Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №12 Экологические проблемы питания. Основные источники и последствия загрязнения питьевой воды.
План лекции: Экология как наука. Экология – относительно молодая наука, которая сформировалась как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX – начале XX в. В настоящее время она находится в состоянии интенсивного роста и развития. Термин «экология» (от греч. «Oikos» – дом, жилище, местообитание, «logos» – наука) впервые был введен немецким зоологом и философом Э. Геккелем в 1866 г. в труде «Всеобщая морфология организмов» для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных со средой их обитания. По отношению к растениям термин «экология» впервые применил датский ботаник Е. Варминг в 1895 г. Во второй половине XIX в. экологи относили организм к самому сложному уровню организации жизни. В процессе дальнейшего развития экологии было установлено, что существуют более сложные, чем отдельный организм, уровни организации жизни - надорганизменные уровни организации биологических систем (популяция, биоценоз, экосистема, биосфера), поэтому представление о содержании экологии значительно расширилось. В настоящее время существует ряд определений экологии как науки, сформулированных известными экологами. Экология – это наука о взаимодействии организмов и биологических систем надорганизменного уровня (популяции, биоценозы, экосистемы, биосфера) с условиями среды обитания. Экология– это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов на всех уровнях интеграции в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Экология относится к числу фундаментальных подразделений биологии, исследующей фундаментальные свойства жизни надорганизменного уровня организации. Она изучает совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой единство (систему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества (Федоров, 1980). Экология – это наука о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями окружающей среды. Основными формами существования видов животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания являются внутривидовые группировки (популяции) и многовидовые сообщества (биоценозы, экосистемы). Поэтому современная экология изучает взаимоотношения организмов и среды на популяционно-биоценотическом и экосистемном уровнях организации жизни. Экология как наука имеет два аспекта: познание и объяснение сущности законов и закономерностей развития природы и применение полученных знаний для решения проблем охраны окружающей среды. Практическое значение экологии состоит прежде всего в решении вопросов природопользования, так как экология создает научную основу эксплуатации природных ресурсов. Предмет и содержание экологии Существует 9 уровней организации живой материи, образующих иерархию: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный (популяционно-видовой), биоценотический, экосистемный (биогеоценотический) и биосферный. Предметом изучения экологии как науки являются уровни организации жизни, начиная с организменного. Главным предметом исследования в экологии являются экосистемы. Основной предмет экологии – изучение экосистем, включающих растения, животные и микроорганизмы в определенной среде обитания, их динамику во времени и пространстве. Наиболее важными категориями для анализа экосистем являются энергия, материя и информация. Изучение этих категорий в экосистемах в процессе их развития и взаимодействия с окружающей средой – главная задача экологии. Структура экологии. Современная экология включает пять основных разделов. 1. Биоэкология: - «классическая» экология, сформировавшаяся в рамках биологии. Она изучает взаимодействия организмов и надорганизменных систем всех уровней между собой и окружающей средой. 2. Общая ( теоретическая) экология. 3. Геоэкология (географическая) экология. 4. Экология человека. 5. Прикладная экология: 5.1. Инженерная и промышленная экология. 5.2. Сельскохозяйственная экология. 5.3. Биоресурсная и промысловая экология. 5.4. Коммунальная экология или экология поселений. 5.5. Медицинская экология. 1. Соединения, имеющие алиментарное значение. Это необходимые организму нутриенты: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. 2. Вещества, участвующие в формировании вкуса, аромата, цвета, предшественники и продукты распада основных нутриентов, другие биологически активные вещества. Они носят условно неалиментарный характер. К этой группе относят также природные соединения, обладающие антиалиментарными и токсическими свойствами. 3. Чужеродные, потенциально опасные соединения антропогенного или природного происхождения. Согласно принятой терминологии, их называют контаминантами, ксенобиотиками, чужеродными химическими веществами. Эти соединения могут быть неорганической и органической природы, в том числе микробиологического происхождения. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья: 1) использование неразрешенных красителей, консервантов, антиокислителей или применение разрешенных в превышенных дозах; 2) применение новых нетрадиционных технологий производства продуктов питания или отдельных пищевых веществ, в том числе полученных путем химического и микробиологического синтеза; 3) загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами, используемыми для борьбы с вредителями растений или в ветеринарной практике для профилактики заболеваний животных; 4) нарушение гигиенических правил использования удобрений, оросительных вод, твердых и жидких отходов промышленности и животноводства, коммунальных и других сточных вод, осадков очистных сооружений; 5) использование в животноводстве и птицеводстве неразрешенных кормовых добавок, консервантов, стимуляторов роста, профилактических и лечебных медикаментов или применение разрешенных добавок и других соединений в повышенных дозах; 6) миграция в продукты питания токсических веществ из пищевого оборудования, посуды, инвентаря, тары, упаковок вследствие использования неразрешенных полимерных, резиновых и металлических материалов; 7) образование в пищевых продуктах эндогенных токсических соединений в процессе теплового воздействия (кипячения, жарения, облучения), других способов технологической обработки; 8) несоблюдение санитарных требований в технологии производства и хранения пищевых продуктов, что приводит к образованию бактериальных токсинов (микотоксины, батулотоксины и др.). Поступают в продукты питания токсические вещества, в том числе радионуклиды, из окружающей среды – атмосферного воздуха, воды, водоёмов. Наибольшую опасность с точки зрения распространенности и токсичности для продуктов питания имеют следующие контаминанты: токсины микроорганизмов (афлотоксины, патулин и др.), тяжелые металлы (токсические элементы и превышающие предельно допустимые дозы микроэлементы), антибиотики, пестициды, нитраты, нитриты, нитрозоамины, диоксины и диоксиноподобные элементы, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), радионуклиды, пищевые добавки.
|