![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационного общества
Информационный потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техносферы и используемыми технологиями. Во многом он зависит и от уровня развития информационной культуры каждого индивида и общества в целом. Этот уровень может служить интегральным показателем развития, является его важным движущим фактором. Информационная культура является органичной частью общей культуры человека и человечества. Успешное функционирование в условиях быстро развивающегося информационного общества неразрывно связано со способностью человека к учению и самообучению. Информационную культуру можно рассматривать как готовность и навыки образования и самообразования, умение отыскивать, получать, оценивать, воспринимать, усваивать, обрабатывать, хранить и использовать информацию с применением всех доступных информационных технологий. Важнейшими характеристиками информационной культуры также являются умение ориентироваться в информационном пространстве, знание номенклатуры информационных продуктов и услуг, предлагаемых информационными организациями и учреждениями (библиотеками, информационными центрами), владение алгоритмами различных информационных процессов (в том числе, техникой быстрого чтения, тренированной памятью, аналитическим мышлением). Информационная культура позволяет выйти на новый уровень коммуникации – на базе локального и глобального информационного пространства, перейти к новому типу мышления, ориентированному на самообучение и саморазвитие.
Вилисова Л.В. Формирование информационной культуры школьников
Формирование информационной культуры школьников – важная задача всей системы образования. Современное состояние этой проблемы связано с информатизацией общества, новой ролью информации. Но ее актуальность была осознана гораздо раньше, что выявляется при изучении истории становления информационного образования. Информационное образование школьников – это целенаправленный процесс обучения и воспитания информационной культуры. Школьники преимущественно действуют в информационной среде в условиях процесса обучения. Они должны выполнять требования рациональной передачи, приема, запоминания информации. От современного учащегося требуется не только умение усваивать информацию, но и способность творчески перерабатывать усвоенное. Основными звеньями системы информационного образования являются образовательные учреждения и библиотеки. Формирование информационной культуры неразрывно связано с их деятельностью. Школы могут обеспечить систематическую работу по информационной подготовке учеников в ежедневной учебной деятельности. Важным условием формирования информационной культуры школьников на базе общеобразовательных учреждений является наличие специально подготовленных педагогических кадров. В условиях библиотеки формируются такие составляющие информационной культуры, как культура мышления (экология мышления, экологический императив), библиотечно-библиографические знания, культура чтения, знакомство с методами информационного поиска. Библиотекам принадлежит большая роль в организации условий для самообразовательной деятельности школьников, для удовлетворения их познавательных, учебных и других потребностей. Фонд библиотек является информационным массивом, в котором накоплены огромные запасы информации. Большое значение имеет целенаправленная деятельность библиотек по формированию информационной культуры своих пользователей, особенно школьников, юношества. При этом используются разнообразные методы и формы, в т. ч. библиотечные уроки, специальная организация библиотечной среды. Наиболее высокие результаты информационного образования может дать организация совместной деятельности школ и библиотек по формированию информационной культуры школьников, создание единой информационной образовательной среды.
|