеризовалась развитием капиталистических отношений в хозяйственной жизни, оживлением борьбы за демократические преобразования в стране (декабристы) и наступившей затем реакции в общественно – политической жизни, образовании и медицине. Характерным примером реакционного направления в медицинском образовании явилось решение государственного чиновника Магницкого о захоронении анатомических препаратов, обнаруженных им в Казанском университете. По существу санкционировался откат от клинического обучения к богословию и схоластике. Несмотря на достаточно сложную обстановку, медицина в России продолжала успешно развиваться. Развитие хирургии в России в силу сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии. В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская Медико-хирургическая академия. Преподавание в Академии было практическим: студенты производили анатомические вскрытия, наблюдали большое количество операций и сами участвовали в некоторых изних под руководством опытных хирургов. В числе профессоров Академии были П. А. Загорский, И. Ф. Буш — автор первого русского «Руководства к преподаванию хирургии» в трех частях (1807), И. В. Буяльский — ученик И. Ф. Буша и выдающийся предшественник Н. И. Пирогова. В Москве развитие хирургии тесно связано с деятельностью Ефрема Осиповича Мухина (1766—1859) — видного русского анатома и физиолога, хирурга, гигиениста и судебного медика. Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795—1816) и медицинского факультета Московского университета (1813—1835), Е. О. Мухин издал «для пользы соотчичей, учащихся медико-хирургической науке, и молодых лекарей, занимающихся производством хирургических операций», свои труды «Описание хирургических операций» (1807), «Первые начала костоправной науки» (1806) и «Курс анатомии» в восьми частях (1818). Он внес существенный вклад в развитие русской анатомической номенклатуры. По его инициативе в Московском университете и Медико-хирургической академии были созданы анатомические кабинеты, введено преподавание анатомии на трупах и изготовление анатомических препаратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый его учениками И. В. Буяльским и Н. И. Пироговым). Развивая идеи нервизма, Е. О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний. Контрольные вопросы 1. Каким образом складывалась общественно – политическая и экономическая обстановка в России в конце 18 века -первой половине 19 века? 2. Как вы можете оценить материалистические взгляды Радищева А.Н. и его отношение к медицине? 3. Расскажите о влиянии философских знаний Белинского В.Г., Герцена А.Г. на развитие естествознания и медицины? 4. Имела ли место борьба материализма и идеализма в русской медицине? 5. Расскажите о возникновении первых русских школ: а) М.Я. Мудров - создатель русской клинической школы? б) И.Е. Дядьковский - естествоиспытатель и клиницист, его роль в создании неврогенной теории патогенеза? в) А.М. Филомафитский - основоположник экспериментальной физиологии в России? 6. Как происходило развитие теоретической медицины? 7. Какие отечественные научные школы вы знаете, перечислите? а) Остановитесь подробно на анатомической (П.А. Загорский); б) Остановитесь подробно на экспериментальной физиологии (А.М. Филомафитский); 8. Расскажите о развитии клинической медицины, отечественной научной школы: а) Подробно остановитесь на терапевтической (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский). 7. Тестовые задания по теме: 1. Кто был первым русским профессором Московского университета: а) М.Я. Мудров б) С.Г. Зыбелин в) И. Е. Дядьковский г) А.П. Протасов 2. Каким врачом по специальности был М.Я Мудров? а) терапевтом б) хирургом в) эпидемиологом г) акушером-гинекологом 3. М.Я. Мудров одним из первых в России стал применять: а) перкуссию и аускультацию б) наркоз в) биохимический анализ крови г) термометрию 4. Как назывался первый медицинский журнал издаваемый на русском языке: а) " Медицина" б) " Здоровье" в) " Санкт-Петербургские врачебные ведомости" г) " Московские врачебные ведомости" 5. Кто первым в России разработал правила написания истории болезни посистемно: а) Н.И. Пирогов б) М.Я. Мудров в) П.А. Загорский г) С.П. Боткин 6. Лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук: а) П.З. Кондоиди б) Л.Л. Блюментрост в) Н.Л. Бидлоо г) И. Лесток 7. Кто является автором «Домашнего лечебника»: а) Зыбелин С.Г. б) Протасов А.П. в) Самойлович Д.С. г) Ломоносов М.В. 8. Какой выдающийся анатом и хирург стал первым русским главным врачом Московского госпиталя? а) Щепин К. И. б) Шеин М. И. в) Буш И.Ф. г) Загорский П. А. 9. Кто первым возглавил госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе Петра I? а) М. Я. Мудров б) М. И. Шеин в) Н.Л. Бидлоо г) К.И. Щепин 10. Кому принадлежал труд «О посредственной аускультации» 1819г.? а) Н. Корвизар б) А. Пьерри в) И. Некода г) Р. Лаэннек 11. Создатель первой в России тюремной больницы: а) М. И. Шеин б) И. Е. Дядьковский в) А.П.Протасов г) Ф.П. Гааз 12. Какой путь решения проблемы нехватки врачей в России избрал Петр I? а) Направление россиян за рубеж для получения высшего медицинского образования б) Приглашение в Россию врачей-иностранцев в) Создание высших медицинских учебных заведений в России г) Присваивал статус врача народным целителям 13. Кто первым читал лекции по медицине на русском языке? а) Д.С. Самойлович б) Н.М. Максимович-Амбодик в) Н.Л. Бидлоо г) С.Г. Зыбелин 14. Создание Императорского Московского университета было утверждено в 1755 году царским указом: а) Елизаветы Петровны б) Екатерины II в) Петра I г) Анны Иоановны 15. Какие факультеты были первоначально открыты в Императорском Московском университете? а) юридический, исторический, философский б) гуманитарный, юридический, медицинский. в) юридический, философский, медицинский. г) духовный, юридический, физико-математический.
|