Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если проводится специальная тестовая диагностика, то результаты тоже отражаются в характеристике. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Составление характеристики начинается как обычно, с формальных сведений о ребенке: фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей; дата, место рождения; место проживания ребенка; сведения о посещении детского сада. При составлении характеристики обязательно учитываются сведения о семье, в которой воспитывается ребенок (профессии, интересы матери, отца, наличие братьев, сестер, бабушек, дедушек, особенности внутрисемейных отношений, занятия с ребенком). Последующую информацию, представленную в характеристике, можно условно разделить на несколько пунктов: 1) физическое развитие (здоровье); особенности развития 2) развитие познавательной сферы (познавательная актив 3) социальное развитие, личностные особенности (общи 4) игровая деятельность (виды игр, предпочтения игр и ро Склонности и одаренность (интерес и успешность в творческих видах деятельности, сферы проявления высокой познавательной активности, устойчивость и смена интересов, увлечения). По мере взросления ребенка характеристика дополняется новыми сведениями о его развитии, что позволяет представить все направления и возможности раскрытия одаренности. В подобной психологической карте фиксируются все трудности ребенка, препятствующие его успешному развитию, раскрытию дарований. Отмечается вид оказанной психологической помощи и ее результат. У неординарного ребенка тоже могут возникать свои специфические проблемы, и важно вовремя их заметить и помочь (более подробно мы поговорим об этом в последующих главах). 65 Если планируется внедрение новой программы обучения и воспитания или проведение специальных занятий, направленных на развитие тех или иных видов одаренности (умственной, социальной) или на раскрытие творческого потенциала в целом, выбор диагностических методик и приемов должен соответствовать целям развивающей программы. Например, если предполагается развивать дарования детей в социальной сфере, большее внимание уделяется диагностике самооценки, других личностных особенностей ребенка, взаимоотношений с детьми. Составление полной характеристики в этом случае будет полезно тоже, так как позволит избежать однобокого подхода и проследить происходящие изменения не только в данной, но и в других сферах. Итак, мы рассмотрели кратко вопросы выявления одаренности в дошкольном возрасте. Уделяя основное внимание познавательной активности — ведущему показателю одаренности, можно проследить, в какой сфере начинает (или начнет) раскрываться дарование дошкольника. Сведения об интеллектуальном и творческом потенциале значительно уточняются и дополняются в процессе тестового обследования ребенка, однако при этом не следует абсолютизировать результаты выполнения теста. Только комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы и направленная на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности. Необходимо помнить, что результаты диагностики одаренности в дошкольном возрасте не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Задание .Вопросы для самопроверки: 1. Ранняя диагностика позволяет прогнозировать бу 2. Какие цели диагностики способностей дошкольника 3. Могут ли родители оценить творческие возмож 4. Удалось ли вам увидеть что-то новое в работах 5. Почему детские игры, занятия мы тоже отцосим к 6. Можно ли, используя один какой-либо тест, одно 7. В какой сфере или области деятельности больше Наблюдая за ребенком, изучая его творческие работы, родители и педагоги могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.
|