Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационная культура и рефлексия
Сегодня практически невозможно назвать сферу человеческой деятельности, которая не испытывала бы зависимость от рынка информации и не нуждалась бы в использовании новейших информационных технологий. Все это в значительной мере меняет представления, взгляды, поведение, образ жизни и мышление современного человека и предъявляет к нему новые требования, важнейшим среди которых является овладение информационной грамотностью, информационной культурой и рефлексивным мышлением. Под информационной культурой понимают систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности. Человек на своем жизненном пути «встречает» различным образом организованную информацию и из всей суммы отбирает только ту, которую готов, способен воспринять, переработать, т. е. информацию, которая стимулирует развитие психики, соответствует его развитию в данный момент, формиря критическое мышление. Информационная культура личности становится областью метазнаний, уровень владения ею – важнейшим фактором профессиональной компетентности и социальной дифференциации, а путь её формирования – приоритетным направлением модернизации учебного процесса в сфере профессионального образования. Формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательных учреждений. Именно они, в соответствии с существующим законодательством в данной сфере, способны оказывать влияние на каждого учащегося, в отличие от многих других причастных к решению этой задачи организаций, которые в принципе лишены такой возможности. Формирование информационной культуры качественно влияет на развитие мышления личности, способствуя умению мыслить категориями, отделять главное от второстепенного, анализировать ситуацию и делать выводы, развивая его образную, абстрактную и творческую направленность. Осознавая свои действия и их основания, мы рассматриваем их как объекты особого рода, становимся по отношению к ним свободны, можем изменить, заменить, усовершенствовать. В этом и заключается основная роль рефлексивного уровня в мышлении. Рефлексия отражает необходимость развития культуры личности на уровне сознания, коммуникации, познания сущности учебно-профессиональной деятельности и обращения студента к себе, как субъекту профессиональной подготовки на основе перевода обучения на уровень самообучения, контроля в самоконтроль, оценки в самооценку. Умение рефлексировать складывается в виде совокупности отдельных элементов: умение контролировать свои действия, в том числе и умственные, отслеживать логику развертывания своей мысли (суждения); умение видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное, т. е. видеть противоречие, которое является причиной движения мысли; осуществлять диалектический подход к анализу ситуации, вставать на позиции разных «наблюдателей», преобразовывать объяснение наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий; использовать теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания. Включение механизма рефлексии позволяет контролировать собственное информационное поведение. Формирование высокой информационной культуры, в конечном счете, позволит совершить то, к чему человечество стремилось тысячелетиями – качественно увеличить умственный, духовный, творческий потенциал человека. По прогнозам специалистов, в этом будет заключаться одно из самых значительных достижений человечества начала XXI в.
|