Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние театра на развитие эстетического в читателе
«Что это за странная и загадочная страна – театр? Что за искусство? Такое живое, такое подвижное, манящее праздником и тайной, человечное, близкое каждому, за столетия своей истории знавшее столько преданности, энтузиазма и труда своих создателей и творцов, и столько любви и признательности зрителей?» (Ю.А. Максакова). Современный театр вступает в невольное соревнование с развитым, разросшимся, достигшим высоты кинематографом, искусством телевидения. Почему же театр нередко побеждает? Чем он особенно и преимущественно силен, чем отличен от разных смежных и конкурирующих искусств? Живым чудом непосредственного общения с нами, зрителями. Театр и мы – это двуединство поистине неразделимо. Наполненный живым дыханием людей, их волнением и влюбленностью, зрительный зал шлет на сцену живые и волнующие импульсы творчества. «Мы» - все любящие театр, стремящиеся в театр, проживающие за три часа спектакля всю боль и всю радость судеб героев, «мы» - неотъемлемая и принципиально важная составная часть театрального процесса. Театр – искусство прямого, непосредственного общения – от сердца к сердцу, от разума к разуму, искусство горячего и открытого сопереживания актера и зрителя. «На сцене может быть драма, комедия, трагедия, но всегда искусство театра должно подымать человека, а не принижать, не сгибать его; духовно окрылять людей, давать им мужество и веру в трудах и борениях жизни, делать счастливее. Недаром столь важно основополагающее в театре понятие катарсиса – очищения, наступающего в финале увиденного и сопережитого зрелища»(В.И. Немирович-Данченко) Сцена воспитывает и формирует зрителя идейно и духовно. Она же воспитывает и его эстетический вкус. Принцип гармонии, единства, неразрывности идейного и художественного начала стал основополагающим принципом театрального искусства. Именно такие высокоидейные и высокохудожественные спектакли обладают силой наибольшего воздействия на зрителя, формируют его сознание, его духовный мир, его эстетические критерии. «Все переменчиво, все подвижно в театре. В том числе и зритель, у которого своя история, своя особенная на разных временных этапах судьба. Вне учета этой изменчивости, этой подвижности зрительского восприятия, социальных, национальных, исторических особенностей аудитории искусство театра не может существовать, быть действенным и необходимым» (К.С. Станиславский). Театр бесконечно много может дать зрителю. Но и зритель, подобно колоссу, держит театр своим сердцем, одушевлением, увлечением. Есть культура зрительского восприятия… Память о спектакле, чувства и мысли, рожденные им, переходят в плоть и реальность человеческих поступков. Потому искусство театра действенно. Потому так велика доля участия людей искусства в трудах и подвигах своих современников. Из большой и самоотверженной работы художников театра, из высокой ответственности перед людьми и временем, из готовности и способности зрителя чувствовать и воспринимать искусство, из счастливых мгновений духовной близости зрителя и актера, театра и его публики, рождается живое чудо спектакля. А потом спектакль начинает жить. И не только на сцене. В душе и мыслях, трудах и борьбе людей. Для того чтобы отметить место театра в эстетическом воспитании ребенка, развитие эстетического чувства и вкуса, необходимо многое узнать о театральном искусстве и его влиянии на развитие эстетического в читателе, зрителе. Театр и книга неразрывно связаны как два составляющих элемента единого целого организма. Организм этот – эстетика, а важный элемент функционирования эстетики и есть неразрывная работа книги и театра. «Зритель, уходя со спектакля, должен смотреть на жизнь и современность глубже, чем когда он пришел в театр…» (К. С. Станиславский).
|