Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможно, со временем получит распространение и психологическая карта или характеристика, ведь психическое развитие не менее важно, чем физическое.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Анализ творчества дошкольников Творчество можно рассматривать с двух сторон: как процесс (о чем мы говорили выше) и как результат. В психологии более разработан анализ детского творчества по результатам Деятельности. Это хорошо видно на примерах предложенных учеными диагностических методик: в основе их лежит анализ вариантов решений, которые дает ребенок по предложенному заданию. Рассматриваются и оцениваются дорисованные фигуры, предложенные гипотезы, обнаруженные ребенком закономерности. Спектр творческих видов деятельности дошкольника достаточно широк. Такие работы детей, как постройки из конструктора, рисунки, поделки из пластилина, глины, придуманные истории, сказки, загадки, исполненные музыкальные пьесы, песенки, танцы, — это далеко не полный перечень возможных результатов детского творчества. Эти результаты оцениваются педагогами, психологами с учетом возраста ребенка, имеющихся у него знаний и умений для реализации замысла, опыта творческих поисков, условий деятельности (наличие необходимого материала, инструмента, отношение взрослых, использование образца, заданной схемы). При этом обязательно учитывается степень внешней заданное™ работы. Например, рисунки одного и того же ребенка получатся разными, если в одном случае попросить его нарисовать, то, что он хочет, в другом — что хочет, но по определенной теме, в третьем — не похожее на представленный образец, в четвертом — нарисовать по образцу, но с использованием других средств (например, красок вместо простого карандаша). И, быть может, совершенно отличной от всех других будет работа этого же ребенка, выполненная не по просьбе взрослого и не в его присутствии, а как результат «стихийного» творчества. Глубина оценки.творческого продукта может быть различной. Можно ограничиться констатацией факта, что он отличен от заданного образца, а можно провести детальный анализ его содержания, формы, особенностей использованных ребенком выразительных средств. В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, S3 оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. В настоящее время этот подход получил широкое распространение у нас в стране. Отечественные исследователи О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая разработали пятибалльную шкалу оценки сочиненной ребенком сказки с учетом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности: 0 баллов получает ребенок за отказ от задания или пересказ знакомой сказки; 1 балл — за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов; 2 балла — при внесении существенных элементов новизны в известную сказку; 3 балла — если это было дополнено деталями; 4 балла— за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку; 5 баллов — если изложение ее было развернутым. Задание .А вы никогда не замечали, придумывает ли сказки, истории ваш ребенок, воспитанник? Попробуйте предложить ему сочинить сказку. Как вы ее оцените? Предложите ребенку свою помощь. Как теперь вы оцениваете продукт совместного творчества? Творческие находки ребенка могут реализоваться не только в создании нового, оригинального замысла, но даже в выполнении какой-либо одной детали, представленной по-новому. У одаренных детей такое большое стремление к новизне, они во всем стремятся проявить себя по-другому, попробовать новое. Им скучно трудиться над однотипными работами, им обязательно нужен элемент новизны. Мать художника В.А.Серова писала, что когда сыну не было и четырех лет, он любил по вечерам рисовать лошадок, но при этом всегда замечалось новое движение. В шесть лет однажды нарисовал комнату с предметами без перспективы. Мать привела его к концу комнаты и обратила его внимание, как идут половицы, показала при помощи карандаша соотношение ближних и дальних предметов. Он сразу схватил суть объяснений и стал рисовать в ракурсе. А вот как описывает Л.Кассиль открытие перспективы шестилетним Колей Дмитриевым (очень талантливым мальчиком, прожившем всего 15 лет). «Сколько раз Коля бился над тем, чтобы рельсы на его рисунке уходили вдаль, чтобы туда же убегали провода на телеграфных столбах, как это бывает на самом деле... Но ничего не получалось. Рельсы со шпалами вставали у него торчком поперек рисунка, как лестница, или перегоражи- вали его вдоль, словно частокол... Но вот сегодня, когда Коля рассказывал Женьке и Катюшке свою «придумку» и стал чертить пути от станции, он вдруг на какое-то мгновенье, сперва ослепившее, но тут же словно сделавшее его необычайно зорким, увидел, что линии путей, уходя вдаль, сближаются... Открытие так поразило его, что он поскорее стер, затоптал рисунок на песке. Ему было уже не до рассказа. Хотелось скорее побежать домой, уединиться и повторить это чудесное открытие на бумаге, но его позвали «на музыку». Когда упражнения были сыграны, бросился в свой уголок... И вот сейчас с лихорадочной поспешностью, с азартом и сосредоточенностью настоящего исследователя Коля наносил давешний рисунок уже на бумагу — и чудо повторялось! Бумага словно прогнулась посредине, там, где Коля прочертил край земли. Коля нарисовал солнце, и оно выходило теперь оттуда, из неожиданно и чудесно возникшей глубины, из непостижимо образовавшейся дали дальней, и туда убегали рельсы, туда тянулись провода, и все сходилось в одной точке. Ему захотелось поделиться своим открытием с родителями. Кто знает, вдруг это совсем не так? — Тебе кто-нибудь показал? Или сам? — спросила мама. — Ну мам, конечно, сам!»1 Итак, в рисунках обоих мальчиков появилось новое — изображение перспективы. Это значительное достижение, если учитывать, что маленьким художникам всего по шесть лет. Но пришли они к нему по-разному. У Коли Дмитриева открытие перспективы — результат собственного творческого поиска. Сколько раз он пытался нарисовать убегающие вдаль рельсы, и не получалось, и вдруг — идея! И переживание чуда! Быть может, и у Вали Серова случилось бы так же, ведь он тоже любил наблюдать и рисовать и привносить новые элементы в рисунки и быстро схватил суть объяснений, но мама опередила его самостоятельный поиск, поспешила объяснить закон перспективы. Следовательно, анализ творческих работ детей не будет полным без рассмотрения самого процесса творческой деятельности. Нередко работы творческих детей ставят педагогов, родителей в тупик. Они не знают, как правильно относиться, как оценивать «творения», столь не похожие на работы других детей. Дениске идет четвертый год, и главная его особенность — в стремлении к творческим преобразованиям. На занятиях аппликацией в детском саду все дети сначала выкладывали детали снеговика на листе бумаги, а потом приклеивали. Денис быстро правильно расположил детали, но приклеил в обратном поряд- 1 Кассиль Л. Ранний восход.- М., 1953.- С.17-18.
54 55 ке: его снеговик стоял на голове. На замечание воспитателя он ответил: «Да, сделал не так», — но переделывать не стал. — Почему же ты заставляешь своего снеговика стоять на го — Я не заставляю, он сам хочет. Ведь он ни бегать, ни пры Дениске стало жалко снеговика, и он придумал, как помочь, как сделать жизнь снежного человека интереснее. На конструировании дети освоили постройку моста и получили задание каждому построить свой мост. У всех получились хоть и разные по длине, высоте, но мосты, только у Дениски что-то совсем другое. — Это мост? — спросила воспитательница. — Нет, корабль. — Но ведь задание было: придумать и построить мост. У тебя — Это я через маленькие речки мосты строил, а когда боль Оказывается, Денис представил себе огромную реку. Но чтобы построить мост через большую реку, деталей конструктора, по мнению Дениса, не хватило бы. Вот он и решил построить корабль. Если работы Дениса оценивать формально, то результаты будут ниже, чем у других детей. Ведь его постройки, поделки, рисунки частично или полностью не соответствуют заданию. Но воспитатели заметили, что Денис быстро схватывает программный материал, правильно понимает и его, и задания воспитателя, но в то же время как будто всегда играет и в выполнение задания тоже вносит элемент игры. У него богатое воображение. Он видит и решает проблемы там, где, казалось бы, их быть не должно. (А вам никогда не приходила в голову мысль, что у снеговиков действительно грустная участь: вокруг все бегают, играют в снежки, а тут только стой и жди, когда кто-нибудь тебя развалит или солнце растопит?) Воспитатели мудро поступают в отношении творческих проявлений этого мальчика: они не заставляют его переделывать, чтобы было как у всех, пытаются выяснить причины «новшеств», часто предлагают ему индивидуальные задания, стимулирующие развитие творчества. Задание .Присмотритесь внимательнее к работам своего ребенка или воспитанника и попытайтесь оценить: 56 необычность, новизну творческого замысла, способа, средств его воплощения: выразительность, оформленность, законченность работы; разнообразие использованного материала; частоту появления оригинальных работ. Сравните с более ранними работами (если они сохранились). В чем вы видите различия? Взрослые открывают для себя много нового в ребенке, когда начинают рассматривать его работы не с точки зрения их совершенства, а с позиций принятия, понимания пусть даже небольшого, но прогресса в раскрытии творческих возможностей. Если творческий потенциал проявляется очень ярко в какой-либо специальной области знания, деятельности (музыка, танцы, математика), родителям и воспитателям бывает трудно самостоятельно оценить его развитие. Возникает необходимость обратиться к профессионалам в этой области. Они могут предложить ребенку специальные диагностические задания. § 8. Выявление интеллектуального потенциала Ученые считают, что для творчества необходим определенный уровень развития интеллекта. Чаще всего они уточняют при этом: выше среднего, но не сверхвысокий. Интеллект выступает одной из составляющих творчества. Поэтому при диагностике одаренности информативны результаты выявления интеллектуального потенциала. Неординарные умственные возможности ребенка раскрываются в процессе систематического наблюдения за его развитием: он сравнительно рано (в три-четыре года) овладевает навыками чтения и счета; легко устанавливает связи между различными явлениями, фактами; понимает сложные для его возраста определения, отношения; склонен к серьезным размышлениям; проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большего периода времени, чем его ровесники; легко схватывает и удерживает большое количество информации; лучше и больше запоминает подробностей, чем другие дети. У такого ребенка большой словарный запас, он много знает, поражает логичностью суждений. Но все это характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. А раньше что-то может указать на будущую одаренность? 57 Развитие рече-мыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимания слов. Следовательно, если малыш довольно рано начинает хорошо ползать, ходить, бегать, легко манипулирует мелкими предметами (карандашом, кисточкой), значит, более активно идет ознакомление с окружающим, создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы. Психолог Н.СЛейтес писал о детях с опережающим интеллектуальным развитием, что у них повышенная склонность к умственной деятельности. Чтобы опередить сверстников на несколько лет в умственном развитии, им потребовалось проделать большую умственную работу. Их отличает большая работоспособность, им чужды скука и лень. Однако наличие общих черт не отрицает их различий по ряду параметров, например по динамическим характеристикам умственной деятельности (что выражается в быстроте переключений, темпе, ритме мыслительной деятельности), по личностным чертам (уверенность, напористость). В.С.Юркевич, много лет занимающаяся проблемой одаренности, считает, что основным ее критерием является отношение к умственной деятельности. Существует много разных диагностических заданий, дети по-разному их выполняют, но если ребенок радуется трудной задаче, проявляет к ней большой интерес, у него значительно больше шансов быть отнесенным к группе одаренных. Высокая познавательная активность — первый признак одаренности — может быть выявлена разными способами. Главное, чтобы задания заключали в себе возможность получения ребенком интересной информации. Задание .Если у вашего ребенка (от трех до семи лет) не отмечается особого опережения в умственном развитии, но вы хотели бы убедиться в его сообразительности и рассудительности, предложите ему следующие задания: а) на классификацию и обобщение предметов (опреде б) на установление причинно-следственных связей по 58 связь и отношения, составлять последовательный рассказ по серии картинок, рассуждать); в) на понимание причинности физического явления, например плавания предметов (определите возможность ребенка предполагать причину явления, способность логически мыслить и рассуждать). Способности для решения этих задач должны быть развиты к концу дошкольного возраста. Но с помощью взрослого с такими заданиями справляются и младшие дети. Обратите внимание на сам поиск решения: какие способы выбирает ребенок, насколько они осознанны, как он реагирует на критику, подсказку, как использует имеющийся или появившийся опыт решения в похожей ситуации. Даже если ребенок предложит неверный ответ, по его стремлению справиться с заданием, по действиям и информации, которые он использует для этого, вы составите мнение о сообразительности, интеллектуальных возможностях ребенка. § 9. Как сделать оценку дарования более объективной и точной Много информации о развитии малыша можно получить, наблюдая за ним, беседуя с ним на разные темы, изучая детские работы, решая с ним познавательные задачки, а также размышляя над анкетами, опросниками. Но у всей этой информации есть один недостаток — она во многом субъективна. Заинтересованным взрослым — родителям, воспитателям, пе-1агогам — невозможно стать беспристрастными посторонними
наблюдателями. Да это и не нужно, ведь для раскрытия дарования ребенку необходимы в первую очередь внимание, понимание и участие взрослых. Тогда как быть с точностью оценивания? Родители, оценивая своего ребенка, как правило, сравнивают его со старшими братом или сестрой, с детьми родственное или соседей. В более выгодном положении оказывается аоспитатель детского сада: возможности сравнения данного ре-" гнка с другими значительно расширяются. И тем не менее при < еобходимости более точной оценки возможностей ребенка и эдители, и педагоги чаще всего стремятся обратиться к специ-шсту— детскому психологу. 59
продуктивность (йеглость, скорость) — отражает способность к порождению боольшого числа идей, выраженных словесно или в виде рисункоев, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания; гибкость — характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому; оригинальность — предполагает способность к выдвижению новых, необычных, неочевидных идей; разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим образом воплотить идею, замысел. Подчеркнем, что серьезные, стандартизированные тестовые методики требу/ют от применяющего их специальной подготовки и опыта диагностической работы. Поэтому во избежание ошибок в тестовом обследовании и интерпретации его результатов (что,, как правило, оказывается весьма сложным делом) допустимо ограничиться предложением отдельных заданий (функциональные пробы) на внимание, память, абстрактное мышление, развитие речи, воображение и т.д. Естественно, точноспь оценки снизится, но развитию ребенка не будет нанесен вред из-за неправильного заключения психолога. Е.И.Щебланова— специалист в области диагностики детской одаренности — КЕЫделяет тесты лишь как один из источников сведений, необходимых для принятия решения о наличии дарования. Чем больше источников информации о ребенке (наблюдения, опросы,; анализ работ) будет использовано, тем правильнее и точнее (эудут решения. Комплексность, многогранность понятия одаренности предполагает и комплексный подход к ее диагностике. Выделения одной какой-либо характеристики или качества, а также использования одного ] какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребенка-дошкольника. § 10. Составление психологической характеристики Представить поллую картину развития ребенка и его одаренности поможет составление психологической характеристики. Она достаточно проста в заполнении и последующем использовании, что осообенно ценно для практики. В детских дошкольных учреждениях принято ведение медицинской карты, где содержатся сведения о прививках, болезнях, перенесенных ребенком, фиксируются результаты медицинских осмотров. 64 Возможно, со временем получит распространение и психологическая карта или характеристика, ведь психическое развитие не менее важно, чем физическое. Заполнять такую характеристику может психолог или педагог на основе наблюдений за ребенком, бесед с родителями, воспитателями, самим ребенком, анализа процесса и результатов творческих видов деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.).
|