![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиотекарь-психолог: методы психологической помощи
В последнее время психологи и психотерапевты все больше входят в нашу жизнь, помогая в разрешении жизненных проблем, советуя, как поступить в той или иной ситуации. Востребованность психологов и психологических консультаций связана с социальными переменами: экономические катаклизмы, войны, междоусобицы, социальная незащищенность, конфликты и др. Любая серьезная болезнь, особенно физическая травма, выбивает из привычного ритма жизни, и тогда начинается битва за жизнь. Хорошо, если рядом оказывается человек, способный посоветовать, используя свой или чужой опыт. Общество нуждается в развитии организаций и служб, способных помочь человеку адаптироваться к новым условиям жизни. Библиотека – самое подходящее для этих целей учреждение в силу своей доступности, не авторитарности, обладания достаточным фондом документов и т. д. В штатное расписание библиотеки необходимо ввести ставку библиотекаря-психолога. Профессия библиотекарь-психолог - одна из перспективных профессий на сегодняшний день. Этот специалист призван помочь читателю преодолеть психологический дискомфорт, стабилизировать душевное здоровье с помощью книги. Освоение смежных специальностей на базе стандартного библиотечно-информационного образования даст библиотекарям возможность дополнительного заработка, повысит их квалификацию, престиж библиотек и библиотечной профессии. Профессиональная деятельность библиотекарей-психологов должна носить комплексный характер. Выполняя свои функции, библиотекарь-психолог должен обладать системой знаний по различным дисциплинам: социологии, общей и возрастной психологии, библиотековедческим дисциплинам, знаниями в области психоневрологии, психотерапии, литературе и др. В современном обществе вера в то, что существует единый универсальный подход к решению проблем мира и человека, давно отсутствует. Поэтому характерной особенностью сегодняшней науки является множественность подходов к решению проблем оказания психологической помощи. Общее содержание библиосоциальных методов работы сводится к оказанию общей поддержки с целью снижения социальной напряженности, мобилизации внутренних жизненных сил на преодоление каких-либо препятствий, исключения нерациональных форм поведения, снижения групповой и индивидуальной конфликтности. Основным мощным средством в этом является книга. Библиотекарь-психолог может не иметь глубокой специализации в области экспрессивной терапии (понятие, объединяющее лечение с помощью комплекса различных форм творческого самовыражения) и не владеть в полной мере навыками арт, арома или музыкотерапии, однако включение их элементов в психотерапевтический процесс вполне допустимо. Оно помогает мобилизовать творческий потенциал клиента, всесторонне исследовать его проблемы и предоставляет ему дополнительные возможности для выражения своих переживаний. Сочетание различных проективных, экспрессивных и коммуникативных терапевтических методик (чтение, рисование, слушание музыки и медиативной поэзии, обмен впечатлениями и др.) позволяет повысить эффект лечебного воздействия. Различные формы творческого самовыражения могут использоваться последовательно (например, в виде серии терапевтических сессий, посвященных работе над какой-либо темой, при этом каждая сессия предполагает поочередное применение изобразительного творчества, музыки, игры, литературы и т.д.) либо одновременно. Такие формы работы часто называются мультимедийными. Специфика существования современного общества такова, что библиотекарь-психолог – жизненная необходимость для сохранения психически здоровой нации.
|